Файл: доклад по доспехам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.09.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Точные сведения о фальшионах привести сложно, потому что их было найдено всего около полудюжины, а из книг, живописи и описаний были получены сведения о ещё примерно двадцати. Большинство фальшионов имеют изогнутые обухи.

Конская броня стала вполне привычной вещью к к.XIII в. Броня делалась из вощеной кожи и слоеного пергамента, в особо уязвимых местах укреплялась луженым железом. Чепрак ,которым прикрывали круп лошади, был из плотной ткани, желательно в цвет рыцарского намета, и так же, как намет, покрывался геральдическими знаками.

Седло имело весьма высокие луки, которые хорошо защищали туловище всадника, снабжено низко опускавшимися щитками, которые назывались vorbüge или Kappe и защищали бедра всадника.. Стремя треугольной формы. Сбруя – налобные и нагрудные ремни, цепочки и уздечки с удилами. Нагрудные ремни и чепраки часто богато украшивались, обтягивались бархатом и обтягивались бахромой, бубенчиками и т.п. Поверх броненосной Kuvertiure клали большую попону, которая одинаково с первой была разделена и разрезана, приготовлена из дорогих материй, расшита, снабжена бордюром наподобие решетки и в точках скрещения украшена металлическими розетками. Были конские доспехи и из колец целиком.

Шпора. Зубчики удлиняются, число их увеличивается до 8-и. Её дужка, прежде полукруглая, превратилась в острый угол и облегала нижнюю часть поножей, покрывавшую лодыжки и пятку. Позднее, когда поножи вытеснены были сапогами, и дужка вернулась к своей полукруглой форме.

В XIV в. верхние попоны удлинились и налобник, лежавший прежде под попоной, теперь надевался снова поверх неё; часто он – предмет украшения, и даже осыпался драгоценными камнями.

Из XIV в известен незавершенный трактат об оружии. В нем автор описывает порядок надевания доспехов перед боем или турниром ,весьма схожий с обрядом посвящения и каждый раз напоминающий о церемонии вступления в рыцарство. Все действия и движения последовательно закрепляются в ритуале.

Вначале рыцарь расстилал коврик на полу или на земле, вставал на него, раздевался до рубахи и причесывался. Если готовился к турниру, то: сначала надевались кожаные шоссы и кожаные или металлические наколенники и наголенники. Затем – акетон (в данном случае, вероятно, гамбезон), куртку со шнуровкой или короткую тунику, подбитые ватой и простеганные. Поверх стеганой куртки – кольчуга. А в случае необходимости между акетоном и кольчугой ремнями прикреплялся кожаный нагрудник-пластрон. На чепец – кольчужный наголовник и легкий остроконечный шлем. Костюм дополнялся безрукавным сюрко, которые в XIV в. продолжали называть котт д‘арм. Рыцарь являлся полностью готовым, если сверху еще надевали тяжелый шлем с навершием и наметом (декоративный назатыльник из кожи или изукрашенной ткани), «опоясывался» мечом и брал в руки хлыст.


Только после 1333 г. появляется часть доспеха, специально приспособленная к условиям турнира (в 1-ю очередь на копьях) – main de fer – стальная рукавица, составленная из пластинок и прикрывающая кольчужную перчатку.

Ок. 1340 г. появляется пластрон-нагрудник с массивным крючком, привинченным с правой стороны, на который рыцарь мог пристроить конец копья и , найдя точку опоры и равновесия ,пускать в ход лошадь в галоп.

Турниры – поединки между рыцарями из разных отрядов - назывались joute – жут/джостра. Они отличались великолепным оформлением и сложностью ритуалов проведения игр.

Облачения для джостры, которая обычно устраивалась по случаю заключения династических браков или в ознаменование событий государственной важности, поражало великолепием. Костюм – часть художественного оформления.

На турнирах все шлемы украшались громоздкими cimier – симье, т.е. нашлемниками прихотливой формы, часто с устрашающими рогами, разными драконами и прочей нечистью. Спадавший на плечи и спину намет бывал сплошь испещрен геральдическими узорами.

В дни праздника массовое кровопролитие было крайне нежелательным и неуместным, поэтому участники бились мечами и копьями с тупым наконечником.

Как было сказано выше, с XIV в. в турнирах начинают использовать бригантину.


Поздняя готика XV в

Вооружение стоило чрезвычайно дорого, не каждый рыцарь мог позволить себе полный доспех. Даже самые знатные сеньоры и владетельные князья имели привычку составлять обычный доспех из деталей разного происхождения, которые сохранялись как сокровище. При хорошей, нарядной бригантине носили налокотники и наголенники от «белого», т.е. досчатого доспеха, а к целому доспеху могли прикупить новый, более надежный шлем.

Небогатые рыцари одалживали доспехи, особенно для участия в турнирах, подготовка к которым могла разорить любого.

Известны случаи, когда знатные дамы полностью снаряжали рыцарей, выплачивая целое состояние за доспех, состоящий из многочисленных элементов. В лучших доспехах их число доходило до двух сотен, при том, что мельчайшие функциональные детали даже не учитывались. Общий вес брони вместе с тонкой кольчугой, поддетой под неё для основательности, достигал 25-30 кг.

