ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Педагогическая ситуация и педагогическая задача как основа педагогического взаимодействия
Педагогические ситуации и педагогические задачи (по н.В. Бордовской и а.А. Реану)
Типы педагогического взаимодействия (по л.В. Байбородовой и м.И. Рожкову)
Учет в педагогическом взаимодействии особенностей учащихся, групп, условий среды.
Личностно-ориентированное взаимодействие как реализация профессионально-педагогической позиции
Педагогическое общение: стили, приемы и средства коммуникации
Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие для студ. вузов – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
Лабораторное занятие № 5 (4 часа).
Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса.
Конфликт как столкновение интересов. Педагогические конфликты деятельности, поведения и отношений. Позиция педагога в конфликте.
Управление конфликтом. Основные способы разрешения конфликта. Регулирование эмоциональной составляющей конфликта.
Анализ и решение межличностных конфликтных ситуаций: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель». Групповые и межгрупповые конфликты.
Задания для самостоятельной работы:
1. Конспект «Поведение в ситуации конфликта» (Трудоемкость 1 час).
Для работы на занятии потребуется познакомиться с разделом «Поведение в ситуации конфликта» из книги Е. Мелибруды «Я – Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения» (стр. 200-206). Составьте конспект (рекомендации по составлению конспекта см. в Разделе 1).
2. Конспект «Особенности и разрешение педагогических конфликтов» (Трудоемкость 2 часа).
Особое внимание нужно обратить на виды педагогических конфликтов, причины, способы разрешения представленные в работе М.М. Рыбаковой «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе». Эти знания потребуются при выполнении следующего задания и при работе на занятии.
3. Подобрать по 1 собственному примеру педагогических конфликтов деятельности, поведения и отношений, предложить варианты их решения. (Трудоемкость 2 часа).
Задание выполняется письменно, подшивается в портфолио.
Литература:
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с. //www.twirpx.com/file/79797
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие для студ. вузов – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
Мелибруда Е. Поведение в ситуации конфликта. // Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. /Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986. (имеется книга и электронный ресурс в кабинете, взятый с сайта //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Konflikt/16.php)
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителей. – Ярославль, 1993. – 102 с. (имеется электронный ресурс в кабинете, взятый с сайта //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Konflikt/11.php)
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
Лабораторное занятие № 6 (2 часа).
Способы профессионального самопознания и саморазвития
Рефлексия, самооценка, контроль и самоконтроль. Рефлексия сформированности профессиональных качеств педагога.
Приемы развития профессиональных умений и компетенций. Развитие мотивационно профессионального потенциала личности педагога.
Приемы отработки педагогической техники и накопления профессионального опыта.
Задания для самостоятельной работы:
1. Эссе «Зачем педагогу проводить анализ и рефлексию собственной деятельности?» (Трудоемкость 1 час).
При подготовке эссе рекомендуется использовать цитаты из работ ученых, посвященных сущности, структуре педагогической деятельности, требованиям к личности педагога.
2. Самооценка развития профессионально-значимых качеств личности на основе анализа занятий по дисциплине. (Трудоемкость 1 час).
Основой для самооценки могут стать «Профессиограмма общепедагогическая» Л.Ф. Спирина, ФГОС ВПО бакалавриата по направлению педагогическое образование. Представление результатов рефлексии может быть как структурированным (таблица, балльная оценка и т.п.) или иметь вид эссе, свободного изложения.
3. Творческое задание «25 приемов развития профессиональных умений и компетенций педагога» или «Программа моего профессионального самосовершенствования на 3 года» (Трудоемкость 2 часа).
«Программа…» выстраивается на основе выполнения предыдущего задания, должна напрямую корреспондироваться с результатами самооценки. Описание приемов развития профессиональных умений и компетенций педагога должно включать не только необходимые действия, но и предполагаемые результаты.
Литература:
Рожков М.И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 256 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 304 с.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
Зачет по этому разделу будет организован в форме творческой публичной защиты портфолио работ и отзывов. По согласованию с преподавателем могут быть организованы выставки (методических материалов, творческих работ), просмотр видеоотчетов о проведенных мероприятиях, пресс-конференции и т.п.