ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Бацинет с подвижным забралом рыцарь соединил с пластинкой, закрывающей подбородок, так, что он равномерно защищал голову и шею; Так возник самый совершенный шлем средних веков – visierhelm (шлем с забралом), который назывался также helmin (маленький шлем).
Тяжелый шлем кюбельхельм («Сахарная голова». Разновидность топфхельма) встречается только на турнирах, ибо там было первой необходимостью защищать голову от страшных ударов копья: подобно бацинету с забралом, он прикреплялся к панцирю винтами и цепочками.
- Жабья голова или Штеххельм - тип шлема конца XV — всего XVI века для копейной сшибки на турнирах, с мощной защитой шеи и лица. Неподвижно крепился к кирасе. Характерными чертами этого шлема являются:
-
шарообразный купол, спереди вытянутый вперёд для обеспечения более обтекаемой формы шлема. В случае, если копьё попадало в лоб — оно просто соскальзывало в сторону;
-
затылочная часть купола вместе с защитой шеи жёстко (кузнечной сваркой или заклёпками) соединена с куполом шлема; защита лица, шеи и ключиц, соединённая воедино, также жёстко (заклёпками) крепилась к шлему — этим достигалась монолитность защиты и исключительная прочность шлема;
-
защита шеи выполнена в виде неподвижной конструкции; сзади она оснащена пряжкой для пристёгивания к спине кирасы, спереди защёлкой, обеспечивающей жёсткое крепление к нагруднику;
-
подшлемник привязывался изнутри шлема на завязках; при этом сам подшлемник был достаточно толстым для того, чтобы защитить голову владельца от травмы в случае прямого попадания копьём по шлему;
-
шлем неплотно облегал голову и шею владельца, оставляя достаточно пространства для дыхания; снимался через верх;
-
смотровые щели выполнялись буквально «на лбу» с таким расчётом, чтобы при копейной сшибке, когда всадник наклоняется вперёд, он имел хороший обзор. Иных отверстий (кроме отверстий для завязок подшлемника) шлем не имел.
Происхождение этого шлема — от топфхелмов, а вернее от шлемов типа «сахарная голова», которые вышли из употребления как боевые шлемы, но продолжали быть популярными на турнирах
В турнирах и джострах XV в. за самую макушку наголовья цепляли тонкое, полупрозрачное покрывало, принадлежащее даме сердца, а оплечье дополняли полосой ценной ткани, которая называлась «почетным рукавом».
Боевой конь тоже покрыт многочисленной броней.
От боевого коня зависело слишком многое в любом сражении, поэтому было не принято скупиться, украшая конскую броню и сбрую. Попоны, имевшие вид платья с капюшоном или длинного чехла, шились из того же материала, что и рыцарский котт-д’арм – из бархата, атласа и из бесценной парчи всех цветов радуги, на уздечки нанизали кольца и подвески, к наголовнику и к хвосту прикрепляли плюмажи из страусовых перьев.
Следует заметить, что художественное совершенство вооружения эпохи готики и раннего XVI вв. быстро вошло в противоречие с суровыми повседневными нуждами.
Главным врагом, а затем и «победителем» сплошного доспеха стал порох, впервые примененный европейцами в битве при Креси в 1346 г. , что послужило сигналом к началу реорганизации армии. Во время осады Арраса в 1414 г. французы уже были вооружены примитивными, но весьма опасными ружьями – «ручными пушками»
XVI век
Дальнейшее развитие доспехов было уже невозможно, можно было только переделывать их во вкусе времени. Ровные поверхности покрывались густыми рядами желобков, или pfeifen; прямые формы доспехов уступили выпуклым; нагрудные латы делали сильно выпуклыми и столь же резко выступали бедра. Края всех частей доспеха выковывались витым рубцом, наподобие шнурка. Тяжесть доспехов вызвала обычай ношения «половинных» доспехов, которые имели различный состав: как правило, в него не входили поножи и железные башмаки. Доспехи стали причудливыми.
Нагрудные латы снабжались железной юбкой, которая, подобно полам боевого полукафтана, кругом была собрана в продольные складки. У юбки для верхней езды спереди и сзади имеются специальные вырезы.
Забрало шлема изменялось так, что походило на человеческое лицо или морду животного – «affenhelme»(обезьяньи шлемы). Место состоявшего из двух частей салада занял бургундский шлем или visierhelm (шлем с забралом)
Бургундский шлем имел выпуклый верх с гребнем посередине, шедшим спереди назад, щиток для глаз, нащечники и затылочная часть.
Подобно устроен visierhelm (из бацинета и кессельхаубе). Забрало (можно отодвигать вверх) имело прорези для глаз или т.н. «оконце» с вертикальными перекладинами, поверх которого укреплялась еще решетка, снабженная поперечинами, или пластинчатый подбородок. Т.к. этого рода шлемы на турнирах были малоэффективны, пользовались тяжелым шлемом и укрепляли его винтами и пряжками на груди и спине.
Турнирные шлемы сверху были украшены kleinod (геральдический нашлемник), прочие шлемы – султанами из страусовых перьев. Этот султан торчал в трубке federhülse, находившейся сзади на конце гребня или сбоку.
Щит преимущественно круглой формы, хотя были и сердцевидные. Пока носились салады, оставляя лицо открытым, на турнирах использовался толстый деревянный щиток, который привинчивался к доспехам, а правый бок, кроме того, защищался еще предохранительным кружком копья, увеличенным наподобие щита, и бедра – большими щитками, которые укреплялись в седле.
У мечей в то время эфесы стали сложнее и поперечина, служившая для парирования ударов, перестала представлять из себя простой крест. Боевым мечом был тогда цвайхандер – выше человеческого роста. Как правило, носился без ножен на плече. Меч ландскнехтов на двойном жаловании (доппельсолднеров), имевший специфическую двойную гарду, в которой малая гарда, называвшаяся «кабаньими клыками», отделяла незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной.
Лошади в то время еще снабжались старыми доспехами с той лишь разницей ,что теперь они часто изготовлялись из узких пластин из стали.
Список литературы:
-
«Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии». Л.М.Горбачева. 2000 г.
-
«История материальной культуры». Ф.Готтенрот. 2001 г.
-
«Оружие». П. фонъ – Винклеръ. 1894 г.
-
«Меч в эпоху рыцарства. Классификация, типология, описание». Эварт Окшотт. 2007 г..
-
http://ru.wikipedia.org