В случае необходимости составные части полного доспеха носили по отдельности, дополняя ими кольчугу или обычное гражданское платье.

Ленднер прежде на груди снабжался для крепости пластинкой; теперь грудь и спина защищались 2-мя целыми выпуклыми или пригнанными к формам тела пластинами, которые связывались по бокам. Чтобы пластины не мешали, их изготавливали из 3-х или 4-х частей, которые на груди надвигались одна на другую краями кверху, на спине – краями книзу. К этим пластинам для защиты нижней части корпуса прикреплялись: спереди – набрюшник, сзади – поясничное прикрытие, состоявшие из подвижных пластинок, а к набрюшнику посредством пряжек и ремней прикреплялись еще набедренники krebse (раки). Отверстие между двумя набедренниками заполнялось кольчугой.

К к. XVI в. доспехи, целиком составленные из пластин, назывались krebse, а нижняя их часть с набедренниками – halben krebs (половина рака) или krebsfuss (нога рака). Руки защищали пластинки или трубки; локтевое прикрытие состояло из выпуклой пластинки, отогнутой назад и здесь нередко кончавшейся острием. …..Колено, где были возможны ранения, защищались подобным же образом .что и локоть….

К концу века, когда носки укоротились, башмаки спереди закруглились и вскоре стали столь же чрезмерно расширяться, как прежде заострялись – bärenfuss (медвежья лапа)

Кроме того, на турнирах одну ногу защищали особым щитком.


Где было возможно, доспехи надевались вместе с модным костюмом; в этом случае из всех отверстий доспехов высовывались длинные зубцы, на которые были разрезаны края одеяния. Пояс, сидевший на бедрах, также увешивался бубенчиками. Доспехи конца XV в. – самые красивые из всех. Готический орнамент, завладевший всеми предметами того времени, проявлял свое господство и на доспехах. Преобладающими стали острые, вытянутые формы; более крупные части снабжались часто желобками или же по краям прорезались, подобно орнаменту на остроконечных сводах церковных окон, и, кроме того, оправлялись в латунь.

Доспехи этого периода – все из чистой стали и часто настолько тонкой ,что общий вес доспехов был ок. 18 кг. Более легкие доспехи – для битвы. Турнирные же были так тяжелы, что никто не мог в них оставаться более часа.

Щит при доспехах стал почти лишним. При осадах пользовались особыми щитами высотой в 1,5 м., т.н. pafesen, которые были 4-угольными или заостренными книзу и снабжены остриями для втыкания в землю; делались они из дерева, изнутри обтягивались бычьей шкурой, снаружи – холстиной и раскрашивались.

Мечи вверху, у рукоятки, удлинялись и делались тоньше, благодаря чему удобнее подходили железной перчатке; рукоятки часто обматывались проволокой, чтобы их можно было крепче держать.

Появляются двуручные мечи:

Эспадон. Распространен в Германии и Швейцарии. Клинок имеет обоюдоострый, с округленным острием, длиной до 1,5 м. В сечении клинок в абсолютном большинстве случаев четырёхгранный.

Фламберг - представлял собой двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы.

Копья достигали в длину 4 м. А т.к. было бы затруднительно держать шест подобной длины в одном положении под рукой, то с правой стороны нагрудника помещался особый крюк, на который накладывалось копье таким образом, что предохранительный круг приходился впереди крюка, рука же – позади него.

Лучшими оружейниками считались немецкие и итальянские мастера, особенно миланцы, чьи благородные клиенты жили во всех странах Европы и даже на мусульманском востоке.


В работах знатных мастеров качество отделки металла сочеталось с исключительной красотой форм и тонкостью ювелирной отделки. Доспехи, мечи и даги к к.XIV-XV вв. покрывались чеканкой, гравировкой, насечками золотом и чернью; на них кислотой протравливались орнаменты, в т.ч. позаимствованные с тканей. Так же, как оберы ,полные доспехи воронили, придавая им все оттенки синего и красного цветов, из которых самым удачным выходили цвет запекшейся крови. Парадные латы инкрустировали листовым золотом и серебром и набитые золотыми головками.

Наемники часто носили чешуйчатые и кольчатые панцири и шапки с поднятыми кверху полями.

Шлемы

Новые виды шлемов:

- saladeсалад. Очень популярное наголовье XV в, которое явно произошло от типа шапель. Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, саллады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские саллады второй половины XV века, стали прототипами немецкой каски.

Немецкий тип плотно прилегает к голове спереди и по бокам, а сзади переходит в широкий хвост, часто очень длинный.

- barbuteбарбют - итальянский пехотный шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов. Лучший из открытых шлемов того времени, т.к. полностью закрывает голову и лицо, при этом позволяет хорошо видеть и дышать.

- армэ - европейский закрытый рыцарский шлем. Сформировался он в Италии в середине XV века, где и был более популярен, чем в других странах Европы. Состоит из множества хорошо подогнанных деталей и потому идеально облегающий голову. Вскоре был усовершенствован прибавлением горжета, достаточно широкого для того, чтобы нести вес всей конструкции на плечах, а не на голове. К шлему прикрепляли декоративный шашлемник и намет с геральдическими фигурами.