Файл: Метрология и стандартизация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

07.02.2013

Метрология Основные понятия и категории метрологии

Измерение

14.02.2013

Виды и методы измерений

Методы измерения

Средства измерений (си)

21.02.2013

Характеристики си

28.02.2013

Погрешность измерений, показатели точности измерений

07.03.2013

Организация службы метрологии

Метрологическая служба, предприятия

14.03.2013

Стандартизация

21.03.2013

28.03.2013

Международное сотрудничество в области стандартизации

04.04.2013

Международная электротехническая комиссия (мэг)

Международная организация метрических мер (мом)

Международная организация законодательной метрологии (мозм)

Европейская организация по контролю качества (еокк)

Сертификация

11.04.2013

Национальный знак соответствия

18.04.2013

Структура Национальной системы подтверждения соответствия рб

Государственная программа (качества)

25.04.2013

Управление качеством полиграфической продукции Системы управления качеством полиграфической продукции

Жизненный цикл продукции

Принципы управления качеством продукции

Структура системы управления качеством

02.05.2013

Принципы обеспечения качества продукции

16.05.2013

Технический контроль в системе управления качеством продукции

Международное сотрудничество в области стандартизации

Основными целями международного сотрудничества РБ являются:

  1. совершенствование отечественного фонда стандартов на основе применения международных, региональных национальных стандартов других стран, максимальное использование достижений РТП;

  2. повышение качества продукции и конкурентоспособности на мировом рынке;

  3. учёт интересов РБ при разработке международных и региональных стандартов;

  4. обеспечение единства измерений с другими странами.

Международная организация по стандартизации (ИСО)

Была основана в 1946 г. Членами данной организации являются более 120 стран. Цель ИСО как организации – это содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения и облегчения международного товарообмена и помощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Членами ИСО являются национальные организации по стандартизации. ИСО состоит из руководящих и рабочих органов.

Руководящие органы состоят из: генеральная ассамблея – высший орган (собирается раз в 3 года; между сессиями ИСО руководит совет); совет (избирается на 3 года); комитеты совета; секретариат.

Основные комитеты:

  1. ПЛАКС – техническое бюро по планированию работ. Выбирается на 3 года. Вырабатывает рекомендации для совета по вопросам организации, координации и планированию технической деятельностью ИСО. Данный комитет рассматривает предложения по созданию и росту комитетов, готовит рекомендации по внесению изменений и дополнений в директивы по технической работе в ИСО. По поручению совета принимает решения в отношении названий технических комитетов и сферы их деятельности. Закрепляет секретариаты технических комитетов за какими-то конкретными членами ИСО;

  2. СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации. Разрабатывает терминологию в области сертификации, аккредитации и т.п.;

  3. КАСКО – комитет по сертификации. Разрабатывает идеологию создания систем сертификации. Этим комитетом были созданы стандарты ИСО серии 9000;

  4. ИНФКО – комитет по информации. Координирует работу информационных центров по стандартам, разрабатывает рекомендации по классификации и кодированию стандартов и д.р. Автоматизированный обмен информацией между странами об их национальных стандартах;

  5. ДЕВКО – комитет помощи развивающимся странам в области стандартизации, в задачи которого входит выявление потребностей развивающихся стран в области стандартизации, контроля качества и т.п. и проявление помощи по выявленным проблемам;

  6. КОПОЛКО – комитет по вопросам потребления. Разрабатывает на базе стандартизации рекомендации, направленные на информирование потребителей о качестве продукции, формах обучения потребителей и мерах по защите их интересов;

  7. РЕМКО – комитет по стандартным образцам. Разрабатывает руководства для технических комитетов ИСО.


Стандарты ИСО серии 9000 впервые появились в 1987 г. Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9004, которые были приняты ИСО. Обновили пакет документов в 1994 и 2000 гг. Семейство международных стандартов ИСО 9000:2000 заменил огромный комплект документ 1994 г. Используется, чтобы помочь организациям любых типов и размеров, внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. В это семейство входят ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 и ИСО 19001.

Новая версия обладает следующими особенностями:

  1. стандарты являются менее предписывающими;

  2. Стандарты более гибкие в применении, имеется только один базовый стандарт;

  3. фундаментально изменена философия менеджмента качества, введён подход. Существующие требования к системе требования к системе менеджмента качества изменились незначительно;

  4. появилось несколько новых требований, которые оказывают существеннее влияние на пользователя. Нет привычного деления на 20 элементов, но все они присутствуют в стандарте.

