ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Педагогическая ситуация и педагогическая задача как основа педагогического взаимодействия
Педагогические ситуации и педагогические задачи (по н.В. Бордовской и а.А. Реану)
Типы педагогического взаимодействия (по л.В. Байбородовой и м.И. Рожкову)
Учет в педагогическом взаимодействии особенностей учащихся, групп, условий среды.
Личностно-ориентированное взаимодействие как реализация профессионально-педагогической позиции
Педагогическое общение: стили, приемы и средства коммуникации
Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса.
Методические рекомендации для студентов
Изучение второго раздела дисциплины «Педагогика» в основном строится на участии студентов в лабораторных (практических) занятиях.
Задачи лабораторных (практических) занятий:
закрепление, углубление и расширение знаний студентов о педагогических явлениях и процессах при решении конкретных практических задач;
применение теории на практике, приобретение умений и навыков педагогической деятельности;
развитие рефлексии, познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;
выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Подготовка к лабораторно-практическому занятию несколько отличается от подготовки к семинару. Теория здесь является основой для отработки практических умений, поэтому важным будет не только тот материал, который необходимо освоить, но и то, что с ним придется делать. Практически на каждом занятии студентам предстоит выступать перед аудиторией на ту или иную тему. При всей важности тех знаний, которые будут излагаться в выступлении, не менее важным будет стиль и методы подачи материала, выразительность речи.
Как и в предыдущем семестре, студенты могут выполнить дополнительные самостоятельные работыпо согласованию с преподавателем (рекомендации по их выполнению смотри в Методических рекомендациях для студентов по Разделу 1.):
Рефераты:
- Эмоциональные потенциалы коллектива
- Способы изучения среды образовательного учреждения
- Ситуация успеха в образовательном процессе
- Особенности взаимодействия с одаренным (агрессивным, замкнутым, гиперактивным) ребенком
- Три стороны общения
- Основы речевой профессиональной культуры педагога
- Конфликт и его разрешение в педагогической деятельности
Эссе:
- Воплощение профессионально-педагогической позиции в фильме (по фильмам «Общество мертвых поэтов» или «Доживем до понедельника»)
- Идеи личностно-ориентированной педагогики в произведении/ях писателя/ей фантаста/ов
- Мероприятие или коллективное творческое дело?
- Рефлексия педагогической деятельности: сущность и назначение
Коллоквиум:
«Субъектность ребенка: цель, принцип или средство?»
«Методологические подходы к разрешению конфликтов»
Составление аннотированного списка литературы по проблеме (по выбору студента).
Составление кроссворда по материалу раздела.
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Другую часть заданий студенты должны выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Дополнительные материалы для самостоятельной работы при подготовке к семинарам, упоминающиеся в настоящих рекомендациях, можно получить в кабинете кафедры педагогического образования. Все письменные работы собираются в портфолио. В него же должны войти отзывы организаторов или педагогов и самоотчеты студентов об участии в различных видах профессионально-ориентированной деятельности.
С целью ознакомления с возрастными и индивидуальными особенностями детей и вариантами педагогически верных и ошибочных поступков взрослых, студентам предлагается выполнить анализ художественной литературы, где бы действовали и взаимодействовали взрослые и дети в различных жизненных ситуациях. Выписывая из книг цитаты, раскрывающие своеобразие детской логики, детского мировосприятия, мироощущения в различных ситуациях, студенты должны дать свои комментарии, высказать собственное мнение по оценке поступков детей и взрослых, возможно – предложить собственное решение подобных ситуаций. Задание выполняется на протяжении всего изучения курса, сдается при изучении последней темы, оценивается во время зачета.
Лабораторное занятие № 1 (4 часа).
Педагогическая ситуация и педагогическая задача как основа педагогического взаимодействия
Общий алгоритм педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие и его виды
Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач.
Моделирование педагогических ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Познакомиться с материалом гл. 5, параграф 4; гл. 20, параграфы 3-6 учебника (Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004.).
Соотнести этапы решения педагогической задачи с предложенной на лекции схемой В.В. Рогачева.
