Файл: Составные части управленческого учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство данных управленческого учета является коммерческой тайной, поскольку они отражают стратегию и тактику предприятия в условиях конкуренции.[69] Поэтому именно руководители предприятия являются пользователями управленческой информации. Для получения максимальных результатов деятельности, достижения желаемых результатов деятельности собственного предприятия в будущем руководителям уже недостаточно знать, сколько стоит та или иная продукция, для них важно, почему она столько стоит, а главное, как сделать так, чтобы ее производство было выгодным? В странах, где бухгалтерский учет принято, разделят на финансовый и управленческий, прогностическая функция характерна именно для управленческого учета. Это стало реальным на основе бюджетирования, прогнозирования поведения затрат и доходов, экспертных оценок, разработки альтернативных решений. Поэтому в последние годы все большее распространение получают стратегические системы управленческого учета как результат стремления расширить информационную базу для принятия решений за счет формирования прогнозной информации.[70]

Именно поэтому основной целью управленческого учета, является удовлетворение информационных потребностей внутренних пользователей, является повышение эффективности управления, а последовательно - эффективности планирования, нормирования, контроля и принятия управленческих решений.[71]

3. Контроллинг как составная часть управленческого учета

3.1. Сущность контроллинга как элемента метода управленческого учета, его значение на современном этапе

Существование практически каждой фирмы, предприятия, организации можно представить, как непрерывное движение к поставленной цели. Первоначально цели определяются владельцами или учредителями на этапе создания предприятия, в дальнейшем постепенно под влиянием многих внешних и внутренних факторов они меняются, возникают новые. Неизменным остается только сам принцип существования предприятия в форме продвижения к их реализации. И пока существует носитель этого движения - сам субъект, этот принцип остается для него выдающимся признаком, ориентированной на успех.[72]


В то же время в процессе движения к реализации целей деятельности перед менеджментом регулярно возникают вопросы, которые, с одной стороны, является следствием воздействия внешней среды, а с другой - обусловлены постепенно возрастающей во времени сложностью внутренней системы управления.[73] Сохранение системного подхода к управлению предприятием как открытой социально-экономической системой помогает преодолеть локализацию возникающих в процессе деятельности, и выявить основные причинно-следственные взаимосвязи управленческих решений, которые принимаются. Такой подход дает возможность оценить влияние отдельных элементов системы на общие результаты деятельности предприятия, повышая тем самым эффективность общего процесса управления.[74]

Идея интегрированного подхода к управлению имеет глубокие исторические основания. Основной причиной его развития и закрепления в практике хозяйствования предприятий на Западе стало осознание необходимости полной интеграции всех существующих бизнес-процессов в рамках одной системы. Именно интегрированное управление является основой реализации концепции контроллинга в процессе управленческого учета.[75]

В начале 50-х годов XX века контроллинг как система интегрированного управления результатами деятельности предприятия начал свое развитие в Германии, придя в эту страну из практики управленческого учета США. Сам термин «контроллинг» происходит от лат. «Contra» и «rotulus», что в переводе означает «встречная роль», или современным языком «координация деятельности». В XII веке в английском языке существовало понятие «countreroullour» для обозначения профессионального названия тех лиц, которые играли такую ​​встречную, или координационную, роль при управлении денежными и товарными потоками.[76]

Все авторы почти единодушно отмечают, что контроллинг не ограничивается контролем как таковым, его предмет касается управления, регулирования, контроля и вообще надзора. [77]В широком смысле контроллинг означает «быть в курсе всего», то есть информировать о событиях, консультировать, координировать и формировать управленческие решения, направленные на реализацию целей предприятия и представлений менеджеров.

Следует отметить, что прежде чем система интегрированного управления в современном варианте появилась на предприятиях Запада, последние, в свою очередь, прошли четыре этапа развития. Краткосрочный экскурс в историю становления контроллинга позволяет сделать предварительные выводы и оценить условия, необходимые для организации аналитической работы в соответствии с этой концепцией на российских предприятиях. [78]


В течение первого этапа доминирующей была позиция производственного менеджмента с исключительной ориентацией на узкие места в производстве. Специалист-аналитик (как правило, в лице бухгалтера) в этот период занимался вопросами устранения таких слабых мест. Наиболее применимыми инструментами были расчеты общих издержек производства, составления смет и тому подобное. В этот период происходят первые попытки дальнейшего распределения расходов.[79]

В период с 60-х по 70-е годов XX века на первый план выходят вопросы удовлетворения спроса и всестороннего изучения потребностей клиентов. Широко применяются классические инструменты маркетинга, а маркетинговый менеджмент начинает играть на предприятии важную роль. Однако еще значительная недавно ориентация на производство вызывает определенного рода конфронтацию (конфликт интересов) в основных функциональных сферах. С целью преодоления имеющихся нестыковок форсируется развитие бюджетирования. С помощью анализа, отклонений фактических данных от запланированных, контроллер получает возможность осуществлять корректировки и координировать курс развития. Впервые весомой становится ориентация на будущее (но краткосрочное) развитие предприятия.[80]