Структура стандартов состоит из 5 основных разделов:

  1. система менеджмента качества;

  2. ответственность руководства;

  3. менеджмент ресурсов;

  4. процессы жизненного цикла продукции;

  5. измерение, анализ и улучшение.

В РБ сейчас действуют государственные стандарты, индетичные стандартам ИСО 9000:2000:

  1. СТБ ИСО 9000-2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». В этом стандарте рассмотрено введение в систему менеджмента качества;

  2. СТБ ИСО 90001-2001 «Система менеджмента качества. Требования». Предусматривает требования для систем менеджмента качества. Направлен на повышение удовлетворённости потребителя;

  3. СТБ ИСО 9004-2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Рассматривается дальнейшее развитие построенной системы менеджмента качества с целью улучшения деловой деятельности и управления организации;

  4. СТБ ИСО 19011. Вспомогательный стандарт. Описывает руководство по проведению аудита в системе менеджмента качества, а также требования к аудитам;

  5. СТБ ИСО 10012. Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию.


Основной особенностью стандартов ИСО 9000 является разительное изменение подхода к менеджменту качества, т.е. когда становится доминирующим именно менеджмент качества в самой деятельности фирмы. Когда реализуется правило от качества продукции к качеству требования.


04.04.2013

ЛК 9

Основные принципы:

  1. ориентация на потребителя;

  2. лидерство руководителя;

  3. вовлечение работников в процессный подход;

  4. системный подход к менеджменту;

  5. постоянное улучшение и непрерывное совершенствование;

  6. принятие решений на основе фактов;

  7. взаимовыгодное отношение с поставщиком.

Международная электротехническая комиссия (мэг)

Создана в 1891 г. В 1904 г. На Международном Конгрессе было принято решение о создании специального органа по стандартизации терминологии и параметров лингвических машин.

МЭГ занимается стандартизацией в области электротехники, радиосвязи, приборостроения и т.п. Структура МЭГ подобна ИСО. В состав МЭГ входит 80 комитетов.

Стандарт МЭГ более полное, так как ко всей продукции предъявляются более высокие требования по безопасности. Стандарты МЭГ носят рекомендательный характер (на локальном уровне); стандарты являются обязательными при выходе продукции на мировой уровень.

Международная организация метрических мер (мом)

Основана в 1885 г. Активным участником являлась Петербургская Академия наук. Подписана Метрическая конвенция. Цель конвенции: коммунификация единиц.

Цель организации:

  1. способствовать практическому применению метрической системы мер;

  2. хранить международные прототипы эталонов и сличать с ними национальные эталоны, вести научные разработки по совершенствованию метрических систем.

Международная организация законодательной метрологии (мозм)

Межправительственная организация. Создана в 1955 г.

Цель: международное согласование деятельности между государствами метрологических служб в области правильности и точности результатов измерений стран-участников.

Задачи:

  1. установление единых методов метрических единиц СИ;

  2. оптимизация работы поверочной аппаратуры, методов сличений поверок аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов;

  3. выработка оптимальных форм организации структуры и работы метрологических служб;

  4. установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии различных уровней квалификации.


Европейская организация по контролю качества (еокк)

Создана в 1957 г. 4 страны-инициатора создания организации.

Имеет 4 вида членства:

  1. полноправная;

  2. почётная;

  3. коллективная;

  4. индивидуальная.

Форма работ: организация конференций, семинаров, работа технических комитетов.

Комитеты изучают вопросы качества.

ЕОКК не разрабатывает свои стандарты и не занимается сертификацией продукции.

Сертификация

Под сертификацией понимается действие между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) третьей стороны, которая подтверждает соответствие продукции (процесса или услуги) стандарту или иному нормативному документу. Третья сторона – это орган, признаваемый независимым от участвующих сторон.

Соответствие – соблюдение заданных требований продукции, процессов или услуг.

Оценка соответствия – деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА в области ТНС.

Аккредитация – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица, выполнение работ по подтверждению соответствия и/или проведению испытаний продукции.

Аккредитация – процедура, посредством которой авторитетный орган официально признаёт правомочность лица или органа выполнять конкретные работы.

Подтверждение соответствия – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА в области ТНС.

Сертификация – форма подтверждения соответствия, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации.

Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям.

Изготовитель/продавец – юридическое лицо, в том числе иностранное, или ИП, осуществляющий производство и/или реализацию продукции.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия требованиям ТНПА в области ТНС.

Знак соответствия – документ, выданный в соответствии с правилами системной сертификации, указывающий, что выполняется необходимая уверенность в том, что должным образом индетифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.