Файл: Государственный кредит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Российская Федерация – как гарант

Деятельность Российской Федерации как гаранта с каждым годом расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в банке - Сберегательном банке. Обязательство государства как гаранта выступают в форме уголовного государственного долга.

РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ, так же юридических лиц. К примеру, юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под инвестиционные проекты, при этом высокоэффективные.

В Законе « О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации », принятом Государственной Думой в феврале 1995 года. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается то, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным / накопительным видам личного страхования в период до 1 января 1992 года.

В последние годы государство стало выступать гарантом в качестве долговых обязательств различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ «О создании финансово - промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и деятельность финансово - промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 671 " О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва " государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим обществом в таких годах как 1994 - 1999 годах облигационному займу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ принятой в январе 1995 года № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» государственная финансовая Поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно - импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно - ориентированных предприятий и организаций, гарантирования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих, банковских и политических рисков.


Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2006 году государственных гарантий РФ для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Министерству финансов Российской Федерации разрешено предоставлять в 2006 году государственные гарантии РФ в размере, не превышающем суммы, эквивалентной примерно 50 млн долларов по каждой гарантии, российским экспортерам промышленной продукции, товаров, работ и услуг; российским банкам - кредиторам или иностранным банкам-кредиторам, осуществляющим кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков - нерезидентов и иностранных государств при российском промышленном экспорте.

При предоставлении государственных гарантий Министерство финансов Российской Федерации заключает от имени правительства РФ соответствующие соглашения. Государственные гарантии предоставляются при экспорте: товаров, произведенных на территории РФ, согласно утвержденному правительством Российской Федерации перечню; работ и услуг , выполняемых и оказываемых резидентами РФ и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров при условии, что их конечными потребителями являются иностранные импортеры и иностранные государства по экспортному контракту.

Так же государственные гарантии направлены на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 года. № 491 Правительство Российской Федерации начиная с 1996 года должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долларов ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.

Правительство РФ одобрило правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на господдержку малого предпринимательства, включая крестьянские/фермерские хозяйства. Так же согласно постановлению, средства федерального бюджета, предусмотренные аж в 2005 году на господдержку малого предпринимательства, предоставляются министерством экономического развития и торговли на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Средства, в частности, выделяются для создания и развития бизнес - инкубаторов, поддержки субъектов малого предпринимательства , производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта. Федеральный бюджет на 2005 год предусматривает выделение на поддержку малого бизнеса 1,5 миллиарда рублей. В следующем году МЭРТ предлагает увеличить эту сумму в два раза.


В то же время московское правительство и департамент поддержки и развития малого предпринимательства ищут в лице банков и других кредитных организаций надёжных партнёров в деле кредитования субъектов, малого предпринимательства. Они понимают, что конкуренция государтвенных структур и банковского сектора здесь бессмысленна, так как из бюджетов на это выделяется сумма небольшая по сравнению с возможностями банковского сектора

Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.

2.4. Государственные гарантии Российской Федерации

На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт») содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно - государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально - экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие частно - государственного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Структура программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 2015 год, представленная на рисунке, наглядно отражает текущие особенности использования данного инструмента господдержки-высокую долю «инвестиционных» гарантий (в том числе на реализацию инвестиционных проектов в Северо - Кавказском федеральном округе), гарантий по обязательствам организаций ОПК, по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Кроме того, инструмент государственных гарантий Российской Федерации призван стать гибким так называемым «антикризисным» механизмом, способствующим оперативному привлечению заемных средств организациями в условиях ухудшения ситуации на финансовых рынках. Объем государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных к предоставлению в 2017 году, превышает 0, 95 трлн. Рублей (это почти в два раза больше, чем объем предоставления гарантий, запланированных в бюджете прошлого года, а именно 2016г.) - (рисунок ниже).


Планируемое предоставление государственных гарантий в 2017 году

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета.

2.5. Территориальные займы

Как и Российская Федерация, субъекты РФ могут вступать в кредитные отношения в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов.

Заимствования субъектов РФ и муниципальных образований – это займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают домовые обязательства субъекта РФ.

Для выпуска и реализации территориальных займов необходимы следующие условия, к ним относится – наличие на соответствующую территорию временно свобод пых денежных ресурсов, объективная потребность территориальных органов власти, спрос инвесторов на ценные бумаги, которые выпускаются территориальными органами власти.

В данный момент все эти условия в регионах имеются. В Российской Федерации обращается приблизительно до 140 млрд долларов капитала. Так же у населения накоплены временно свободные средства (по расчетам это примерно 60 млрд долларов. В-третьих, ценные бумаги, выпускаемые территориальными органами власти более привлекательны для инвесторов, чем так называемые корпоративные ценные бумаги, потому что они надежнее и лучше обеспечены активами территориальных бюджетов и имуществом.

В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.05.2017, в тыс. рублей.


3. Государственная кредитная политика современной России

3.1. Проблемы государственного долга Российской Федерации

Наличие государственного долга может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие страны. Отрицательное влияние государственных заимствований можно наблюдать в наличии бюджетного дефицита, особенно в тех объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики.

Дефицит государственного бюджета и государственный долг является одной из проблем многих стран мира. Основные проблемы, связанные с текущим состоянием государственного внешнего долга это принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются во внешней задолженности бывшего СССР, принятой в Российской Федерации, а также вновь образованного долга России. Если правовой режим первого набора задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и отражение второго подхода в бюджетной отчетности вряд ли оправдано; серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена именно той ролью, которую играл исторически Внешэкономбанк в выплатах иностранным кредиторам.

Выделяют следующие причины возникновения бюджетного дефицита:

- эмиссия необеспеченных денег

- сокращение общественного производства

- чрезмерные затраты на социальные программы

- а так же: чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Как показали проверки, которые проводила Счетная палата Российской Федерации, Внешэкономбанк - является агентом российского правительства по обслуживанию внешнего долга и долга бывшего СССР по управлению активами и государственным агентом по валютным займам Российской Федерации на 1992-1996 годы, до сих пор он действует вне правового поля и крайне посредственно справляется со своими обязанностями.

Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и важностью задач, которые решены только путем внесения изменений в федеральный закон; мероприятия Правительства Российской Федерации по размещению еврооблигаций, а также осуществляемые Центральным банком России механизмы по допуску нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили надлежащую экономического развития и правовой оценки. Влияние кредитных потоков на денежный баланс России остается неисследованным. Следует отметить, что информация о деятельности, осуществляемой правительством и его агентами для решения вопросов, связанных с внешними долгами и активами необоснованно закрыты и почти недоступны.