ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Понятие рынок труда: сущность, содержание и структура
3.Условия функционирования рынка труда
4.Национальные модели рынков труда (европейская, американская, азиатская, китайская)
5.Особенности формирования современного российского рынка труда
6.Специфика зарубежного рынка труда
Семинар 2 Рабочая сила как объект продажи на рынке труда. Структура рынка рабочей силы
2.Маркс об объекте продажи на рынке труда
3.Особенности рабочей силы как товара
4.Потенциальный рынок рабочей силы
5.Циркулирующий рынок рабочей силы
6.Внутрифирменный рынок рабочей силы
1.Труд как основа жизнедеятельности общества
3.Экономически активное население и экономич. Неактивное население. Структура трудовых ресурсов
5.Трудовой потенциал: сущность, показатели и структура
2.Ученые о занятости населения (Адам Смит, Жан Батист Сей, Мальтус, Маркс, Кейнс, Лаффер)
4.Сферы занятости (плановая и рыночная экономика – сравнить)
5.Структура занятости Структура занятости
2.Маркс об объекте продажи на рынке труда
Сложились три основных точки зрения по поводу определения объекта купли продажи на рынке рабочей силы, или, как более принято в западной экономической науке, — рынке труда. Согласно первой, таким объектом купли-продажи является труд, согласно второй — рабочая сила, третьей — услуги труда или рабочей силы.
К. Маркс считал, что труд нельзя продавать, поскольку его не существует до момента купли-продажи. Ведь труд — это процесс сознательной, целенаправленной деятельности людей, в ходе которой они изменяют внешнюю природу. На рынке работник может продать только способность к труду — определенную совокупность своих физических, умственных, и организаторских способностей, или рабочую силу.
Рабочая сила в теории Карла Маркса
Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:
В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является способность в процессе труда (использования капиталистом купленной рабочей силы) создания новой стоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости. Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью. Именно прибавочная стоимость служит основой формирования прибыли.
Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих).
3.Особенности рабочей силы как товара
Особенности рабочей силы как товара
Человек в процессе трудовой деятельности использует свою рабочую силу. В условиях рыночной экономики рабочая сила рассматривается как товар со всеми присущими этой категории понятиями. Рабочая сила — это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг). Термин "рабочая сила" представляет собой экономическую категорию, которая характеризует совокупность способностей человека, необходимых для осуществления процесса труда.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Она является основным ресурсом и определяется совокупностью физических, умственных и духовных способностей, благодаря которым человек может участвовать в трудовой деятельности.
Особенность "рабочей силы" как товара состоит в том, что собственником и носителем этого товара является работник со всеми его правами человека и гражданина общества, на страже которых стоит общество. Работодатель не может использовать работника по своему произволу, он должен соблюдать общественные нормы и морали, требования государственного законодательства и международных конвенций, регулирующих рынок труда. Работодатель не имеет права нарушать законодательство о продолжительности рабочего времени, об оплате труда, о безопасности труда в различных условиях.
Еще важнее та особенность товара "рабочая сила", что этот товар производственного назначения, личный фактор производства в отличии от общественных факторов (орудий и средств труда, инструментов, сырья, зданий, сооружений, земли и т.п.). Но суть его в том, что он является решающим фактором производства, а работник - главной производительной силой. Это признает и хозяйственная практика, и экономическая наука.
Особенность товара "рабочая сила" заключается также в том, что его нельзя положить на склад на хранение, как это можно сделать в отношении других товаров. Скажем, если работник не продал свою способность к труду, то ему, как собственнику товара, нет никакой пользы от этого. Более того, он не будет иметь дохода, стало быть, всех, необходимых для своего существования, жизненных средств. Тем не менее, способность к труду будет требовать все новых жизненных средств для ее поддержания. Количество этих жизненных средств и их цена на рынке потребительских товаров, необходимых работнику для поддержания способностей к труду, определены еще до продажи "рабочей силы" и нужны ему постоянно, независимо от того, продал или не продал он свой труд. Эта особенность товара "рабочая сила" имеет огромное значение для рыночной экономики в целом. Уместно заметить в связи с этим, что во всех странах рыночной экономики труд оплачивается работодателем после того, как использовался им в течении некоторого времени, установленного договором о купле-продаже "рабочей силы", скажем, в конце каждой недели. Наемный работник дает использовать свою рабочую силу раньше, чем она оплачивается, т. е. работник как бы кредитует работодателя. Это доказывается в тех случаях, когда работодатель оказывается неплатежеспособным в результате банкротства, и работник теряет свою заработную плату(при отсутствии соответствующей системы страхования).
