ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Голову покрывал капюшон от хауберта (хотя в некоторых случаях они, очевидно ,надевались отдельно), и сверху – шлем, из железа и бронзы. Форма коническая, с более или менее выпуклым профилем или же шлем был низким, с плоским верхом; на нем был неподвижный, шириной в несколько пальцев, наносник – шембарт. Некоторые конические шлемы имеют пластину сзади. Впрочем, существует множество изображений конических шлемов с одной или двумя широкими лентами, свисающими на спину. По всей видимости, это всего лишь украшение. Другой шлем, также имеющий наносник, имел пластинки для защиты щек и шеи; найден в реке Сомме. Круглый шлем уже в IX в. достиг чрезмерной высоты; таким носился и в XII в., и часто – с нащечниками. Также встречались шлемы, похожие на фригийскую шапку.
Конический шлем с наносником оставался на вооружении до 2-й пол. XIII в.
Под шлем надевалась стеганая шапка (шаперон, bunthaube), затем капюшон кольчуги, укреплявшийся на ней ремешками, и, наконец, маленький шлем – «bassinet» (бацинет). Во время передвижения всадники не надевали верхний шлем, а прикрепляли его к седлу. Вместе с высоким шлемом применялся и круглый с полями.
Шлем с гребнем, использовавшийся в эпоху Каролингов, был распространен и в X в., а также, возможно, и в XI в. (существует изображение на гобелене).
Щит увеличивался, менял форму. Круглые щиты заострялись к низу, приобретали треугольную форму. По объему принимали различную форму – от полуцилиндрической до совершенно плоской. Внутри – две рукоятки. И в то же время его дополнили ремнем, который служил для навешивания на левое плечо, острым концом вниз. Обычно щиты расписывались фигурами – отсюда и начали формироваться личные гербы.
Древние шпоры были снабжены лишь коническим толстым острием, сидевшим непосредственно на дужке. Уже при Каролингах шпора имела короткую шейку, и к этому времени относится и древнейший образец шпор с колесиками. Но общепринятыми последние стали лишь в XIIIв.
Конь. На миниатюре и скульптуре VIII-IX вв. боевой конь изображался с седлом и стременами; седло лежало на особой попоне и имело весьма низкие луки. В XI ст. у французов и норманнов луки достигли такой высоты, что, изогнутые в обе стороны, закрывали живот и поясницу всадника. Седла этого рода у немцев использовались мало, и здесь луки приняли форму полуцилиндрических кресельных спинок.
Стремя, известное уже в эпоху Каролингов, вначале состояло из ремня, загнутого в виде петли. Позднее появился стержень, и ок. X в стремя принимает форму треугольника.
Знаменами служили пестрые куски материи, вырезанные язычками и прибитые или привязанные к древку копья.
Ко времени исчезновения Каролингов и возвышения Капетингов различия между франками и галлами исчезли. В результате слияния появились французы.
Доспех в эпоху крестовых походов (XI – XII вв)
Наиважнейшей частью мужского гардероба оставался костюм, составленный из доспеха, оружия и военного платья, т.е. сочетающий в себе основательность ,мужественность и нарядную элегантность. В XI веке вместо романовской брони на кожаной основе рыцари стали носить кольчужную рубашку haubert – обер, имеющую длинные рукава, к 1200 г. покрывавшие кисть руки. По-видимому, уже тогда также существовали перчатки с отдельными пальцами. Спереди и сзади на кольчуге делались разрезы, без которых было бы невозможно сесть на лошадь, а сверху к ней прикреплялся капюшон ,который в расправленном виде закрывал шею, подбородок и большую часть головы. Иногда наголовник из кольчатой сети надевали отдельно. К концу данного периода хороший обер насчитывал ок. 30 000 колец и весил от 10 до 12 кг.
В начале XIII в. кольчуга стала тяжелее, поскольку некоторые части делали уже двойными или даже тройными, а места основных сочленений тела (плечи, локти, колени) укрепляли коваными пластинами.
Кольца были чаще всего круглые, но встречаются овальные и решетчатые. Из любви ко всему яркому, кольчужные кольца воронили, придавая им различные оттенки ,из которых самым распространенным в эту эпоху были зеленоватый и красный. Края кольчуги – подол ,рукава, горловина – отделывались разноцветными матерчатыми бордюрами. Самые знатные сеньоры заказывали себе посеребренные и позолоченные доспехи с коваными «кружевами» на рукавах и «подзорами» по низу кольчуги.
