ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеологическая и политическая заданность, схематизм в отображении революции и процесса становления советской власти в национальных республиках.

Кинокомедия

Особенности развития кинокомедии 30-х годов. Тематическая и жанровая направленность. Дефицит сатиры.

Музыкальные кинокомедии Г.Александрова (1903-1983) - ревю «Веселые ребята» (1934, авт. сцен. В.Масс, Н.Эрдман, Г.Александров), мелодрама «Цирк» (1936, авт. сцен. Г.Александров), лирическая комедия с элементами сатиры «Волга-Волга» (1938, авт. сцен. М.Вольпин, Н.Эрдман, Г.Александров), лирическая комедия «Светлый путь» (1940, авт. сцен. В.Ардов). Экранные героини Л.Орловой. Сатирический образ бюрократа Бывалова (И.Ильинский) в фильме «Волга-Волга». Лирическое и эксцентрическое начала в кинокомедиях Г.Александрова. Творческое содружество режиссера с операторами В.Нильсеном и Б.Петровым, с композитором И.Дунаевским и поэтом В.Лебедевым-Кумачом.

Режиссер И.Пырьев (1901-1968). Комедии «Богатая невеста» (1938) и «Трактористы» (1939) по сценариям Е.Помещикова. Жанрово-тематические особенности фильмов. Роль музыки И.Дунаевского («Богатая невеста») и Дм. и Дан. Покрасс («Трактористы»). Развитие жанра кинооперетты в фильме И.Пырьева «Свинарка и пастух» (1941). Стихо­творный сценарий В.Гусева. Музыкальные характеристики действующих лиц (комп. Т.Хренников). Фольклорные элементы в кинокомедиях И.Пырьева. Образы, созданные в его фильмах М.Ладыниной, Н.Крючковым, Б.Андреевым и др. актерами.

Музыкальные комедии А.Ивановского (1881-1968): «Музыкальная история» (1940, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит) и «Антон Иванович сердится» (1941, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит). Популяризация классической музыки средствами кино. С.Лемешев, Э.Гарин, С.Мартинсон, З.Федорова, Л.Целиковская, П.Кадочников в фильмах А.Ивановского.

Лирико-комедийные фильмы: «Подкидыш» (1940, реж. Т.Лукашевич, авт. сцен. А.Барто и Р.Зеленая), «Девушка с характером» (1939, авт. сцен. Г.Фиш, И.Склют) и «Сердца четырех» (1941, ВЭ - 1945, авт. сцен. А.Файко, А.Гранберг) режиссера К.Юдина. Образы, созданные в этих фильмах Ф.Раневской, Р.Пляттом, П.Репниным, Р.Зеленой, В.Серовой.

Исторический Фильм Экранизация литературной классики

Активизация общественного интереса к историческому прошлому, к героико-патриотическим страницам национальной истории во второй половине 1930-х годов. Модернизация образов исторических деятелей, искажение исторической правды в ряде фильмов в духе установок официальной историографии, политической злобы дня. Содружество кинематографистов и писателей (А.Толстой, А.Корнейчук, П.Павленко,


В.Шкловский) в работе над исторической темой в кино.

Возможности творческого претворения литературной и театральной классики в звуковом кино. Проблема соотношения истории и современности.

«Петр Первый» (1 и 2 серии, 1937-1939, авт. сцен. А.Толстой, В.Петров, реж. В.Петров). Трактовка личности и эпохи Петра в одноименном романе А.Толстого и в фильме. «Романность» сюжетной композиции фильма. Соотношение исторической правды и художественного вымысла. Петр в исполнении Н.Симонова - одна из крупнейших актерских работ того времени. Выразительность, психологическая объем­ность образов Меньшикова (М.Жаров), царевича Алексея (Н.Черкасов), Екатерины (А.Тарасова) и других персонажей фильма. Сочность в изображении среды, быта петровской эпохи (опер. В.Горданов, В.Яковлев, худ. Н.Суворов).

