Файл: L_N_NEKhOROShEV_-_DRAMATURGIYa_FIL_MA.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 420

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое жанр?

Жанр - это угол зрения на предмет изображения в филь­ме. Автор и зрители как бы договариваются смотреть на пер­сонажей - на их поступки, манеры - определенным образом -или свысока, не очень серьезно (комедия, авантюрные жанры), или с сочувственным вниманием разбираясь в человеческих проблемах (драма, киноповесть), или чуть ли не преклоняясь перед героями (трагедия, эпическая поэма).

Отсюда - соответствующие эмоции: смех, сопереживание, страх, восхищение.... Отсюда и определенные свойства фор­мы фильмов.

Вполне может оказаться, что установить жанр картины для вас окажется делом несложным. Такое происходит, когда картина выдержана целиком в одном жанровом решении, т.е. когда мы встречаемся с чистым жанром. Фильмы Леонида Гай­дая - комедии. Комедии от начала и до конца. И все тут.

Труднее вам придется при встрече с особыми жанровыми образованиями. Вспомните работы Георгия Данелия - "Не го­рюй", "Осенний марафон" и другие - это комедии, но финалы у них печальные. Такие картины обычно называют трагико­медиями.

Не просто может обстоять дело с определением жанра в тех случаях, когда в фильме всего намешано - это, так называ­емые, смешанные жанры. Кажется, перед тобой - настоящая драма, а, между тем, как при просмотре "Калины красной" Василия Шукшина, например, часто смеешься. В подобных случаях жанр определяется по преимуществу.

А вот жанр фильма Андрея Тарковского "Андрей Руб­лев" определить совсем уже сложно. Картина, как известно, состоит из ряда новелл. И жанры их во многом разные. Дра­матические новеллы "Скоморох" и "Феофан Грек" сменяются повествовательным эпизодом "Страсти по Андрею", затем вновь драматические "Праздник" и "Страшный суд", потом эпический "Набег", житийное "Молчание" и, наконец, притча "Колокол".

Можно ли дать односложную формулировку жанра филь­ма "Андрей Рублев"? Я, например, не берусь. Речь в данном случае может идти о многожанровом построении.

Часто встречаешь ошибки при определении таких жан­ров как приключенческий, триллер, детектив. Их порой пута­ют, считая перечисленные обозначения взаимозаменяемыми. На самом деле они - суть вещи разные. Приключение - это раз­ворачивающаяся во времени острособытийная борьба со мно­жеством поворотов действия. Триллер строится на нагнетании психологически напряженного ожидания. А детектив - это рас­следование уже совершенного преступления, раскрытие тай­ны, игра интеллектуальными загадками.


Путаница в списке жанровых определений порой исходит от обозначений на обложках продаваемых видеокассет. Они пестрят и такими объявлениями жанра как "мелодрама" (рас­чет на повышенный зрительский спрос). Однако мелодрама -жанр довольно редкий. Это далеко не всякая любовная исто­рия. Мелодрама отличается от драмы тем, что в ней мы нахо­дим подчеркнуто однозначные характеры персонажей (идеаль­ные "он" и "она", мелодраматический злодей), отсутствие внутреннего конфликта в герое, слезливо-чувствительные мо­менты и счастливый конец.

З.Сюжет

Сюжет - пожалуй, самая сложная категория теории кино­драматургии. Отсюда - наиболее часто встречающиеся слабо­сти в разборах драматургии фильма: не анализ, а попытки пе­ресказа сюжета. И, порой - обильное цитирование текста сценария.

Между тем, сюжет пересказать невозможно: в него вхо­дят малейшие частности картины.

Можно пересказать фабулу.

Но что такое "сюжет" и что такое "фабула"?

Советую вам в анализе драматургии исходить из следую­щих определений:

- сюжет - это полнота образа произведения в его движении, в его последовательном раскрытии

- фабула - это событийная основа сюжета. Какова фабула фильма "Андрей Рублев"?

Три путешествующих монаха - иконописца - Даниил, Ки­рилл и Андрей - спасаются от дождя в сарае, где скоморох по­тешает простой народ песнями и скабрезными прибаутками. Кто-то (потом выясняется, что это Кирилл) доносит на скомо­роха княжеским слугам. Те жестоко избивают скомороха и увозят с собой. Иконописцы же продолжают свой путь.

Кирилл из Андронникова монастыря, где обосновались он и его товарищи, приходит в Новгород к знаменитому ста­рому иконописцу Феофану Греку. Тот обещает взять Кирилла себе в помощники, но присылает в Андронников гонца не за ним, а за Андреем Рублевым. Кирилл в жестокой обиде на всех и вся уходит из монастыря.

Андрей Рублев работает вместе с Феофаном Греком, но не находит с ним во многом согласия.

Прошло два года, и Андрей вновь с Даниилом Черным. Они во главе артели иконописцев движутся речным путем во Владимир - их пригласил Великий князь расписывать новый Успенский собор. По пути Андрей попадает в деревню, где происходят ночные языческие игрища. Встретившись с языч­ницей Марфой, молодой монах не в силах преодолеть любов­ное искушение.

У артели иконописцев дело с росписью Успенского собо­ра не ладится: в спорах с Даниилом Андрей никак не соглаша­ется писать фреску "Страшный Суд" и решает писать "Празд­ник Воскресения"


Едва Андрей Рублев заканчивает роспись Успенского со­бора, как Владимир постигает страшная беда - на город совер­шает набег объединенный отряд татар и дружинников млад­шего брата Великого князя. Во время всеобщего грабежа и убийств Андрей Рублев вступается за немую девушку Дурочку и убивает топором насильника - русского дружинника.

