Файл: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Познакомиться с особенностями детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Из художественной литературы подобрать иллюстративный материал по теме: «Возрастные особенности учащихся».

5. Инсценировка взаимодействия с определенным типом детей (Трудоемкость 2 часа).

По микрогруппам (2-3 человека) подготовить инсценировку взаимодействия с одаренным (замкнутым, гиперактивным, агрессивным) ребенком.

6. Разработать программу диагностики в соответствии с одной из задач воспитательной работы. (Трудоемкость 1 час).

Необходимо определить возраст, для которого актуально решение данной педагогической задачи, подобрать и разработать взаимодополняющие и объективные методики диагностики, обосновать необходимость, последовательность их использования.

Педагогические задачи:

  • Сформировать у ребят представления о нормах этикета и научить их культурно вести себя в обществе

  • Сформировать у ребят представления о культуре тела, здоровом образе жизни и привычку к регулярным занятиям спортом

  • Сформировать у ребят основы экологического мышления, научить их заботиться о природе

  • Сформировать у ребят навыки делового творческого сотрудничества, развить чувство взаимовыручки, заботы о друге

  • Сформировать у ребят самостоятельность мышления и действия, развить чувство ответственности за свои поступки

  • Сформировать у ребят любовь и интерес к книге, привычку регулярного и вдумчивого чтения

  • Помочь ребятам в формировании объективных представлений о своих склонностях и возможностях, подготовить их к сознательному выбору профессии

  • Сформировать у ребят устойчивый познавательный интерес, привычку к постоянному пополнению багажа знаний

  • Сформировать у ребят представления о гражданском праве, научить нормам демократического цивилизованного общежития

  • Научить ребят ярко и весело отдыхать в компании друзей без всякого допинга

  • Сформировать у ребят представления о социальной роли отца, матери, развить необходимые навыки родительского воспитания

  • Сформировать у ребят понятие о жизненных ценностях, помочь им в выборе гуманных, общественно значимых жизненных идеалов

  • Сформировать у ребят чувства патриотизма, любви к Родине, готовность защищать и отстаивать ее интересы

  • Научить ребят интересоваться политическими событиями, анализировать их, давать им оценку

  • Сформировать у ребят основы экономического мышления, научить их ценить и самостоятельно зарабатывать деньги

  • Развить у ребят эстетический вкус и интерес к классике мировой художественной культуры


Литература:

Рожков М.И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

Сластенин В.А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: [Учебник для вузов] – СПб.: Питер, 2010. – 378 с. (и др. издания)

Введение в научное исследование по педагогике: [учеб. пособие для пед. ин-тов : допущено М-вом просвещения СССР] / под ред. В. И. Журавлева – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

Глуханюк Н.С. Психодиагностика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] – М.: Академия, 2011. – 236 с.

Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 206 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие для студ. вузов – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

Психодиагностика: справочник практического психолога / под общ. ред. С. Т. Посоховой – М.; СПб.: АСТ; Сова, 2006. - 671 c.

Романова Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

Лабораторное занятие № 3 (10 часов).


Личностно-ориентированное взаимодействие как реализация профессионально-педагогической позиции

  1. Профессионально-педагогическая позиция педагога: содержательная характеристика и практическое воплощение

  2. Приемы и средства установления контакта с воспитанником и группой.

  3. Сотрудничество как основа личностно-ориентированного взаимодействия в процессе организации групповой деятельности. Основные этапы коллективной организации деятельности.

  4. Методы и приемы генерирования идей

  5. Управление эмоциональным состоянием воспитанников и межличностными отношениями в коллективе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сообщение на тему «Профессионально-педагогическая позиция и ее воплощение в практике» (Трудоемкость 2 часа).

Подготовку сообщения необходимо начать с изучения научной литературы. Подбор примеров, ситуаций, в которых воплощается профессионально-педагогическая позиция. может осуществляться как из художественной литературы, так и из опыта студентов.

2. Сконструировать малую форму работы (МФР). (Трудоемкость 2 часа).

МФР способствуют установлению контакта и регулированию межличностных отношений в коллективе. Необходимо подготовить и оформить методическую разработку. Методическая разработкапредставляет собой текстовое изложение воспитательного мероприятия и должна включать в себя несколько разделов:

  1. Титульный лист (название, форма проведения, на какой возраст детей рассчитано мероприятие, автор, составитель разработки).

  2. Цель. Она должна давать ответ на вопрос, чего мы хотим достичь, проводя данное мероприятие. Цель должна соответствовать следующим требованиям: реалистичность, диагностичность, соответствие возрасту и целям воспитательной работы в классе.

  3. План подготовки (если дело готовится вместе с детьми).

  4. Место проведения, оформление, продолжительность.

  5. Действующие лица и исполнители (при необходимости).

  6. Сценарный план – текстовое изложение хода дела.

  7. Методические рекомендации и советы по подготовке и проведению дела.

  8. Необходимые для проведения дела инструменты и материалы.

  9. Использованная литература.


3. Творческое задание «25 приемов управления эмоциональным состоянием воспитанников» (Трудоемкость 2 часа).

Управление эмоциональным состоянием воспитанников может включать как непосредственное воздействие (прикосновение, повышение голоса), так и опосредованное (расположение в пространстве, аудио-визуальные средства и т.п.).

4. Конспект «Этапы и правила организаторской работы», «Советы организатору» (Трудоемкость 2 часа).

Конспект готовится по книгам А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского («Психология и педагогика работы комсорга», «Как вести за собой»). Особенности подготовки конспекта описаны в Методических рекомендациях по Разделу 1.

5. Письменная работа: «Основные идеи и этапы КТД» (Трудоемкость 2 часа).

В описании основных идей коллективной творческой деятельности можно опираться на работы И.П. Иванова, С.Д. Полякова, Е.В. Титовой.

Литература:

Рожков М.И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 256 с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 304 с.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 206 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие для студ. вузов – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

Поляков С.Д. О новом воспитании. — М. ,1990.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

Лабораторное занятие № 4 (6 часов).


Педагогическое общение: стили, приемы и средства коммуникации

  1. Стили и модели педагогического общения.

  2. Профессиональные умения педагога в общении с воспитанниками. Средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности (голос, мимика, пластика).

  3. Конструирование содержания информационно-речевого воздействия педагога.

  4. Организация общения со слушателями. Работа с наглядным материалом в процессе общения.

  5. Основы речевой профессиональной культуры педагога. Этическая защита в педагогическом общении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить мини-презентацию одного из стилей/моделей педагогического общения (микрогруппы по 2-3 человека) (Трудоемкость 3 часа).

Познакомившись с материалами В.А. Канн-Калика, необходимо выбрать один из стилей или одну из моделей педагогического общения и сделать ее презентацию. При выполнении задания нельзя использовать мультимедийные презентации, т.е. в качестве иллюстрации можно использовать либо художественный материал, схемы, либо видеозаписи, драматизацию.

2. Сконструировать беседу для классного часа или родительского собрания с применением наглядности, оформить методическую разработку (Трудоемкость 3 часа).

Тему для беседы выбирает сам студент. Выбирая тему, необходимо сосредоточиться на предполагаемом педагогическом эффекте и четком представлении особенностей аудитории, на которую направлено воздействие. В качестве наглядного материала могут использоваться реальные предметы, графические изображения (рисунки, репродукции, диаграммы, схемы и т.п.) на бумажном носителе или исполняемые в процессе беседы, видео и мультимедийные материалы. Требования к методической разработке те же, что и к разработке МФР.

Литература:

Сластенин В.А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 304 с.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.

Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с. //www.twirpx.com/file/79797