Простые воины носили короткие кольчуги с рукавчиками, едва прикрывавшими плечи, а иногда от такой скромной железной рубашки оставался один пластрон-нагрудник, крепившийся ремнями. Поначалу полы длинной кольчужной рубахи обертывали вокруг ног и крест-накрест обвязывали так ,что получались не очень удобные штаны, но во 2 пол. XII в. в Европе научились делать шоссы до бедра из мелких колечек. Многие военные поддевали под них кожаные штаны-брэ.
С к. XII в. кольчуги стали натягивать не прямо на обычную одежду, а на уже известные нам гамбезон. Гамбезон, смягчавший трение металлических колец о платье, делали из толстой кожи или из прошитой многослойной ткани.
В середине XII в. в Германии появляется другой тип хауберта: панцири, чешуйки которых были не металлические, а кожаные или роговые. Роговой панцирь появился из Азии, где долго носился парфянами и сарматами. Этот панцирь назывался corium. Кроме того, в XII в. носилось еще длинное, до колен, одеяние с довольно широкими рукавами, покрытое маленькими ромбовидными бляшками и иногда украшенное полосатыми узорами.
Сильно менялся шлем. В к. 12 в. появляется большой горшковидный или цилиндрический шлем с прорезями для глаз, состоявший из нескольких крупных металлических пластин, соединенных клепками, предок будущего топфхельма. Для более свободного доступа воздуха внутрь шлема сквозь толщу железа пробивали специальные отверстия. В XIII в. встречаются с забралом. Под подбородком шлем сдерживался железной дужкой.
В XI в., наряду с древними круглыми щитами, стали использоваться щиты, по форме напоминающие зерно миндаля – мендалевидный или каплевидный щит. Являлся рыцарским, и просуществовал до XIV в. Все щиты делались из достаточно гибкого дерева, сверху покрывались кожей, мехом или тканью, и для большей прочности обивались металлическими полосами и бляхами.
Чтобы воспрепятствовать нагреванию кольчуги лучами солнца и отблеску от её металлических частей, поверх неё надевался и подпоясывался безрукавный кафтан – нарамник - Schapperun, который спереди и сзади имел разрезы по нижнему краю, а иногда был открыт и с боков. Над поясом делали небольшой напуск, и в таком виде нарамник напоминал драпированный древнегреческий хитон.
Позже эта примитивная одежда превращается в платье без рукавов рубашечного покроя, украшенное весьма замысловато, по большей части – геральдическими узорами – «cotte d’armes» - котт д‘арм и являлась одним из самых выразительных знаков принадлежности к рыцарскому сословию. Котт д`арм без гербов и других украшений надевался только во время траура или по обету.
Кроме обычного пояса на котт д’арм именитого воина надевался широкий кожаный пояс с металлическими украшениями, к которому крепились ремни, держащие ножны. Если человека, запятнавшего себя бесчестными поступками, лишали рыцарского звания, то с него, в первую очередь, снимали пояс, служивший портупеей и считавшийся собственно рыцарским поясом.
Остается в употреблении джазеран.
Именно на рубеже XI-XIIвв. западноевропейские рыцари стали вступать в сражение сомкнутыми рядами, а самым грозным оружием сделалось 5-метровое копье, удары которого усиливались движением несущейся лошади. Византийская принцесса Анна Комнина писала, что «им (копьем) можно пробить брешь в стене Вавилона».
В XII в. на лошадь накидывалась попона, которая складывалась вдвойне или втройне и нередко еще подбивалась кожей – Kuvertiure. Её передняя часть длиннее задней, и к к.XII в. она превратилась в сплошную броню из пластин, к которой добавилась еще и налобная бляха. Пластины из кожи или материи, и для усиления крепости их снабжали металлическими чешуйками, щитами и кольцами.
Kuverture, широкая и довольно короткая, состояла из отдельных переднего и заднего кусков, которые зашнуровываются на седле. Передний кусок на груди имел разрез.
Турниры. Присутствие заинтересованной публики ,среди которой были знатные дамы ,а иногда – августейшие лица, в немалой степени способствовало эволюции турниров в сторону большей театральности, постепенному отказу от самых бесчеловечных и грубых методов ведения борьбы, от излишнего кровопролития. Соответственно, костюмы участников рыцарских турниров с годами становились все роскошнее и «многословнее», с тем, чтобы достичь предела возможной выразительности к нач. XV в.