Насыщение рынка товарами, чрезмерный экономический рост, высокие темпы инфляции и жесткая конкуренция заставили предприятия с начала 70-х годов приложить значительные усилия, чтобы удержать доминирующие позиции на рынке. Существенной поддержкой в ​​этот период становится развитие информационных технологий, который позволил повысить качество аналитической работы, интегрировать в рамках единой системы все функциональные подразделения и единицы бизнеса.[81]

На последнем этапе наиболее динамично развивается стратегический менеджмент и практикуется стратегическое планирование. Быстро растет авторитет и функциональность служб контроллинга. Его рассматривают уже как «подсистему, поддерживает управление предприятием в рамках заданной цели». В задачи контроллера относят координацию, планирование, контроль и обеспечение менеджмента важнейшей информацией для принятия выверенных управленческих решений.[82]

Именно при таких условиях контроллинг приобрел быстрого распространения и закрепления в практике хозяйствования западных компаний. В наше время в Российской Федерации попытки развития систем контроллинга является следствием постепенной переориентации менеджмента на новые подходы к управлению. И это является важным шагом для национальных предприятий, поскольку применение эффективных инструментов управления дает возможность лучше адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и обеспечить определенный уровень стабильности в долгосрочном периоде.[83]


Системы учета и отчетности выступают в контроллинга содержательное информационное поле, на основе которого ответственные специалисты осуществляют мониторинг информационной системы с целью обеспечения менеджмента данным, наиболее релевантным проблематике управления. В каждой стране развитие систем отчетности предприятий происходило под влиянием многих факторов как макроэкономического, так и микроэкономического значения. Авторами реализована попытка анализа факторов, которые наиболее соответствуют специфике деятельности российских предприятий. Начнем с некоторых макроэкономических аспектов.[84]

Макроэкономистом Нобесом (Nobes) в 80-х годах прошлого века была предложена классификация систем отчетности в зависимости от национальных особенностей отдельных стран, в этой классификации указывается, являются системы отчетности более ориентированными на защиту интересов внутренних или внешних инвесторов (соответственно микро- и макроэкономическая доминанты) и в страны какой зоне воздействия (США или Германии) они относятся. Эти страны по количеству научных исследований являются признанными лидерами развития систем для удовлетворения информационных потребностей менеджеров. Однако условия формирования информационных систем в этих странах находятся под влиянием различных факторов.[85]

3.2. Определение категории «контроллинг» на основе анализа альтернативных концепций

Если под концепцией, следует вообще понимать систему взглядов и представлений о предмете, то концепцию контроллинга можно представить как совокупность суждений о его функциональном отделении, институционального оформления и обеспеченности инструментарием в контексте целей предприятия, релевантных контроллинга и целей контроллинга таких, вытекающих из целей предприятия.[86]

Согласно американской модели объем задач контроллинга более обширный и охватывает также вопросы внешней отчетности и ее аудита. В Великобритании и США более широко употребляют понятие «management accounting», то есть полностью отождествляют эту сферу со сферой внутрихозяйственного (управленческого) учета.


В Германии сложилась собственная точка зрения на предмет контроллинга, поэтому это понятие рассматривается здесь в специфическом для немецкого языковой среды контексте, а именно как внутрихозяйственная функция, поддерживает процесс управления, начиная с этапа постановки и согласования целей и заканчивая анализом отклонений фактических данных от запланированных. По Д. Ханом, контроллинг выступает как интегрированная, основанная на непрерывном потоке внутренней и внешней информации система планирования и контроля. Введение в систему управления функции контроллинга способствует интеграции системы по всем уровням (вертикальная интеграция) и сферами (горизонтальная интеграция). Интегрированный подход применяется в дальнейшем и в рамках каждой отдельной функции менеджмента.[87]

Так возникает интегрированное планирование, имеет целью интеграцию всех планово-контрольных расчетов на установленные цели деятельности. Как правило, интеграция имеет место на общефирменном (корпоративном) уровне, когда финансовое планирование и планирование экономического результата, ранее не пересекались, интегрируются для отслеживания общих результатов деятельности.[88]

Учитывая рассмотрены исторические аспекты и ярко выраженный прикладной характер контроллинга, можно констатировать невозможность формирования единой концепции, которая отвечала бы многим требованиям. Индивидуальный характер систем менеджмента, специфика бизнеса и нахождения предприятий на разных фазах жизненного цикла исключают существование универсальных концептуальных основ[89]. Иными словами, предметом рассмотрения становится методология формирования концепции контроллинга с учетом индивидуальности каждого отдельного бизнеса и определение наиболее значимых факторов его функциональности.

В современной западной теории можно выделить три основных определения контроллинга. Первое базируется на утверждениях, что контроллинг является современной сферой задач, которая уже существовала раньше. Так, некоторые моменты свидетельствуют о том, что контроллинг частично замещает собой сферу бухгалтерского учета и отчетности и отождествляется с понятием внутрипроизводственного (управленческого) учета.[90]

Таким образом, формируется одна из его первоочередных концепций - концепция ориентации на учет. Она во многом соответствует рассмотренной выше американской модели. Эта концепция является одной из наиболее признанных концепций, так как функция информационного обеспечения признается в контроллинга ведущей. Контроллера в рамках данной концепции признают как менеджера по прибыли, а его деятельность оценивают с точки зрения привнесения в учет качественно новых положительных импульсов.