ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Эволюция европейских доспехов и вооружения в Средние века
Первая франкская династия (5 – 7 вв)
Неотъемлемой частью костюма воинственных варваров были оружие и доспех. К концу V века оружие германцев состояло из обоюдоострого длинного меча – spatha (спата), короткого меча – scramasax, ножа, боевого топора (бердыша) или франиски, небольшого ангона, дротика или фрамеи и большого щита.
Каждый дееспособный мужчина, вне зависимости от происхождения и состояния, обязательно носил скрамасакс и нож. Скрамасакс – чисто германское оружие. До столкновения с римлянами у германцев не было мечей, только ножи – sax, употреблявшиеся в быту и на охоте, а затем и на войне. Постепенно нож удлинялся и превратился в короткий меч. Скрамасакс имел довольно длинную рукоятку, достаточную для обеих рук; одно лезвие, от 44 до 76 см. в длину и шириной – 6,5 см. К ножнам этого меча привязывались ножны маленького острого ножа, который был, по сути, единственным столовым прибором. Длина его колеблется между футом и 10 см.
С коротким мечом и ножом свободные франки (в принципе, распространено и у германцев) старались не расставаться за порогом дома, а в бою дополнительно вооружались топором, носящим имя Франциска и различными копьями. Франциску (или бердыш) клали также и в могилу – в мир иной. У скандинавских народов молот-топор был главным атрибутом языческого культа бога Тора и вплоть до XI в. объектом религиозного поклонения.
Фрамея – это короткое копье (дротик), которое вместе с древком не превышает человеческого роста. Его наконечник имеет форму лаврового или шалфейного листа, затем утончается и переходит в трубку ,в которую вставляется древко.
Но самым ужасным оружием франков было копьё – ангон, представляющее из себя мало измененный пилум. Наконечник с отставленными сзади зубцами насаживался на очень длинное и тяжелое древко, которое, тащась по земле в то время, когда наконечник впивался в щит неприятеля, лишало или существенно ограничивало его возможность защищаться. Если же брошенный ангон попадал в тело врага, то кривые острия наконечника не позволяли вытащить его из раны и поэтому ангон вполне справедливо считался ужаснейшим оружием франков.
Спата. Длинные мечи у германцев – знак власти – благородное оружие. Имели в длину от 75 до 80 см и ширину от 4 до 6 см. Обоюдоострый, с узким концом. Значение этого меча подчеркивалось многочисленными украшениями. В них самородное золото, стекло и самоцветы обязательно сочетались с деревом. Основа ножен и рукоятки – дерево. Деревянные ножны покрывались медью с железной оковкой. Железо и сталь – порождение опасной стихии огня, золото и цветные камни – символ суетного могущества и воплощение удачливости, а дерево – земля – оберег, нейтрализующий злую силу.
О защите собственного тела германцы, в т.ч. и франки, заботились гораздо меньше, чем о надежности и красоте оружия. Доспех примитивен, из дубленой кожи или из ткани.
Из письменных источников известно, что Хлодвиг Меровей носил легкую кольчугу, подобную тем доспехам, которые римляне называли лориками.
В это время используются т.н. каркасные шлемы. Каркас составлялся из бронзовых или железных полос, и покрывался медными или роговыми пластинами, или обтягивался кожей, или склёпанными металлическими листами. Так же каркас мог оставаться непокрытым. Шлем мог снабжаться наушами, назатыльником, личиной.
Разновидностью каркасных шлемов являются появившиеся около VII века кабаньи шлемы, на которых помещён нашлемник, изображавший кабана.
Щит – круглый или овальный.
Доспех при Второй франкской династии. 751 – 987 гг.
Всех франков эпохи 2 династии объединяли оружие и доспех, совершенно необходимые в той жизни. К 9 веку длинный меч (ок. 1 метра) стал спутником каждого человека, а их производство – самым процветающим ремеслом. Единственный товар, которым можно было гордиться и который мог конкурировать с лучшими произведениями восточных мастеров, являлись франкские мечи.
