Файл: Уч. прогр. Правоохр.органы_бакалавр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины (модуля)

3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, задачи и система дисциплины «Правоохранительные ор­ганы».

Тема 2. Общая характеристика и классификация нормативно-правовых ак­тов о правоохранительных органах.

Тема 3. Общие и специфические принципы организации и деятельности правоохранительных органов

Тема 4. Судебная власть и правосудие. Судебная система в Российской Федерации

Тема 5. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации

Тема 6. Арбитражные суды Российской Федерации

Тема 7. Конституционный суд Российской Федерации

Тема 8. Органы внутренних дел Рос­сийской Федерации

Тема 9. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации

Тема 10. Органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Тема 11. Таможенные органы в Российской Федерации

Тема 12. Органы юстиции.

Тема 13. Органы предва­рительного следствия и дознания в Российской Федерации

Тема 14. Прокуратура в Российской Федерации

Тема 15. Нотариат и адвокатура

Тема 16. Частные детективные и охранные службы

Тематика практических занятий

Тема 1. Предмет, задачи и система дисциплины «Правоохранительные ор­ганы»

Тема 2. Общая характеристика и классификация нормативно-правовых ак­тов о правоохранительных органах

Тема 3. Общие и специфические принципы организации и деятельности правоохранительных органов

Тема 4. Судебная власть и правосудие. Судебная система в Российской Федерации

Тема 5. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации

Тема 6. Арбитражные суды Российской Федерации

Тема 6. Конституционный суд Российской Федерации

Тема 7. Органы внутренних дел Рос­сийской Федерации

Тема 8. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации

Тема 9. Органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Тема 10. Таможенные органы в Российской Федерации

Тема 11. Органы юстиции

Тема 12. Органы предва­рительного следствия и дознания в Российской Федерации

Тема 13. Прокуратура в Российской Федерации

Тема 14. Нотариат и адвокатура

Тема 15. Частные детективные и охранные службы

Содержание самостоятельной работы студентов

Образовательные технологии

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы по итоговому контролю

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) литература Основная литература

Дополнительная литература

«Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Утверждена

на заседании кафедры судебной и правоохранительной деятельности юридического факультета

«26» декабря 2010 г.

протокол № 4

Программа дисциплины (модуля)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ

Направление подготовки: 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Разработана

в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

г. Кострома 2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Курс «Правоохранительные органы» относится к профессиональному циклу, его вариативной части и разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке бакалавра по направлению «030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ».

В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как система правоохранительных органов России, структура каждого правоохранительного органа, состав, основные функции и полномочия, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя, оперативного сотрудника, подробно освещаются понятия «судебная власть», «судебная инстанция», «прокурорский надзор».

Главная цель дисциплины способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения; выработать у будущих бакалавров систему знаний о правоохранительной деятельности, об основах организации и деятельности судебной системы Российской Федерации, правоохранительных органов и организаций.

Задачи курса «Правоохранительные органы»:

  • наделить студентов четким и ясным представлением о системе и организации деятельности правоохранительных органов, их роли в обеспечении законности и правопорядка в демократическом государстве;

  • обучить студентов знаниям об устройстве правоохранительных органов, их организации, как в отдельности, так и в качестве единой системы, взаимодействии между собой и с другими структурами государства и гражданского общества, специфических задачах, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для осуществления этих задач;

  • выработать у студентов навыки самостоятельного применения юридических норм, направленных на соблюдение законности в деятельности правоохранительных органов и решение ими проблем борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений.


В результате изучения курса «Правоохранительные органы» студенты должны знать:

  • основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах;

  • направления и методы взаимодействия правоохранительных с другими органами;

  • содержание судебной власти и системы органов, осуществляющих ее; демократические принципы правосудия;

  • основные звенья общих, военных и арбитражных судов; статус судей и присяжных заседателей;

  • основные этапы развития российской судебной системы;

  • основы организационного обеспечения деятельности судов, органов юстиции, прокурорского надзора и органов прокуратуры;

  • основы организации выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

должны уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов и институтов гражданского общества;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к деятельности правоохранительных органов;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правоохранительной деятельности;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к профессиональному циклу, его вариативной части. Изучение происходит в 1 семестре.

Ее изучение предваряет переход студентов к освоению основных отраслей права, таких, как уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, тесно связан с учебными дисциплинами, изучающими данные отрасли права, основывается на обширной законодательной базе, материалах судебной и прокурорско-следственной практики, теоретических трудах отечественных и зарубежных специалистов в данной области.


Успешное овладение предметом возможно при условии положительного освоения ряда дисциплин изучаемых студентом параллельно с курсом «Правоохранительные органы».

Гуманитарный, социальный и экономический цикл:

- логика формирует и систематизирует принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности, навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи;

- введение в специальность, организующая дисциплина, дает целостное представление о системе подготовки по избранному направлению подготовки, методические установки для дальнейшего освоения профессии, помогает выделить общие и частные задачи обучения.

Профессиональный цикл:

- теория государства и права изучает сущность и генезис права и государства. Как фундаментальная наука и учебная дисциплина является основой для отраслевых юридических дисциплин. Отсюда огромное значение её категорий и понятий, без усвоения которых невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве;

- история отечественного государства и права и история государства и права зарубежных стран раскрывают основные этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах развития российского государства и зарубежных стран.

Все указанные знания являются необходимой базой для овладения студентами знаний об основных понятиях, предмете курса и системе правоохранительных органов, их структуре, функциях и задачах.

Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей) обучающиеся должны:

Знать:

- предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

- основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;


- методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

- природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;

Уметь:

- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;

- находить эффективные организационно-управленческие решения;

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;

- планировать и деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.

Владеть:

- навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.