Файл: Составные части управленческого учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе направление - представление о контроллинг как обобщающее понятие для многих сфер. Так, планирование, контроль и информационная система могут быть охваченные в его рамках. Однако для такого подхода вряд ли характерна определенная научная новизна, поскольку каждая из вышеупомянутых сфер имеет свою хорошо известную и четко обособленную сферу задач.[91]

Согласно третьему определению контроллинг - это относительно новая проблемная сфера. Даже если предмет не признают абсолютно новым, в его рамках возможно дальнейшее комплексное исследование тех сфер, которые ранее системно не были рассмотрены в науке, а на практике существовали достаточно обособленно. Именно такой подход, на наш взгляд, будет способствовать становлению контроллинга в качестве самостоятельного экономического направления.[92]

Более глубокий анализ имеющихся концепций позволяет сделать вывод, что система контроллинга отличается высоким уровнем индивидуальности и зависит от целей, которые существуют в системе управления. В различных организационных структурах контроллинг будет непосредственное отношение к вопросам как операционного, так и стратегического управления. В то же время необходимо подчеркнуть, что главная цель контроллинга в большей степени все равно заключается в достижении системой управления установленных целей, то есть в ориентации на результат. [93]

Это становится возможным благодаря дополнительно развитым функциям координации деятельности, сервисной поддержки менеджмента на всех уровнях управления и во всех функциональных подразделениях благодаря постоянной адаптации системы к изменениям в окружающей среде.

3.3. Функции, задачи инструменты контроллинга

Важной тенденцией предприятия в современных условиях хозяйствования является возрастание роли информационных ресурсов. Эта тенденция обусловлена ​​усложнением технологии, диверсификацией производства, увеличением числа переменных для решения сложных производственных и управленческих проблем. Рост информационных ресурсов происходит не только по объему, но и по содержанию информации (новые явления, процессы, события), что является закономерностью в условиях перехода от плановой модели хозяйствования к рыночной модели.


Сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, требует дополнительной информации, отсутствует в традиционной системе финансового учета.[94]

Управление информационным процессом растущие требования ставит перед менеджерами в понимании роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Руководитель должен стать творцом информационной системы.[95]

Информационные системы, которые обслуживают менеджеров, должны предоставлять данные о тенденциях, эффективность технологии, показатели деятельности конкурентов, спрос на продукцию, деятельность по обеспечению рентабельности и другие показатели. Однако существующие системы учета не позволяют определить эффективность теорий и стратегий развития, политических и социальных тенденций, влияющих на деятельность предприятия.[96]

Необходимость расширения системы информации связана не только с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью предприятия, но и с отражением социально-политических факторов, которые являются внешними факторами функционирования предприятия. их нужно перевести на язык предпринимательской деятельности, чтобы активно влиять на социальные группы, отношения в коллективе, институты вне и внутри предприятия. Функции управления постоянно усложняются. Так, привычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции - в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системе контроллинга.[97]

Хотя бухгалтерам трудно смириться с тенденцией дифференциации единой системы бухгалтерского учета на подсистемы финансового и управленческого учета и контроллинга. Но она является закономерным процессом.

Учет теряет свою независимость и приобретает функции сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений.[98]

Функции контроллинга определяются целью создания этой системы. Они делятся на основные и специальные. К основным функциям относятся:

1. Планирование процессов хозяйственной деятельности (логистика, производство, сбыт, инвестиции). Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию; S учет показателей контроллинга на основе методов и критериев оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений. [99]Для этого определяются потребности системы управления в необходимой информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных; анализ тенденций, отклонений от прогнозируемых показателей. Для анализа определяются контролируемые показатели по времени и содержанию, находятся отклонения методом сравнения фактических и прогнозируемых данных, факторы влияния на отклонение, дается оценка и интерпретация отклонений, систематизируются данные с целью выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности предприятия.[100] К специальным функциям относятся:


  • Информационно-аналитическое обеспечение, целью которого является разработка информационной системы, стандартизация документов и регистров учета, коммуникационных связей, организация сбора и обработки данных контроллинга;
  • Мониторинг внешней среды, в которой функционирует предприятие. К этой функции входит сбор и анализ данных о рынках (сырья, труда, капитала, товара), конъюнктура рынка, конкурентов, цены, формирование досье на конкурентов, обзоры развития отраслей, участие в выставках и ярмарках и т.д.[101]

Функции контроллинга реализуются всегда в реальных условиях деятельности предприятия, поэтому степень их проявления и эффективность использования зависит от таких факторов, как:

  • масштаб организации;
  • финансовое состояние;
  • понимание руководством важности и полезности функций контроллинга;
  • уровень диверсификации производства;
  • виды деятельности;
  • квалификация управленческого персонала;
  • уровень экономической работы;
  • миссии, философии бизнеса;
  • общей культуры персонала;
  • других факторов.[102]

Интегральной функцией контроллинга является координация усилий каждого подразделения предприятия и отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собой предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности. Для этого нужны:

