Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

- в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;

- наличие особых средств воздействия на население, которых нет у иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Следующие характеристики раскрывают внешнюю сторону суверенитета[48][9]:

- государственная власть может самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, а также строить взаимоотношения с другими государствами;

- никто не имеет права осуществлять вмешательство во внутренние дела государства;

- государство может создавать межгосударственные объединения, а также вступать в уже существующие объединения, как считает нужным, по своему усмотрению В том числе государство имеет право свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

- государство имеет право по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Имеется также ряд других признаков, государства, вытекающих из суверенитета, которые отличают государство от других политических организаций[49][10]:

а) власть государства распространяется на всю территорию, которую оно занимает. Эта территория обозначена государственной границей. Таким образом, государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государств имеет устойчивую юридическую связь с населением, которая проявляется в виде подданства или гражданства. Власть государства распространяется на это население. А также государство обеспечивает защиту населения не только внутри страны, но и за ее пределами;

в) государство располагает специальным аппаратом власти, который представляет собой механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. При этом государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Выделяющийся из общества государственный аппарат (механизм), состоит из особого слоя людей. Профессией этих людей является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.


Любое государство реализует власть с помощью специальной организационной материальной силы – механизма государства. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства. Он представляет собой материальное «вещество», из которого и состоит само государство. Другими словами, механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства представляет собой целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм (аппарат) государства отличается наличием особых признаков. К ним относится[50][12]:

- монолитная иерархическая система государственных органов и учреждений. Эта система обеспечивается общими принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, а также едиными задачами и целями их деятельности;

- именно государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами) являются первичными структурными частями (элементами) механизма, они связаны между собой началами субординации и координации;

- обеспечение государственных властных велений происходит с помощью непосредственных орудий (учреждений) принуждения, которые соответствуют техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство;

- осуществление власти, а также выполнение функций государства происходит именно при помощи механизма.

г) монополия правотворческой деятельности принадлежит государству. Это значит. Что только государство имеет право издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения абсолютно всеми членами общества. Выполнение этих предписаний также обеспечено принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом государство вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) для того, чтобы осуществить политическое принуждение, государство имеет особые средства. Таких средств нет ни у какой другой политической организации (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Применяя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.


Чем же на самом деле является государственное принуждение? Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[51][16].

Необходимо признать, что само по себе государственное принуждение является острым и жестким средством социального воздействия. Его основой выступает организованная сила, оно выражает ее и по этой причине может обеспечивать абсолютное и безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. При этом государственное принуждение существенно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение может быть правовым и неправовым. Опасность последнего в том, что оно может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

При этом правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам господствующей правовой системы;

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на всей территории страны;

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

г) реализуется через механизм прав и обязанностей;

д) оснащено развитыми процессуальными формами[52][17].

Соответственно, чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей степени выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти[53][16]. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым, и не как иначе.


Существует большое количество различных форм государственного принуждения, применяющихся в различных случаях и для достижения разных целей. Среди них выделяют меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

2.3 Место роль государства в политической системе общества

Главным звеном, ядром любой политической системы является государство. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Это обусловлено тем, что оно:

  1. выступает официальным представителем всего общества, а также определяет главные направления развития общества;
  2. обладает суверенитетом;
  3. способно обеспечить и защитить основные права человека и гражданина на своей территории;
  4. выполняет общесоциальные функции;
  5. имеет специальный аппарат управления и принуждения;
  6. устанавливает общеобязательные правила поведения – юридические нормы, т.е. осуществляет правотворчество[54][16].

Как известно, термин "политика" и производные от него слова происходят от слова "полис". Это слово в Древней Греции использовалось для названия города-государства. Возникновение государства у разных народов происходило по-разному, на различных этапах развития, а также в разные промежутки времени. Но существовали и общие для них всех факторы, такие как как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство является первой, однако, не последней и не единственной политической организацией классового общества. Человеческие отношения, развивались с течением времени, и объективно сложившись, вызывали к жизни новые политические формы движения социальной материи. Согласно свидетельству истории, наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, которые отражают интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимают участие в политической жизни общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.


В первую очередь государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Эта борьба в итоге привела бы к самоуничтожению человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации. Появление государство предотвратило эту катастрофу тогда и предотвращает ее сегодня. В этом ключе оно "дало" жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

Однако, в это же самое время нельзя забывать, что на протяжении всей человеческой истории именно государство ввергало своих подданных в различные междоусобные и региональные войны и вооруженные конфликты. И две мировые войны, унесшие миллионы человеческих жизней, не являются исключением. И если в некоторых случаях, выступая как агрессор, государство является орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества, то уже в других случаях, являясь защитником, оно выражает интересы всего народа.

Помимо тех определений, которые были приведены выше, государство можно еще и рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся в целях совместного проживания[55][17]. В политико-правовой категории «гражданство» получают концентрированное выражение идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством. Необходимо отметить, что каждый из членов "государственной общины" напрямую заинтересован в ее существовании. Основной причиной этому является именно то, что личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются непосредственно государством. Выступая в роли гражданина любой индивид приобретает устойчивые первичные политические качества. Эти качества постепенно становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Другими словами, в первую очередь через государство индивид "включается" в политическую систему общества[56][17].

Но в тоже время, несмотря от класса, к которому принадлежит индивид, между ним и государством существует комплекс противоречий. В целом, эти противоречия характеризуются как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. К ним относятся противоречия между демократией и бюрократией в области законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и ряд других. Резкое обострение этих противоречий происходит именно в тот период, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.