Файл: Принципы конституционного судопроизводства: понятие и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последующий принцип - состязательность и равноправие сторон (ст. 35). До этого у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в остальных судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон принимающих участие в рассмотрении дел судами. Сейчас функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса с пожелания суда и исходит из принципа разделения властей. По-другому Конституционный суд заменял бы нормативную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту изюминка, что стороной в деле часто бывает орган государственной власти. В разбирательстве в принципе может не быть спора, если это, к примеру, разбирательство по запросу о истолковании Конституции. Равноправие сторон подразумевает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию собственной позиции.  Стороны могут действовать в интересах третьих лиц либо в общих интересах, могут отрешиться отстаивать позицию, поменять её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов, не связанных с их позицией по факту дела. Очевидцы, специалисты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной базе.

В статье 32 сообщается о принципе устности разбирательства. В процессе совещания Конституционный Суд заслушивает разъяснения сторон, показания профессионалов и очевидцев, озвучивает существующие документы.

Данный принцип тесновато связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса конкретное осознание информации о фактах и обстоятельствах дела. Однако допускается и не оглашение документов, если они были представлены для знакомства судьям и сторонам либо их содержание излагалось на совещании по этому делу.

Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип (ст. 33). Создание в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на российском языке. Если участник процесса не знает русского языка, он может давать разъяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.

Принцип непрерывности слушания в суде (ст. 34). Он важен для беспристрастного, актуального и полноценного изучения дел, которые рассматриваются Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в более подходящих критериях для арбитров. Закон устанавливает, что совещания по каждому делу происходят беспрерывно кроме времени на отдых либо на подготовку участвующих процесса к предстоящему разбирательству, или для ликвидации событий, мешающих нормальному ходу совещания. Данный принцип исключает параллельное проведение судебных совещаний с участием тех же арбитров по нескольким делам. Однако ч. 4 ст. 34 описывает, что до принятия решения по делу, который рассматривается пленарным совещанием Конституционного Суда, может быть рассмотрение остальных дел в заседаниях палат и напротив. Потому этот принцип, невзирая на всю его значимость, не перечисляется в ст. 5 вместе с иными главными принципами.


В итоге, в базе конституционного судопроизводства Российской Федерации лежат подобные принципы, как самостоятельность, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность слушания в суде, состязательность и равноправие сторон.

При выполнении собственных возможностей судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются лишь Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Они выступают в своей работе в личном качестве и не представляют никаких публичных структур. Их законодательные позиции, которые выражаются в актах Суда, должны быть свободны от политических пристрастий. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда неприемлемо и тянет предусмотренную законом ответственность. Сами судьи не имеет права запрашивать либо получать от кого-то распоряжения по вопросам, который находится в производстве Суда.

ГЛАВА 2.  ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

2.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ

Конституционное судопроизводство состоит из поочередно сменяющих друг дружку стадий. Они обхватывают комплекс действий конституционного суда и участвующих судебного конституционного процесса, которые были направлены на разрешение определенной законодательной ситуации.

В судебном конституционном процессе существует 7 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1)Внесение обращений в Конституционный суд РФ.

Обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Обращение пишется в письменной форме и подписывается управомоченным лицом или лицами, но также в ней должны быть указаны данные, которые были установлены ст. 37 ФКЗ.

 Основанием к изучения дела является обнаружившаяся неизвестность в вопросе про то, соответствует ли Конституции России закон, другой законодательный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу интернациональный контракт, либо обнаружившееся разногласие в позициях сторон о принадлежности возможности в спорах о компетенции, либо обнаружившаяся неизвестность в осознании положений Конституции Россия, либо выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении другого тяжкого преступного деяния.


Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ. Обращения, которые поступают в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации и только после этого глава Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному либо нескольким судьям предварительное исследование обращения, которое должно быть окончено не позже 2-ух месяцев с момента регистрации. Это стадия является обязательной в Конституционному Суде Российской Федерации.

3) Принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение. Решение по вопросу о принятии обращения к изучения принимается в пленарном совещании не позже месяца с момента окончания предварительного рассмотрения. О принятом решении уведомляются стороны.

Отклонение случается в вариантах, если: разрешение вопроса, который был поставлен в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в приемлемым с требованиями Федерального закона не является приемлемым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) Подготовка к судебному разбирательству.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При исследовании обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в согласовании с возможностями Конституционного Суда Российской Федерации истребует нужные документы и другие материалы, поручает производство проверок, исследовательских работ, экспертных исследований, пользуется консультациями профессионалов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в совещании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в совещание, дают указания об сообщении о месте и времени совещания, а также о направлении участникам процесса нужных материалов;

5) Судебное разбирательство.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, кроме случаев, которые были предусмотрены ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход совещания с занимаемых ими мест. При всем этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает совещание Конституционного Суда Российской Федерации и рассказывает, какое дело подлежит изучения.


Также на этой стадии ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела оконченным председательствующий в совещании заявляет об завершении слушания дела

6) Совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения.

Совещание и голосования проходит в закрытом заседании. В заседании принимают участие лишь судьи Конституционного Суда Российской Федерации, которые рассматривают это дело. В совещательной комнате могут находиться работники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и обычный ход заседания. В процессе заседания судья Конституционного Суда Россия вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить остальных арбитров прояснить их позиции.

В протоколе заседания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на волеизъявление, и показатели голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не разглашается.

Решение Конституционного Суда России считается принятым в случае, что за него отдало свои голоса большая часть принимавших участие в голосовании арбитров, если другое не предвидено реальным Федеральным конституционным законом. В ситуации, если голоса разделились в равных долях, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех вариантах принимается большинством голосов.

Также судья не имеет права воздержаться при волеизъявлении либо уклониться от выборов.

Решение, которое было принято как в пленарном совещании, так и в совещании палаты Конституционного Суда Россия, является решением Конституционного Суда Россия.

7) Исполнение решений Конституционного Суда РФ.

Решение окончательно и не подлежит оспариванию. Решение Конституционного Суда России, которое было вынесено по результатам изучения дела, который назначен к слушанию в совещании Конституционного Суда Российской Федерации подлежит выполнению незамедлительно после опубликования или вручения его официального текста, если другие сроки специально в нем не обсуждены. Неисполнение, ненадлежащее выполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.


2.2. Виды решений Конституционного Суда РФ

Согласно статье 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", выделяются 3 вида

решений: постановлений, заключений, определений.

Постановление – итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по существу вопроса о соответствии Конституции Российской Федерации какого-либо нормативного правового акта, разрешении споров о компетенции, о конституционности закона, применению в конкретном деле, а также о толковании Конституции Российской Федерации.

Заключение- итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по существу запроса о соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определение - иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). 

Постановление и заключение Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательными указанием мотивов их принятия. А определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашают в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" или решение Конституционного Суда Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием методом поименного опроса арбитров (ст. 72). При всем этом судья не имеет права воздержаться либо уклониться от выборов. Для принятия решения за него должны отдать голоса большая часть арбитров участвующих в голосовании. Но тут есть дополнения: если принимается решение по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ и голоса поделились в равных долях, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.  Решение по поводу о истолковании Конституции постоянно принимается большинством (более 2/3 от всего количества арбитров). Принятое решение подписывается всеми судьями, которые участвуют в голосовании.

Если судья не согласен с принятым решением, он может письменно выложить свое особенное мнение. Это важный институт, который обеспечивает принцип независимости и объективности судей.  Особое предположение, которое оформлено в виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением. Судья может в общем поддерживать решение, но не соглашаться с какими-или резонами мотивировочной части. Кроме того, он письменно излагает своё несогласие. Оно должно быть размещено вместе с текстом решения (ст. 76).  Особое мнение не случайно публикуется вместе с решением Конституционного Суда. Это делается с той целью, чтоб исключить все поводы к разным политическим спекуляциям.