В сожженном Успенском соборе Андрей решает отказать­ся от иконописи и дает Господу обет молчания.

Свой обет и послушание Рублев несет в Андронниковом монастыре, куда он приходит голодной зимой вместе с Дуроч­кой.

Проходит пятнадцать лет молчания, и вот постаревший Андрей Рублев становится свидетелем чуда - отрок Бориска, встав во главе артели литейщиков, отливает по заказу Великого князя огромный, многопудовый колокол. Рублев прерыва­ет молчание, он зовет Бориску идти вместе с ним в монастырь Святой Троицы - колокола лить и иконы писать.

Такова фабула. Как видите, в двухсерийном фильме "Ан­дрей Рублев" она достаточно сложна и многособытиина (в других картинах ее порой можно изложить в нескольких пред­ложениях). Однако, сюжет фильма Тарковского, конечно же, неизмеримо сложнее и богаче его фабулы.

Ведь сюжет - это не только события, но и их мотивиров­ки, а также сцены, персонажи, детали, подчас никакого отно­шения к фабуле не имеющие. К примеру, пролог и эпилог филь­ма, сцена русской "Голгофы", эпизод с ослеплением мастеров, множество эпизодических лиц, поэтических картин и монтаж­ных фраз.

В фильме есть аттракционность разработки сцен: скомо­роший "номер", языческое бдение, отливка колокола. Есть видения и ретроспекции. Есть элементы загадки и тайны: чрез­вычайно глухой намек на донос при отсутствии достаточной нашей в нем уверенности. Здесь авторы искусственно опуска­ют отдельные моменты фабулы, тем самым преобразовывая ее...

Итак, вы соотнесли сюжет и фабулу. Теперь важнейшим пунктом в вашем анализе драматургии фильма должно стать выявление конфликтов, на развитии которых основано разви­тие сюжета.

Конфликты это столкновения противонаправленных сил, и их в фильме может быть несколько. Конфликты могут но­сить внешний характер - между персонажами картины, но они бывают и внутренними - разворачиваться в душах героев.

Внешних конфликтов в фильме "Андрей Рублев" много: между скоморохом и дружинниками, Андреем и Кириллом, Андреем и Феофаном Греком, между братьями - князьями, между Андреем и Даниилом Черным, между малым Бориской и литейщиками - всех конфликтов такого рода тут не перечис­лишь.


Но следует обязательно определить главный конфликт. Таковым, в данном случае, является внутренний конфликт в Андрее Рублеве - в его душе идет постоянная борьба между плотским и духовным, между любовью к земному и стремле­нием к небесному, к Богу.

Проанализировать сюжет фильма - это значит также: вы­яснить, из каких сюжетных линий он состоит. В разбираемом нами фильме главной сюжетной линией, естественно, является линия Рублева - он участвует во всех эпизодах фильма (кроме пролога и эпилога). Мы здесь имеем дело с таким типом сюже­та, который построен не на фабульных хитросплетениях, а на становлении характера, на росте и развитии личности главно­го героя. Без разговора, в таких случаях, о своеобразии и сути характеров центральных персонажей обойтись нельзя.

Но этапы развития личности Рублева раскрываются в фильме А. Тарковского во взаимоотношениях со многими людьми, поэтому сюжет картины многолинеен - в ней доволь­но большое количество второстепенных персонажей, то есть тех, кто участвует не в одной, а в нескольких новеллах: иконо­писцы Кирилл, Даниил Черный, Феофан Грек, Фома, а также - Великий и Малый князья, скоморох, Дурочка, ключарь Пат-рикей, княжеский сотник.

Эпизодические же персонажи проигрывают свои роли в пределах одного эпизода: Марфа, хан, мастера - строители, отрок Бориска (хотя он и является главным героем новеллы "Колокол").

Кроме линий персонажей тело сюжета составляют изоб­разительные лейтмотивы - так называют повторяющиеся, про­ходящие через фильм или некоторые его части детали. В филь­ме "Андрей Рублев" мы видим перекатывающуюся через спину лошадь уже в прологе. Потом видим белого коня в реке во вре мя языческого праздника. Затем белого ханского коня татары покрывают расшитым церковным покрывалом с крестом. В сожженный и разрушенный храм вбегает ошалелый гнедой конь. В "Колоколе" Дурочка, уже с просветленным лицом, идет с белоголовым мальчиком, который ведет под уздцы коня. И, наконец, в эпилоге: кони под дождем пасутся на берегу реки -это последний кадр фильма.

С этим лейтмотивом в картине соотносится другой лейт­мотив - "конная" икона "Великомученик Георгий Победоно­сец со змеем" - ее рассматривает Андрей Рублев в эпизоде ос­лепления мастеров, а затем мы видим рельефное изображение Св. Георгия на стенках только что отлитого, а потом долго поднимаемого колокола.

В ходе разбора сюжета нельзя не говорить и о его поворо­тах - иначе их называют перипетиями, что в переводе с гречес­кого означает: внезапные переломы в течении действия, в судь­бе героя. Таких перипетий в сюжете разбираемого нами фильма много: это и внезапный, жестокий арест скомороха, и неожи­данный вызов Феофаном Греком к себе не Кирилла, а Рубле­ва, и убийство иконописцем русского дружинника, и решение Андрея уйти в молчание, и известие, что Бориска отливал ко­локол, не зная секрета колокольной меди, и, конечно же, глав­ный поворот - Андрей Рублев разомкнул уста и вернулся на путь вдохновенного творчества.