В.Пудовкин. Работа над фильмом «Минин и Пожарский» (1939, авт. сцен. В.Шкловский). Тема народа в фильме. Образ крепостного Романа (Б.Чирков). Иллюстративность образов Минина и Пожарского. Монтажно-пластическая выразительность фильма.

«Суворов» (1941, авт. сцен. Г.Гребнер и Н.Равич). Особенности драматургии. Образ Суворова в исполнении актера Н.Черкасова (Сергеева). Исторический портрет и интерьер в работе операторов А.Головни и Т.Лобовой, художника В.Егорова.

Теоретические исследования и критические работы Пудовкина 30-х годов о взаимоотношении литературы и экрана, о воспитании киноактера и системе Станиславского в кино.

С.Эйзенштейн. Работа С.Эйзенштейна, Г.Александрова и Э.Тиссэ в Западной Европе и Америке. Судьба фильма «Да здравствует Мексика!». История замысла и постановки фильма «Бежин луг» (1935-1937, авт. сцен. А.Ржешевский). Статья С.Эйзенштейна «Ошибки "Бежина луга"». Фотофильм «Бежин луг» (1967) С.Юткевича и Н.Клеймана.

«Александр Невский» (1938, авт. сцен. П.Павленко и С.Эйзенштейн). Патриотический пафос фильма. Образ Невского, созданный Н.Черкасовым. Народные герои в исполнении Н.Охлоокова, А.Абрикосова, Д.Орлова. Жанровое и стилевое своеобразие фильма. Об­ращение к художественным традициям былинного эпоса. Изобразительная форма (опер. Э.Тиссэ, худ. И.Шпинель). Значение музыки С.Прокофьева в раскрытии идеи и образов фильма.

Эйзенштейн о работе над исторической темой в кино (выступление на творческом совещании по вопррсам исторического и историко-революционного фильма в 1940 г.). Исследования Эйзенштейна 30-х годов, посвященные проблемам внутреннего монолога в кино, драматургической функции цвета в фильме, выразительным возможностям звуко­зрительного монтажа. Значение этих исследований в развитии кинотеории.


И.Савченко (1906-1950). Фильм «Богдан Хмельницкий» (1941, авт. сцен. А.Корнейчук). Героико-романтическое раскрытие темы национально-освободительной борьбы украинского народа. Укорененность образного строя фильма в национальном фольклоре. Богдан Хмельницкий в исполнении Н.Мордвинова. Образы народных героев -дьяк Таврило (М.Жаров), Максим Кривонос (И.Ильченко), Иван Богун (Б.Безгин), Тур (Р.Ивицкий) и др. Экспрессивность изобразительной стилистики (опер. Ю.Екельчик, худ Я.Ривош). Музыкальный строй фильма (комп. С.Потоцкий). Традиции А.Довженко.

Историческая тема в фильмах: «Пугачев» (1937, реж. П.Петров-Бытов), «Степан Разин» (1939, реж. О.Преображенская, И.Правов), «Салават Юлаев» (1941, реж. Я.Протазанов).

Я.Протазанов. Фильм «Бесприданница» (1936, по пьесе А.Островского, авт. сцен. Я.Протазанов и В.Швейцер). Жанровое переосмысление пьесы. Актерские работы Н.Алисовой, А.Кторова, Б.Тенина, В.Рыжовой и других. Использование музыки П.Чайковского и русских народных песен. Изобразительное решение среды, атмосферы действия (опер. М.Магидсон, худ. А.Арапов и С.Кузнецов).

М.Донской. Экранизация автобиографической трилогии М.Горького (авт. сцен. И.Груздев и М.Донской): «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). Изображение «свинцовых мерзостей жизни» и утверждение добрых, светлых начал человеческой натуры. Драматургическая и актерская выразительность образов бабушки (В.Массалитинова), деда (М.Трояновский), Цыганка (Д.Сагал) и ряда других персонажей. Алексей Пешков в исполнении А.Лярского и

21

22

Н.Вальберта. Эмоциональность режиссерского почерка, звуко-зрительного строя трилогии (опер. П.Ермолов, худ. И.Степанов, комп. Л.Шварц).