На Западе обоюдоострый меч с железной крестовиной у рукояти не только не утрачивает силу мистического воздействия на человека, но даже умножает её. Служение этой силе начиналось с момента чудесного превращения руды в железо, из которого только будет выкован меч. Кузнец, «способствующий» рождению меча, воспринимается окружающими не как обычный ремесленник ,а как человек, постоянно и безбоязненно вступающий в соприкосновение со стихиями и, следовательно, наделенный сверхъестественной способностью подчинять себе эти стихии. Кузнецов и оружейников очень уважали и вместе с тем побаивались.
Готовый меч обязательно освящали, а лучше даже хранили не в фамильной сокровищнице .а в алтаре церкви. Многие воины стали вкладывать в рукоятку меча всевозможные христианские реликвии (напр. мощи святых), и именно поэтому перед вонзенным в землю мечом можно было осенять себя крестом и приносить обеты. С мечом обращались как с близким другом или кровным родственником, и это лишний раз подтверждается тем, что в раннем средневековье существовал обычай нарекать меч именем собственным.
В «Песне о Роланде» неоднократно упоминается меч главного героя, прозванный Дюрандалем, расставание с которым, перед лицом гибели, тяжелее для Роланда, чем прощальные мысли об оставленной им юной невесте.
Могучий и прекрасный Зигфрид («Песнь о Нибелунгах») предпочел сам выковать меч Нотхунг, не доверив эту работу чужим рукам.
Для меча не жалели украшений – серебро, золото, цветные эмали и драгоценные камни. Даже ремни, на которые подвязывался меч, обтягивали сафьяном и парчой, обшивали бисером и жемчугом, бахромой и металлическими жгутами.
Набалдашник у меча (яблоко) круглый или сплющенный в виде круга, или в форме грибной шляпки, иногда из 2 или 3 частей.
Прежде меч просто укреплялся на поясе, теперь он снабжался особой портупеей, соединенной с поясом сзади. Потом, в 12 веке пояс нередко надевали таким образом, что один конец его, разрезанный на 2 язычка, продевался через 2 разреза в другом конце и затем завязывался; концы портупеи так же разрезались на несколько ремешков, которые обматывались вокруг ножен и сдерживались узкими металлическими полосками.
При Каролингах возросло значение оружия конного воина – копья, которое через несколько веков станет основным оружием в рыцарских поединках и, следовательно, оружием элитарным. Наконечник был в форме кинжала или листа, и нередко от основания исходили 2 длинные веточки, спускавшиеся на древко и на нем укреплявшиеся. Древко – 2,5 – 3,6 м., в основном гладкое, окрашивалось в цвета герба.
Лук и стрелы в Германии не имели большого значения. Пращи, палицы, топоры – использовались, но не считались рыцарским оружием. Но с 11 в. являлся им боевой цеп.
Из числа метательных орудий – арбалет (самострел). Впервые упоминается в английских рукописях в XI в. Уже тогда имел у переднего конца дужку, в которую при натягивании тетивы ставилась нога, и спуск geisfuss (козья ножка).
Что касается оружия пешего воина, то тут не было установлено никаких правил; он мог сражаться палицей собственного изготовления, топором, копьем с крепким древком. Стрелки из лука набирались немецкими полководцами преимущественно из других стран; и это было первым зачатком наемного войска.
В новых условиях заметно изменяется доспех, ставший важнейшей частью мужского костюма. Законы Карла Великого предписывали воинам носить латы на руках и ногах, а так же шлем и щит. Монах из Сент-Галля, вспоминая о походе Карла против короля лангобардов Дезидерия, описывал франкское воинство так: «Армия франков колышется у стен Павии – в её рядах можно различить фигуру Карла, этого железного человека, с головой, прикрытой железной каской, руками, защищенными железом, железной грудью и плечами, покрытыми железом… Что скажу я о его башмаках? Вся армия привыкла носить их только железными. На щите не видно ничего, кроме железа. Даже его конь был цвета железа и имел его силу. Все те, кто опережали монарха, все, кто шествовали по бокам и следовали за ним – весь цвет армии – имели схожий доспех».