  • Координация усилий менеджеров различных уровней на достижение общей цели;
  • Информационная и консультативная поддержка принятия управленческих решений;
  • Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы для управления предприятием.[103]

Необходимость создания системы контроллинга обусловлена ​​повышением нестабильности внешней среды, что в свою очередь требует:

  • Усиление внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;
  • Ускорение реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия, достигается на основе отслеживания отклонений от долгосрочных планов с помощью определенного набора показателей и выявления тенденций;
  • Разработки и постоянной корректировки стратегических прогнозов и планов развития предприятия.[104]

Основные задачи контроллинга заключаются в том, чтобы реализовать главную цель, принципы и функции на практике.[105]


В области планирования задачи контроллинга формулируют следующим образом:

  • Создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;
  • Содействие разработчикам стратегических планов в определении целей организации и направлений развития;
  • Координация работ по планированию и составлению бюджетов;
  • Участие в определении количественных и качественных параметров работы предприятия на стратегический период;
  • Согласование промежуточных целей и планов и составления общих стратегических планов.

В области учета задачи контроллинга требуют:

  • Создание современной системы информационного обеспечения и отчетности задействованных в стратегическом процессе управления ответственных лиц;
  • Определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
  • Периодического представления информации о отклонений фактических значений показателей от плановых;
  • Представление руководству предприятия отчетов с объяснением причин, повлекших отклонение;
  • Анализ отклонений и обсуждение с заинтересованными лицами.

В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

  • Разработать архитектуру информационной структуры;
  • Отобрать показатели, носители информации и каналы их передачи;
  • Определить контрольные точки хозяйственной и финансовой деятельности;
  • Составить схему сбора и систематизации наиболее значимых данных для принятия решений;
  • Разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
  • Консультировать, менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.[106]

Работа сотрудников службы контроллинга должна направляться на такие области контроля:

  • Стратегические цели (количественные и качественные)
  • Критические условия внешней среды и внутренней среды, которые лежат в основе стратегических планов;
  • Узкие и слабые места, выявленные в процессе планирования и анализа работы предприятия.

При определении системы подконтрольных показателей необходимо обеспечить следующие требования:

  • Объем показателей должен быть адекватным сложности объекта управления;
  • Показатели планируются в целом по предприятию и по структурным подразделениям;
  • Показатели не меняются в течение планового периода, обеспечивает возможность сравнения и выявления тенденций за определенный период;
  • При отборе показателей необходимо обеспечить их сопоставимость с показателями других предприятий.[107]

Анализ, выбранных в качестве подконтрольных проводится различными методами и приемами, но основная задача заключается в нахождении отклонений, оценки таких отклонений и определение зависимости между отклонениями и результатами деятельности предприятия. Нужно заметить, что контроллинг трактуется как система, которая собирает, обрабатывает, анализирует и комментирует явления, процессы и события и передает информацию о них для системы управления. Контроллинг непосредственно не участвует в процессе управления, а выполняет сервисную функцию в нем, обеспечивая информацию для менеджеров.[108]

2. Система информационных потоков. Управленческий процесс необходимо рассматривать как процесс преобразования информации. На сегодняшний день невозможно управлять, не владея информацией. Контроллинг является тем самым поставщиком информации, которая необходима для обеспечения функционирования системы управления предприятием. Информация должна быть полной, достоверной, понятной, релевантной, своевременной, регулярной, полезной.

3. Мониторинг – это отслеживание на предприятии в режиме реального времени всех протекающих процессов, составление отчетов о результатах его работы за короткие промежутки времени (месяц, неделя, день), сравнение фактически достигнутых результатов с целевыми показателями. [109]

4. Анализ результатов, планов и отклонений. Он необходим для оценки результатов прошлой деятельности предприятия, определения происходящего на нем в настоящее время, а также анализа возможностей достижения поставленных перед ним целей в будущем.

5. Контроль. Эта функция необходима для фиксации и оценки уже свершившегося в деятельности предприятия. На основании результатов оценки вырабатываются рекомендации по принятию управленческих решений, после чего, с учетом сложившейся ситуации, будущих опасностей и возможностей, определяются альтернативы действий предприятия в настоящее время, а также оцениваются эти альтернативы с позиции достижения целей предприятия. [110]

Функции и задачи контроллинга предприятия обычно выполняются с помощью специальных инструментов.[111] Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от конкретной концепции контроллинга.

Можно выделить следующие инструменты контроллинга:

  • анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;
  • расчет расходов, их покрытия;
  • отчетность;
  • система планирования, информации, контроля;
  • система показателей;
  • АВС - анализ;
  • расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
  • Break – even - analise (анализ безубыточности);
  • программы снижения и оптимизации затрат;
  • портфолио - анализ;
  • планы, стратегии;
  • анализ жизненного цикла
  • анализ стоимости;
  • анализ рабочего времени;
  • анализ эффективности;
  • анализ внутренней и внешней среды;
  • анализ инвестиций;
  • анализ инновационной деятельности.[112]