Фильмы для детей и юношества

Организация ежемесячного киножурнала «Пионерия». Первый звуковой детский фильм «Рваные башмаки» (1933, авт. сцен, и реж. М.Барская).

Основание киностудии «Союздетфильм» (1936). Участие известных писателей и драматургов в создании фильмов для детей (А.Гайдар, В.Катаев, Е.Шварц, Л.Кассиль).

Фильмы А.Разумного «Личное дело» (1939) и «Тимур и его команда» (1940)

Фильмы-сказки «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. Роу.

Историко-революционные фильмы для детей. «Дума про казака Голоту» (1937, по А.Гайдару, авт. сцен, и реж. И.Савченко), «Белеет парус одинокий» (1937, авт. сцен. В.Катаев, реж. В.Легошин).


Фильмы режиссера В.Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1938).

Героико-романтические черты детского кино 30-х годов. Проявление идеологического схематизма и назидательности.

Заключение

Укрепление материально-технической базы кинематографа, развитие киносети, строительство новых киностудий в центре и в национальных республиках. Организация производства отечественной киноаппаратуры и пленки.

Достижения киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана. Эволюция повествовательно-драматургических форм. Негативное влияние на развитие киноискусства партийно-государственного идеологического контроля, нормативной эстетики и поэтики. Закрепление в массовом сознании мифов тоталитарного режима с помощью кино.


Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Нападение фашистской Германии на СССР. Перестройка работы киностудий в связи с требованиями военного времени. Организация фронтовых групп кинохроники. Кинопериодика и фронтовой кинорепортаж. Новые задачи научно-популярного кино. Выпуск военно-инструктивных фильмов для всеобщего военного обучения Организация производства военно-учебных фильмов для армии. Перестройка художественной кине­матографии. Выпуск киноплакатов и короткометражных фильмов. «Боевые киносборники». Эвакуация киностудий на восток страны. Организация ЦОКС (Центральной Объединенной Киностудии) в Алма-Ате.

Документальное кино в годы Великой Отечественной войны

Первые фронтовые кинорепортажи. Производственно-творческая организация работы фронтовых киногрупп. Героический труд фронтовых кинооператоров В.Сущинского, В.Орлянкина, Р.Кармена, В.Микоши и др. Освещение военных событий в киножурналах, спецвыпусках и документальных фильмах.

Хроникально-документальные фильмы о важнейших этапах войны, о партизанском движении, о жизни тыла: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. И.Копалин и Л.Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. Р.Кармен, И.Комарцев, В.Соловцов, Е.Учитель), «Народные мстители» (1943, реж. В.Беляев), «День войны» (1942, реж. М.Слуцкий), «Сталинград» (1943, реж. Л.Варламов), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. А.Довженко, Я.Авдеенко, Ю.Солнцева), «Освобожденная Франция» (1944, реж. С.Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Ю.Райзман) и др. Приход в документальное кино

мастеров игрового фильма. Художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне. Развитие приемов фронтового репортажа, повышение мастерства операторов. Влияние опыта кинодокументалистики на игровой кинематограф. Историческое значение материалов документальной кинолетописи Великой Отечественной войны.

Игровые фильмы о Великой Отечественной войне

«Боевые киносборники». Возрождение традиций киноплаката и агитфильма. Участие в создании киносборников крупнейших писателей, режиссеров, актеров, операторов. Жанровое многообразие. Использование образов популярных героев довоенного экрана. Киноновеллы: «У старой няни» (БКС № 1), реж. Е.Червяков, «Антоша Рыбкин» (БКС № 2), реж. К.Юдин, «Ночь над Белградом» (БКС «№ 8), реж. Л.Луков, «Пир в Жирмунке» (БКС № 6), авт. сцен. Л.Леонов, реж. В.Пудовкин и др.