Доспех конного и пешего воинов: довольно длинная туника из прочной двойной ткани, часто из кожи, на которую, как на основу, прикрепляли, в виде черепицы, пластинки – вначале из кости, позднее из металла. Пластинки могли быть разных размеров и толщины и имели любую форму. Люди попроще носили в IX в. панцирь, называемый сетчатым и образованный из пересекающихся кожаных ремней, прикрепленных к поверхности кожаного платья гвоздями с большой шляпкой.
Полудлинный доспех разрезался по бокам, спереди и сзади, чтобы ноги сохраняли относительную свободу движения. Довольно часто полы мягкого доспеха обертывали вокруг бедер и привязывали для основательности тонкими ремешками. Нижнюю часть ноги покрывали bamberges – бамбержами, поножью в виде гетры. Наиболее характерны для раннего периода кожаные поножи, но в ходу были и металлические. Из металла делались наплечники, дополнительно защищавшие плечевой сустав и, вероятно, мешавшие противнику наносить удары с боку по шее. На руки надевали наручи – очень широкие браслеты, от кисти до локтя; они были кожаными с железными кольцами или целиком железными; на наруч принимали тяжесть ударов, наносимых в ближнем бою.
Военачальники и знатные воины носили железные шлемы цилиндрической или конической формы, все прочие – кожаные и матерчатые колпаки с основой в виде металлического кольца, с сетчатыми назатыльниками и жесткими наносниками.
С X в. наступают изменения. Короткая, покрытая чешуйками куртка, не спускавшаяся ниже бедер и в VIII в., носившаяся рыцарями, т.н. маленький haubert – хауберт, еще долгое время использовалась небогатыми дворянами. Наряду с ней развивался большой, или белый хауберт с капюшоном (kamail), который немного удлинился и имел короткие или длинные рукава. Куртка с капюшоном, служившая подкладкой для панцирей, делалась из нескольких слоев кожи или крепкого холста; она обивалась различно; подобно малому хауберт, она укреплялась чешуйками и называлась джазеран, или круглыми металлическими пластинками, или кольцами из кованого железа; эти кольца вначале клались рядом, впоследствии же наползали одно на другое; кольца пришивались.
Со временем хауберт удлинили: его соединили со штанами, доходившими до колен, и перчатками; однако здесь кольца лежали только на верхней, тыльной стороне. Это одеяние для крепости снабжалось еще кожаными полосками в виде решетки, а каждый пустой 4-угольник решетки укреплялся головкой гвоздя или кольцом. Подобные решетчатые (сетчатые) панцири особенно были популярны у франков и норманнов в конце IX в.; у последних панцири часто книзу переходили в несшитые короткие штаны.
У хауберт широкий вырез закрывался 4-угольным нагрудником. Предплечий и голеней хауберт не закрывал; их старались защитить рукавами стеганого камзола и решетчатыми чулками–броней или ремнями. Кольчуги дополнялись высокими чулками, которые также равномерно были унизаны кольцами и зашнуровывались у колена, а также сзади на икрах. Также надевались длинные чулки, покрытые чешуйками. Иногда снабжалась такой броней только та из ног, которая не защищалась длинным щитом.
Были и панцири без подкладки – т.н. кольчуги. Распространены уже в X веке, и надевались поверх одежды из кожи или стеганой материи, называемой гамбезон; оборонительное одеяние простого воина часто ограничивалось одним гамбезоном.
Сама по себе кольчуга известна с конца 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. В Европе используется по крайней мере со II в. до н.э.
К XI в. распространился тип кольчуги – с длинными, до самых запястий рукавами. Но старая форма (с короткими рукавами) не была вытеснена.