ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Для студентов 2 курса заочного отделения факультета продюсерства и экономики направление подготовки «Менеджмент»
2012-2013 Гг.
Темы контрольных работ по курсу «История литературы»
Сравнение комедии Мольера «Скупой» и комедии Плавта «Клад».
В работе нужно раскрыть отличия в трактовке сюжета и прежде всего главного героя-скупца, связанные с особенностями римской комедии (Плавт) и комедии французского классицизма (Мольер). Ответить на вопрос, отчего скуп герой у Плавта и у Мольера, кто из них исправляется в финале и почему. Сравнить структуру пьесы, систему второстепенных персонажей.
Гибель героя в финале шекспировских трагедий («Юлий Цезарь», «Отелло», «Макбет»).
В работе нужно ответить на вопрос, как постепенно меняется мировоззрение Шекспира, в чем сходство и в чем отличие трех трагических финалов. Закономерна ли гибель героя или она – следствие случайности? Что губит героя: общество, мир, судьба?
Трагедия Расина «Федра» и её античный источник – трагедия Еврипида «Ипполит увенчанный».
В работе нужно проследить: 1) какие мифологические причины несчастной любви Федры выдвигает каждый из авторов и почему; 2) что скрывается за идеей античного проклятия у Расина; 3) как Расин, изменяя сюжет Еврипида, старается сделать Федру «менее виновной» и для чего. Сравните смерть Федры у двух авторов: каждая из них моральна по-своему, объясните, почему, исходя из представлений двух разных эпох.
Образ дьявола в трагедии Гёте «Фауст» и в мистерии Байрона «Каин».
В работе нужно показать, как сюжет продажи души за знание решен поэтом-просвещенцем (Гете) и романтиком (Байрон). Добро или зло несет знание герою «Фауста» и «Каина»? Положительной или отрицательной силой изображен дьявол? Какова судьба человечества в картине мира, созданной Гете и Байроном?
Образ вещи в романах Бальзака и Золя: (сравнение антикварной лавки в романе Бальзака «Шагреневая кожа» и образа магазина в романе Золя «Дамское счастье»).
В работе нужно рассмотреть предметную среду в романах двух авторов с точки зрения литературного метода реализма и натурализма. Что символизируют вещи у Бальзака и у Золя? Как персонажи соотносятся со средой? Кто из авторов дает объективную, авторскую картину среды, а кто показывает ее глазами персонажей?
«Повести Белкина» А.С.Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как образцы новой русской прозы.
Сравнительный анализ двух произведений требует:
рассмотреть композиционное построение каждой книги и выяснить, что сближает оба произведения и чем они отличны. Для этого обратите внимание на а) образ автора в каждой книге, б) образ повествователя (Белкин и Пушкина и проезжий офицер у Лермонтова); в) пятичастный состав, в каждой вещи играющий свою роль; г) технику занимательности каждого автора.
высказать свои соображения о психологизме лермонтовской прозы (изображены переживания героя, о которых не может знать наблюдатель со стороны) и о том, психологична ли проза Пушкина (да, нет — и доказательства в каждом случае).
Фантастическое в рассказах и повестях Н.В.Гоголя («Майская ночь», «Вечер накануне Ивана Купала», «Странная месть», «Вий», «Нос», «Портрет»).
определить, какие художественные средства, использованные Гоголем, можно отнести к фантастическим. Чем они отличаются от реалистических приемов повествования?
существуют ли какие-нибудь общие признаки в изображении Гоголем нечистой силы?
Какой видит писатель судьбу человека, оказавшегося в фантастическом мире?
Отвечая на эти вопросы, студент должен сделать собственные заключения о некоторых чертах художественного мира Гоголя.
Изображение внешнего мира в лирике Ф.И.Тютчева и/ или А.А.Фета.
У указанного автора (авторов) необходимо рассмотреть общие признаки, свойственные его (их) манере изображать окружающий человека мир: пейзаж, времена года или суток., растительная среда, земля, небо. Можно так и назвать работу по одному (или нескольким) выбранным признакам, например: «Ночь в лирике Тютчева/ Фета» и т.п.
Образы детей в рассказах А.П.Чехова «Спать хочется», «Ванька», «Детвора». «Степь», «Мальчики», «Беглец», «Гриша», «Кухарка женится», «Устрицы».
В перечисленных произведениях, из которых можно выбрать несколько, нужно:
найти общие черты, свойственные Чехову при описании детских фигур
подумать, нельзя ли на их основании заключить о взглядах писателя на настоящее и будущее. Ведь ребенок — это будущий взрослый, а потому, что ждет его в последующей жизни.
Можно сравнить наблюдения Чехова над детской психологией со своими собственными наблюдениями и переживаниями, но не ограничиваться этим, а сделать какие-то обобщения.
Примерные вопросы к зачету по курсу «История литературы»
Этапы развития греческой мифологии. Классификация мифов (примеры).
Эпос Гомера и его особенности.
Происхождение древнегреческой трагедии. Устройство древнегреческого театра. Структура трагедии.
