Файл: Принципы конституционного судопроизводства: понятие и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) проверена конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ;

5) проверен на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ.

Заключением, со своей стороны, называется итоговое решение Конституционного Суда Россия по факту запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Российского президента в государственной измене либо совершении другого тяжкого преступного деяния.

Все другие решения Конституционного Суда Россия, которые принимаются в процессе воплощения конституционного судопроизводства, называются определениями. К тому же в заседаниях Конституционного Суда Россия принимаются также решения по вопросам организации его работы.

Порядок принятия решения Конституционным Судом Россия подразумевает:

- принятие постановления и дачу заключения лишь по предмету, обозначенному в обращении, и только в отношении той части акта либо компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;

- обоснование решения материалами, исследованными в судебном совещании;

- принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;

- запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);

- проведение открытого голосования;

- подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;

- подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании;

- право судьи на особое мнение;

- провозглашение решения, который был вынесен по результатам изучения дела, кроме постановления, который был принят без проведения слушания, в полноценном объёме в открытом совещании незамедлительно после его подписания.

Открытое голосование производится методом поименного опроса судей. Председательствующий во всех вариантах высказывает свое мнение и голосует последним. По общепринятому правилу решение Конституционного Суда Россия считается принятым в случае, что за него отдало свои голоса большая часть принимавших участие в голосовании арбитров. Но в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» изготовлены некоторые дополнения. 


Например, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились в равных долях, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции при любом варианте принимается большинством голосов.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Определения Конституционного Суда Российской Федерации озвучивается в заседании и заносятся в протокол, если другое не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда Российской Федерации вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо иному вопросу либо по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством арбитров. При подобном положении письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в издании "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ немедленно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в издании "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Любое решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, оспариванию не подлежит. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, которое было вынесено по результатам изучения дела, который назначен к слушанию в совещании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу незамедлительно после его провозглашения. Конституционного Суда России, которое было вынесено по результатам изучения дела, который назначен к слушанию в совещании Конституционного Суда Россия, которое было принято без проведения слушания, вступает в силу со времени его официального опубликования. Другие решения Конституционного Суда России начинают действовать со времени их принятия.
Решение Конституционного Суда Россия действует конкретно и не просит доказательства иными органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта не соответствующим конституции не может быть преодолена последующим принятием этого же акта. Общепризнанные не соответствующими конституции акты либо их некоторые положения утрачивают силу; общепризнанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные соглашения РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и других органов, которые были основаны на актах либо их некоторых положениях, которые были признаны решением Конституционного Суда Россия не соответствующими конституции, не подлежат выполнению и должны быть пересмотрены в установленных общегосударственным законом вариантах.


Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, местных административных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее выполнению либо воспрепятствование выполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

3. Конституционные (уставные) суды субъектов

Конституционные уставные суды субъектов РФ – это органы государственной власти субъектов Федерации, независимо и без помощи других осуществляющие от имени субъекта РФ на соответственной территории судебную власть в виде конституционного судопроизводства. Другими словами, это аналог Конституционного Суда Российской Федерации, но на другом уровне.

Субъектом Российской Федерации может создаваться Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации для изучения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местных административных органов субъекта России конституции (уставу) субъекта России, также для толкования конституции (устава) субъекта России.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации помогает сбалансировать недочёт профессионализма и компетентности, который наблюдается у периодически переизбираемых органов представительной и исполнительной власти (в особенности в 1-ый период по прошествии голосования). Деятельность данного суда делает конституционное правосудие наиболее легкодоступны, помогает более эффективно и стремительно решать непрерывно возникающие политические трудности, гасить политические конфликты меж ветвями власти.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте России определяется законом субъекта России.

На должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации назначаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. "з" ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Срок полномочий судьи - двенадцать лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе производить в составе более 3-х арбитров. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных совещаний допускается только в вариантах, которые были предусмотрены Федеральным законом.


Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Юридическое значение решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации закреплено в ч. 4 ст. 27 Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", где отмечено, что принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

В ноябре 2020 г. Государственная Дума во 2-м чтении приняла законопроект, приводящий действующие нормы в соответствие с новыми положениями Конституции, инициатива была доработана ко второму чтению:

Из судебной системы Россия исключаются конституционные (уставные) суды регионов России — они ликвидируются до 1 января 2023 года. При всем этом судьям конституционных (уставных) судов регионов России обеспечивается сохранение гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), которые были предусмотрены для арбитров конституционных (уставных) судов регионов России в отставке. Сразу регионы получают право принимать решение о разработке конституционных (уставных) советов, которые действуют при нормативных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.2. Принципы Конституционного Судопроизводства РФ

Конституционный Суд представляет из себя одну из главных веток судебной власти и производит свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства. Главными принципами работе Конституционного Суда являются самостоятельность, коллегиальность, открытость, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон «О Конституционном Суде» подразделяется также устность разбирательства (ст. 32) и непрерывность слушания в суде (ст. 34).

 Также индивидуальность конституционного судопроизводства накладывает собственный отпечаток на список и содержание его принципов: в их числе нет распоряжений на законность, принцип презумпции невиновности, право на защиту, участие уполномоченных лиц народа и иные принципы правосудия. Это разъясняется тем, что Конституционный Суд не производит правосудие по определенным уголовным и гражданским делам. Функция воплощения конституционного контроля исключает участие в судопроизводстве обвиняемых, подсудимых, их защитников, заявителей и ответчиков. Гражданин может участвовать в конституционном судопроизводстве в ограниченных вариантах, когда он поддерживает обращение на то, что по его определенному делу, который рассматривается в соответственном суде, использован либо быть может использован закон, противоречащий Конституции.


В двадцать девятой статье Закона описывает принцип независимости - как наиболее принципиальный. Именно данная статья воплощает внутри себя требования ст. 120 Конституции, где приведены конституционные принципы воплощения конституционного судопроизводства.

В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию (ч.2 ст. 29). Стороннее действие на свободу пожелания арбитров должно быть исключено как снаружи, так и с внутренней стороны. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку анализа вопросов (ст. 60), свободно высказываться в процессе заседания арбитров; обеспечивается соответственный порядок голосования и тайна заседания (ст. 15 ч. 4, ст. 70). Все эти нормы направлены на обеспечение наружной стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона — это личная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически объективно должен выражать свою позицию (ч. 3 ст. 29). Установлена вину за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 ст. 29 является только отсылочной нормой. Санкционные меры предусмотрены в отраслевом законодательстве.

 Коллегиальность конституционного судопроизводства различается от коллегиальности правосудия: к изучениям дел в Конституционном Суде не привлекаются представители народа, потому что разрешаемые им дела требуют глубочайших правовых познаний и высочайшего мастерства. При этом рассмотрение дел и принятие по ним решений могут проходить только в коллегиальном составе: в пленарном совещании либо заседаниях палат.

Последующий принцип — это принцип гласности (ст.31). Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст. 123 ч. 1. Данный принцип призван обеспечивать социальный контроль за воплощением правосудия и ответственность арбитров перед обществом. Немаловажен то обстоятельство, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом, не считая социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен для граждан, государственных органов и должностных лиц). Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. «В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами». Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст. 54). Закрытые заседания проводятся только по основаниям, когда это нужно для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности людей, защиты публичной нравственности, это предусмотрено в ст. 55. Ранее присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей. Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Сейчас же согласно ст. 70 решение по изучаемому делу принимается Конституционным судом в закрытом заседании. Принцип гласности необходим, чтоб придать авторитет выносимым решениям. Часто к изучению дел подключаются средства массовой информации.