Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди факторов и условий, которые обуславливают появление государства, ключевое место занимает социально-классовое расслоение общества. Именно отсюда следует, что государство является политической организацией экономически господствующего класса[57][16].

Но следует отметить, что характеристика, которую последователи марксистско-ленинской идеологии дают классовой сущности государства как органа подавления, видимо, отражает только такое особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает классовая напряженность. Эта напряженность обычно бывает вызвана военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом, она способна расколоть, взорвать общество, привести его в состояние хаоса. Однако в обычные нормальные периоды в классовом обществе преобладают общесоциальные связи, которые являются более сильными и созидательными, чем классовые противоречия. В свое время Фридрих Энгельс высказал достойную внимания мысль о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит исключительно в форме взаимодействия. По причине того, что назначение государства является социальным, оно не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия. Анализируя свидетельства истории, мы придем к выводу, что деятельность государств подобного типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы. Стоит отметить, что с развитием цивилизации эти пределы все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с рядом других политических явлений. Именно по этой причине задачи, которые стоят перед государством и политической системой аналогичны. Им необходимо ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права. Помимо этого также необходимо направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем. Выполнение этих задач приведет к резкому снижению напряженности в обществе и позволит решать любые возникающие проблемы исключительно в правовом поле.

Государство без сомнения можно назвать первым результатом политической деятельности людей, которые определенным образом были организованы и представляли интересы конкретных социальных групп и слоев. Именно наличие этих факторов обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность является формой бытия классового общества[58][10].


Именно по этим причинам государство играет роль надклассового арбитра. В порядке, установленном законом оно «объявляет правила игры» для политических партий и общественных объединений. Вместе с этим пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порой антагонистически противоречивых интересов. Государство, если только оно на самом деле, а не только на уровне лозунгов и слов, является демократическим, стремится обеспечить не только нормальное, мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникнет такая историческая необходимость. По своей территории государство как форма политического общежития совпадает с политической системой общества. В то же время по содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

Государство является ключевым интегрирующим фактором. Оно воедино связывает политическую систему и гражданское общество. По причине того, что государство имеет социальное происхождение, оно берет на себя заботу об общих делах, а именно оно должно заниматься различными общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Будучи основным собственником средств производства, таких как земли, ее недр государство финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. Функционируя в качестве органа, осуществляющего управление общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

В любом случае, при этом появляется огромное количество противоречий. Эти противоречия могут быть условно сведены к изрядно преувеличенному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Именно по этой причине необходимо отметить, что только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека[59][17].

Огромное объединяющее значение для политической системы общества имеет суверенный характер государственной власти. Выступать от имени народа и всего общества, при этом не только внутри страны, но и за ее пределами, имеет право только государство. Именно от реализации суверенных качество государства во многом зависит успех процесса вхождения политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество.


Стоит заметить, что экономические, социально-классовые отношения, идеологическая и психологическая аура отличаются повышенной изменчивостью. Именно поэтому и политическая система находится в постоянном движении. В процессе выработки политических решений и согласования, увязывания интересов различных социальных групп, все элементы политической системы работают как бы в равной степени. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), государству в их разрешении отводится особая роль. Именно в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении - государственной власти. Относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества возможен только при наличии законной государственной власти.

Помимо всего вышеперечисленного именно государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно является официальным представителем общества в целом[60][14]. Только оно обладает монопольным правом издания законов и установлений, которые являются общеобязательными для исполнения актами (правилами поведения). Благодаря государству общество интегрируется в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения. Государство действует, в первую очередь, в сфере интересов всего общества.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что ключевая роль государства в политической системе обусловлена перечисленными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Исключительно государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Именно государством регламентируется участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Говоря другими словами, полномочия других организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.


Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Государство является организацией политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в границах четко определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

При этом глубина и разносторонность понятия государство таково, что любое его определение, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать разнообразные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. Однако, стоит отметить, что абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, так как связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Существует еще один познавательный процесс, с которым связана проблема формулировки и выбора понятия государства. Вместо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, мы убеждаемся, что складывается достаточно широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства очень часто давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место на протяжении всей истории человечества: и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Происходящие в мире глобализационные и интеграционные процессы особенно ярко подчеркивают это. Именно по этой причине в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет правильно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).


Говоря о признаках государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

•наличием публичной власти, которая должна быть выделена из общества и не совпадает с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

•системой налогов, податей, займов, которые необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью;

•территориальным делением населения (государство распространяет свою власть и защиту на всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

•связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключение необходимо отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика характеризуется подвижностью и изменчивостью. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список использованных ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ.-М.: Изд-во Эксмо,2018.-64 с.

2. Краткий юридический словарь// А.В. Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016.- 496 с.

3. Голубцов В.Г. О сочетании публичных и частных начал при определении гражданско-правового статуса государства // Закон и право.-2016, № 4, с.22-26.

4. Грачев Н.И. Суверенитет как феномен верховной власти // Закон и право.- 2017, № 2, с.3-5.

5. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права.-2016, № 2, с.72-80.