Развитие трагедии: Эсхил («Орестея»), Софокл («Царь Эдип» или «Электра»), Еврипид («Медея» или «Электра»).
Особенности греческой и римской комедии. Аристофан и Плавт.
Понятие amor fati («любовь к своей судьбе») в поэме Вергилия «Энеида».
Особенности греческого и римского романа. Лонг и Апулей.
Средневековая эпическая поэма и ее особенности (на примере «Песни о нибелунгах», «Песни о Роланде» по выбору студента)
Куртуазная литература. Особенности и представители.
Структура «Божественной комедии» Данте. Числовая символика. Устройство ада и принцип градации грехов.
Смех в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Черты народно-карнавальной культуры. Философия «пантагрюэлизма». Утопия Телемской обители.
«Сон в летнюю ночь» Шекспира как «комедия ошибок» (или «Двенадцатая ночь»).
«Отелло» Шекспира как трагедия обманутого доверия. Образы Отелло и Яго.
Трагедия Гамлета как история крушения «гуманистического проекта» человека. Проблема выбора между бездействием и поступком.
«Дон-Кихот» Сервантеса как пародия на рыцарские романы. Трагикомический
характер Дон-Кихота.
Проблема чувства и долга (соотношение разума и страстей) в трагедии классицизма (на примере трагедий Корнеля или Расина по выбору студента)
Приемы классицистической комедии. Мольер.
«Опыт» над человеческой природой в романах «Робинзон Крузо» Дефо
и «Путешествия Гулливера» Свифта.
Философия оптимизма в повести Вольтера «Кандид».
Идеи сентиментализма (на примере произведений «Юлия, или Новая Элоиза»
Ж.-Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» И.В. Гёте, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна по выбору студента)
Структура «Фауста» Гёте как выражение концепции автора.
Особенности творчества (на примере новелл «Золотой горшок» или «Крошка Цахес» и «Дон Жуан» или «Советник Креспель»)
Эволюция «байронического» героя («Корсар», «Каин», «Дон-Жуан»).
Историзм В. Скотта и историзм В. Гюго.
Обоснование гротеска в предисловии к драме Гюго «Кромвель». Гротеск в
романе «Собор Парижской Богоматери».
Роман Стендаля «Красное и черное» на стыке романтизма и реализма.
Концепция мира и ее воплощение в романах и новеллах Бальзака (на примере «Отца Горио», «Гобсека», «Шагреневой кожи» по выбору студента).
«Домби и сын» Диккенса – смысл названия.
«Госпожа Бовари» Флобера как «объективный роман».
Теория натурализма и ее воплощение в романах Золя (на примере романов «Западня», «Жерминаль» по выбору студента).
«Новая драма» Ибсена. Структура пьесы «Кукольный дом».
Время жизни и время искусства в романе М. Пруста «По направлению к Свану».
Изображение абсурдности мира, «фантастика кошмара» в рассказе Ф. Кафки «Превращение».
«Интеллектуальный роман» Т. Манна «Доктор Фаустус».
Французский экзистенциализм (на примере творчества Сартра или Камю).
Особенности изображения войны и тема «потерянного поколения» (на примере романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» или романа Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен»)
Особенности художественной структуры романа У. Фолкнера «Шум и ярость»
(соотношение частей, метод «потока сознания»).
Магический реализм и его особенности (на примере романа Г. Гарсия
Маркеса «Сто лет одиночества»)
Приемы поэтики постмодернизма в романе У.Эко «Имя розы». Авторский
комментарий к роману.
Герой романтической поэмы А.С.Пушкина «Цыганы». Преступление героя и его наказание.
«Повести Белкина» и становление реализма в прозе А.С.Пушкина.
Образ автора в романе «Евгений Онегин».
Своеобразие лирического героя М.Ю.Лермонтова.
Соотношение романтических и реалистических начал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя.
Образ Петербурга в литературе 19 века (Пушкин, Гоголь, Достоевский).
Система персонажей в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Природа в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Анализ романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева.
Тема «утраченных иллюзий» в романах И.А.Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов»,
Общая характеристика творчества Н.А.Некрасова. Анализ одной из поэм.
Сюжет и композиция «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Любовь, брак и семья в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Концепция любви в рассказах А.П.Чехова.
Литературные течения конца 19-начала 20 века.
Анализ романа Ф.Сологуба «Мелкий бес».
Общая характеристика творчества А.Белого. Анализ романа «Петербург».
Проза Л.Андреева. Жанр притчи и аллегории в его творчестве.
Тема любви в прозе И.А.Бунина. Традиция классической литературы в творчестве Бунина.
Творчество А.Куприна. Анализ одного из произведений («Поединок», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Яма»).
Романтические произведения М.А.Горького.
Характеристика творчества А.А.Ахматовой.
Характеристика творчества М.И.Цветаевой.
Сатирическая проза М.А.Булгакова. Анализ одного из произведений.
Характеристика романа М.Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов как трагический герой.
Проза 1950-70-х годов.
Поэзия 1950-70-х годов.
Проза 1980-90-х годов.
Поэзия 1980-90-х годов.