Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Сущность и значение государственного кредита
Функции государственного кредита
Основные формы государственного кредита
Управление государственным кредитом
Анализ состояния государственного кредита в России
Российская Федерация – как заемщик
2.2. Российская Федерация – как кредитор
2.3. Российская Федерация – как гарант
2.4. Государственные гарантии Российской Федерации
3. Государственная кредитная политика современной России
3.1. Проблемы государственного долга Российской Федерации
3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации
Денежная форма кредита – это наиболее типичная преобладающая форма в современном хозяйстве. Это объясняется тем, что деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством платежа, а так же обращения. Такая форма кредита используется как государством, так и гражданами. Следует отметить, что денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 год) и ликвидации бюджетного дефиците.
Наряду с товарной и денежной формами существует и смешанная форма. Она возникает в том случае, когда кредит функционирует одновременно и в товарной и денежной формах.
Государственный кредит реализуется в трех формах, при которых государство выступает:
- В качестве кредитора;
- В качестве гаранта и поручителя;
- В качестве заёмщика.
Немного позже рассмотрим каждую из этих форм более подробно.
Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом может рассматриваться как в узком, так и широком смысле.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства. Связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.
Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов, а так же высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов, государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле стоит понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1. Минимизация стоимости долга для заемщика;
2. Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
3. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
4. Обеспечение своевременного возврата кредитов;
5.Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Значит, под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, тем самым связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гарант; под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг и обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Следует отметить, что специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается на Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов, Федеральное казначейство и Центральный банк Российской Федерации.
Анализ состояния государственного кредита в России
Российская Федерация – как заемщик
Государственный кредит, представляет собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
По договору государственного займа заемщиком выступает государство РФ и субъекты РФ, а население, предприятия и организации кредиторами. Государственные займы являются добровольными, но изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно, следовательно, называется гарантом.
Проводя анализ долговой политики страны в период с 1985 по 2016 годы Российская Федерация в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником.
Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран, но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило исключительно коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический характер. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Российской Федерации выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам РФ выступает исключительно как кредитор.
Практически все страны, проводя свои экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально - экономических проблем.
2.2. Российская Федерация – как кредитор
Имея многомиллиардный бюджет государство может выступать как кредитор. Государство кредиты предоставляет в виде бюджетных ссуд жизненно-важным отраслям хозяйства, а также населению в виде ипотеки.
В настоящее время Российская Федерация является не только должником, но и кредитором. РФ предоставляет кредиты и иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.
Хочется отметить, что в 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств - кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных заемщиков в 1994 году - 140 млрд. долларов. Долги стран СЫТ Российской Федерации составляли 5812 млн. долларов. В основном возникли они в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г .
Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ, только на 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долларов США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана - 81,5.
Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн. долларов США.
В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на данные указанные цели 14412,46 млн. рублей.
В том числе : 3233,72 млн. руб. Китаю; 5899,91 млн. руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко; 407,42 млн. руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн. руб. государственный кредит Правительству Республики Белоруссия.
По данным Министерства финансов РФ, долги иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей (это составляет 68,968 миллиарда долларов).
Главные должники России - это страны Азии, Африки. Долг Ирака составляет 9,4 миллиарда долларов, а КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными должниками являются такие страны как Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.
Из стран СНГ больше всего задолжала такая страна как Украина. На момент 1-ого января 2006 года Россия выдала ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов, Узбекистану на 670 миллионов долларов, а Белоруссии - на 361 миллион долларов. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет - 3,29 миллиарда долларов.
При этом 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.
Далее рассмотрим основные страны, которым предоставлен государственный кредит на 2006 год. И это:
1.Республика Болгария - 3,262 млн. долларов США.
2.Социалистическая Республика Вьетнам - 44,790 млн. долларов США (общая сумма задолженности СРВ перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 года составляет 615,8 млн. долл. США).
3.Республика Индия - 422,191 млн. долларов США (общая сумма задолженности Республики Индия перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность -92,2 млн. долл. США).
4.Китайская Народная Республика - 28, 29 млн. долларов США. По состоянию на 01.05.05 год имеется просроченная задолженность по процентам в сумме 47,5 млн. долларов США.
5. Республика Куба - 147,5 млн. долларов США (общая сумма задолженности Республики Кубы перед Российской Федерацией по состоянию на 01 мая 2005 года по государственным кредитам - 19,80 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность - 17,0 млрд. долл. США).
Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в таблице, которая расположена ниже.
Таблица – «Финансовые требования России к иностранным государствам» (млрд. долларов, на начало года)
Год |
1990 |
2001 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Всего |
145,4 |
104,4 |
94,0 |
86,1 |
86,4 |
72,3 |
|
Куба |
26,3 |
Нет данных |
20,1 |
20,5 |
20,7 |
20,7 |
|
Монголия |
16,1 |
11,6 |
11,5 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Вьетнам |
15,4 |
Нет данных |
1,2 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|
Индия |
15,1 |
Нет данных |
2,6 |
2,7 |
1 7 |
2,7 |
|
Сирия |
11,4 |
12,7 |
13,6 |
14,0 |
14,4 |
1,4 |
|
Афганистан |
5,1 |
9,2 |
9,7 |
10,1 |
10,2 |
10,3 |
|
Ирак |
6,4 |
8,1 |
9,6 |
10,1 |
10,3 |
10,6 |
|
Йемен |
4,7 |
Нет данных |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
|
КНДР |
3,7 |
6,1 |
6,6 |
6,9 |
7,2 |
7,5 |
|
Эфиопия |
4.9 |
Нет данных |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
0,2 |
|
Ангола |
3,4 |
Нет данных |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
- |
|
Алжир |
4,2 |
Нет данных |
4,1 |
4,4 |
4,7 |
4,7 |
|
Ливия |
2,9 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
|
Страны СНГ |
- |
3,4 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
|
Другие страны |
25,8 |
Нет данных |
6Д |
6,7 |
5,4 |
5,3 |
|
Таким образом, из данных таблицы видно, что основными должниками России по состоянию на 2006 год являются такие страны как Куба, Афганистан, Ирак, КНДР. При этом, можно уточнить, что на протяжении последних лет долг этих стран имеет явную тенденцию к росту. Такие страны, как Монголия, Вьетнам, Йемен, Эфиопия наоборот почти закрыли свою задолженность по отношении к России.