Файл: Государственный кредит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешний долг Российской Федерации был сформирован в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследованный от бывшего Советского Союза. Специфика формирования внешнего долга России определяет особенности его структуры.

Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре нерыночных долговых инструментов и долговых обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами - членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, около $ 6 млрд (приблизительно 5%) являются невыполненные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким государственным долгом на основе стандартных подходов, используемых развитыми странами, регулярное рефинансирование, воспользовавшись текущей ситуации на финансовых рынках, поведение процентных ставок и валютных свопов, очень трудно. Необходимо изменить направленность деятельности по управлению российским внешним долгом в проведении внешнего государственного заимствования, их строгий мониторинг и контроль за их предполагаемым использованием.

Следует отметить, что любой внешний долг для страны выступает показателем доверия к ней со стороны других государств. Значит, при росте внешнего долга автоматически снижается ее рейтинг и авторитет. Огромное значение повышения эффективной государственной деятельности будет иметь создание «Единой системы управления государственным долгом РФ»

Таким образом, управление государственным долгом, в различных странах мира базируется на различного рода различные теориях и реализуются эти модели в различных конкретных исторических условиях. У каждой страны устанавливается свой порядок управления долгом, но для этого необходимо непременно иметь целевую программу по управлению долгом.

3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации

На сегодняшний день проведение исследования методов управления государственным долгом РФ на современном этапе является особенно актуальным с учетом значительного наращивания объемов государственных заимствований на внутреннем рынке в условиях преодоления финансовых санкций.


В целях оптимизации государственного долга необходимо следующее. Во-первых, установить предел принятие новых обязательств по привлечению кредитов Всемирного банка для решения структурных проблем социального и государственного управления; Во-вторых, в соответствии с установившейся международной практикой сместить акцент в работе с международными финансовыми институтами для финансирования крупных инфраструктурных проектов государственного значения, увеличить число международных финансовых институтов, которые финансируют проекты в Российской Федерации, в том числе расширение сотрудничества с Европейским инвестиционным банком, укреплять сотрудничество с МБР с точки зрения масштабного и наболее широкого использования финансовых инструментов не обеспечивающих суверенных государственных гарантий, в том числе: обеспечение комфортных писем Правительством России, которые не содержат в себе различного рода нефинансовые обязательства федерального бюджета;

Реализация проектов по схеме государственно-частного партнерства с политической поддержкой государства, предоставление гарантий от некоммерческих рисков, по которым Правительство Российской Федерации обязалось выплатить компенсацию кредитору только в случае оговоренных в контракте событий (войн и гражданских конфликтов, ввоз наркотиков или об отказе в выдаче лицензии, введение дискриминационных налогов или ограничения на вывоз валюты, экспроприации), коммерческие риски, как правило, несет кредитор; привлечение в качестве гарантов специализированных финансовых институтов - Русский Банк Развития, а так же банк Внешэкономбанк и другие; развитие сотрудничества с Всемирным банком в их предоставлении консультативных услуг по структурной реформе отдельных секторов экономики, контроль за макроэкономическими и бюджетными параметрами, подготовка рекомендаций по денежно-кредитной и фискальной политике для стимулирования экономического роста; обеспечение механизма для обеспечения доступа к финансовым ресурсам МФО на приемлемых условиях.

Осуществление данной политики позволит к 2017 году - 2019 году, значительно сократить число реализуемых проектов при участии и за счет международных финансовых институтов (сокращенно МФО) до 10 эффективных, успешных существующих программ. В то же время требует совершенствования организационное обеспечение отношений с международными финансовыми институтами в реализации финансируемых за счет ресурсов этих организаций проектов. Государственный долг является результатом дефицита бюджета, причины которых связаны с сокращением объемов производства, увеличение предельной стоимости , необеспеченностью эмиссии денег, увеличение финансовых затрат на военно-промышленный комплекс, рост теневой экономики, непроизводственные расходы, потери и т.д.


Управление государственным долгом включает в себя следующие меры: эффективное использование заемных средств, поиск средств для погашения долга, частичная нейтрализация негативных последствий государственного долга. Проблема России в обслуживании внешнего долга является наиболее острой в последние годы, как с точки зрения перспектив роста национальной экономики России, так и с поддержания своих позиций на уровне в общей мировой экономической системе, в том числе финансовых.

Неисполнение своих долговых обязательств по обслуживанию российского внешнего долга будет способствовать сохранению очень низких кредитных рейтингов Российской Федерации, отдельных регионов и предприятий. В ближайшее время, уровень прямых иностранных инвестиций будет незначительны, а портфельные инвестиции и вовсе исчезнут. В этом контексте соглашение о частичном списании внешнего долга Российской Федерации должны быть взаимно приемлемыми, в результате чего сохранятся некоторые перспективы как для России - с точки зрения доступности услуг последующего погашения внешнего долга не только в этом году, но и в среднесрочной перспективе, а также для внешних кредиторов - с точки зрения перспектив возврата выданных кредитов.

В условиях, благоприятных в частности для России, а именно сохраняющиеся цены на энергоносители на мировом рынке позволит компаниям - экспортерам и федеральному бюджету получать дополнительные доходы. Тем не менее, даже при крайне ограниченных государственных расходов, в федеральном бюджете не будет достаточно средств для выплаты внешнего долга в полном объеме. Это утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов фискальной политики. Повышение налогов экспортных операций может значительно улучшить государственный бюджет, в то время как физический объем экспорта не претерпит существенных изменений. Сомнительно, возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, в первую очередь из - за лоббирование соответствующих контрмер.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день. Прежде всего государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами с другой. При которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.


С появлением государства возникли и его потребности, которые нужно финансировать. Это вызвало к жизни такие категории, как государственные налоги, бюджет и расходы. С развитием государства расширялись его функции, так же росли потребности, что привело к увеличению государственных расходов.

Итак, государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, одной из сторон, которых выступает государство, а второй, следовательно, физическое или юридическое лицо, другие страны и международные компании.

Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов.

В данной работе, мы рассмотрели государственный кредит как один из видов кредита, который характеризуется срочностью, платностью и возвратностью, средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, - обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой - либо её доход.

Существуют минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита. Рассмотрим каждые из них:

- наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, а именно разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

- дефицит государственного бюджета;

- усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Государство Российской Федерации используя достаточно широко свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Все это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика, а также темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.