Отметим еще ряд особенностей товара "рабочая сила". В отличие от других товаров товар "рабочая сила" неотделим от своего непосредственного носителя — работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар "рабочая сила" имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т. е. работодателями. Перемещение товара "рабочая сила" позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара.
4.Потенциальный рынок рабочей силы
К потенциальному рынку рабочей силы относят:
1.занятых трудом в домашнем хозяйстве
2.лично подсобном хозяйстве
3.военнослужащих
4.часть пенсионеров по старости
5.инвалидов
6.фермеров
7.индивидуальных предпринимателей
8.лица свободных профессий, то есть те, которых считают самозанятыми
Экономическая функция потенциального рынка рабочей силы заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд – экономический и профессиональный.
5.Циркулирующий рынок рабочей силы
Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.
6.Внутрифирменный рынок рабочей силы
Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.
Основные особенности внутреннего рынка труда:
ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;
заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;
в фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;
большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;
взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.
Нередко работа требует уникальных знаний и навыков, которые связаны со специальным обучением. Фирме выгодней использовать тех, кто уже овладел ими, чем нанимать работников на внешнем рынке труда. Наем каждого нового работника связан не только с дополнительными издержками, но и с риском, тем большим, чем более ответственны его должностные обязанности. Кроме того, стабильный коллектив способен решать долговременные стратегические задачи, действуя как единая команда, реализующая общую цель.
Внутренние рынки труда особенно развиты там, где преобладает подготовка работников на рабочем месте, связанная с неформальными аспектами обучения. Подобная подготовка носит индивидуальный характер, в большей мере учитывает характеристики рабочего места на предприятии, обходится фирме дешевле. Иногда иначе обучить работника просто невозможно. Работники в процессе как самой работы, так и обучения воспринимают, впитывают традиции, обычаи, правила поведения, особенности межличностных отношений и т.п. Это способствует росту эффективности их труда, снижению уровня конфликтности в трудовом коллективе. Работодатель экономит средства на наем и обучение новичков благодаря низкой текучести кадров.
Таблица 1. Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.
Преимущества |
Недостатки |
Для работников |
|
Гарантии стабильной занятости |
Заработная плата определяется в большей степени характеристиками рабочего места, чем работника |
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком |
Конкуренция в малой группе может быть очень острой |
«Социальный пакет» — незарплатные блага, получаемые работником от фирмы |
Снижение мотивации к труду, стимулов для повышения квалификации и самосовершенствования |
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника |
Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника |
Спланированная и последовательная структура карьеры |
Возможна дискриминация |
Для работодателей |
|
Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и людей) |
При недостаточно гибком анализе внешнего рынка — потери на разнице в оплате труда |
Минимизация специфических рисков найма персонала |
При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации |
Экономия средств на найме и обучении новичков |
Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация персонала |
Осуществление затрат на повышение квалификации в соответствии с реальными потребностями фирмы |
Потери времени ценных работников в процессе наставничества |
Возможность более быстрого заполнения вакансий |
Слишком тесные взаимоотношения среди коллег |
Привязанность работников к своему предприятию |
Возможное снижение активности работников |
Низкая текучесть кадров |
«Короткая скамейка» — ограничение возможности для выбора |
Возможность добиваться более высокой производительности труда |
Возможный конфликт интересов обучающих и обучаемых |