2. Составить таблицу «Педагогические ситуации и педагогические задачи» (по материалам Н.В. Бордовской и А.А. Реана).(Трудоемкость 1 час)
Познакомиться с классификацией педагогических ситуаций, предложенной в учебнике Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php). Определить в обобщенном виде для каждого типа педагогических ситуаций противоречие и проблему. Соотнести с предложенными в этом же учебнике типами педагогических задач. Составить таблицу:
Педагогические ситуации и педагогические задачи (по н.В. Бордовской и а.А. Реану)
Вид педагогической ситуации |
Противоречие |
Проблема |
Вид педагогической задачи |
|
|
|
|
3. Составить таблицу «Виды педагогического взаимодействия» (Трудоемкость 1 час)
Познакомиться с материалом гл. 2 параграф 1 (1.1, 1.2, 1.3) учебника Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова «Организация воспитательного процесса в школе» (http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2404). Привести из художественной литературы примеры каждого типа взаимодействия взрослого с ребенком в виде таблицы:
Типы педагогического взаимодействия (по л.В. Байбородовой и м.И. Рожкову)
Тип взаимодействия |
Отношение участников к интересам друг друга |
Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности |
Субъектность позиции участников по отношению друг к другу во взаимодействии |
Пример из художественной литературы |
|
|
|
|
|
4. Составить алгоритмы анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи(Трудоемкость 1 час).
На основе анализа работы Л.Ф. Спирина «Теория и технология решения педагогических задач» составить алгоритмы анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.
5. Описать (придумать, вспомнить) педагогическую ситуацию, сделать ее анализ, преобразовать в задачу и предложить ее решение (Трудоемкость 1 час).
Описание педагогической ситуации должно включать достаточное количество информации. Анализ должен соответствовать представленному алгоритму. Формулировка задачи должна быть четкой. Желательно сформулировать задачи как в отношении личности, так и в отношении коллектива школьников (или семьи, если это возможно).
Литература:
Рожков М.И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 256 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 304 с.
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
Рассадин Н.М. «Взаимодействие» как категория педагогики. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. – 1996. – №1.– С. 83-84
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / Под ред. П. И. Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1997. – 174 с.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
Лабораторное занятие № 2 (6 часов).
Учет в педагогическом взаимодействии особенностей учащихся, групп, условий среды.
Методы психолого-педагогической диагностики
Учет в педагогическом взаимодействии возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, статуса личности ребенка в классном коллективе.
Особенности взаимодействия педагога с классом в зависимости от типа классного коллектива и этапа его развития.
Задания для самостоятельной работы:
1. По микрогруппам (2-3 чел.) подготовить сообщение и мультимедийную презентацию одного из методов диагностики. Подготовить к проведению на занятии диагностику соответствующего вида и ее обработку. (Трудоемкость 2 часа).
Темы для презентаций:
- Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики.
- Анкетирование как метод психолого-педагогической диагностики, виды анкет.
- Виды тестов. Процедура и требования к проведению психологического тестирования.
- Социометрия как метод исследования коллектива учащихся.
При подготовке презентации рекомендуется ознакомиться с материалом статьи «Типичные ошибки при составлении презентации» (http://irinabelyakova.rusedu.net/post/3305/33706 или http://nachalka.com/node/1349), «Правила создания успешной презентации» (http://comagency.ru/index.php/2011/08/simplerules-for-sucessful-presentation/ или http://methodist.alexandrov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:l--r&catid=35:xzft&Itemid=37, а также http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm)
При подборе диагностического материала, который будет опробован на занятии, необходимо выбирать нейтральные методики, в которых не будет «излишне личной» информации, так как обработка должна быть осуществлена тут же в аудитории.
2. Эссе «Ролевая структура коллектива» (Трудоемкость 1 час).
Вспомнить и описать 3-5 «ролей», которые существовали в вашем классе. Какие формы поведения в этих ролях ожидались, поощрялись одноклассниками, учителями? Были ли попытки «выйти из роли» или «борьбы за роль»? В чем они проявлялись? Какова была реакция окружающих?
3. Выступление «Типология классных коллективов и этапы развития коллектива» (Трудоемкость 1 час).
Познакомиться с материалом (http://www.studfiles.ru/dir/cat23/subj1268/file16491/view156694/page8.html). Подготовить выступление на тему «Типология классных коллективов и этапы развития коллектива».
4. Иллюстрации «Возрастные особенности учащихся».