Файл: Заруб_СМИ_материал для подготовке к ГОСу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этих сокращаемых шести тысяч половина должна была просто уйти, а другой половине должна была быть предложена альтернатива в виде переезда в Манчестер, куда руководство намеревалось перевести часть спортивных и детских программ Би-би-си (в частности, спортивные радиостанции "Рейдио-5 лайв" и Би-би-си спорт", футбольную программу "Матч дня" во главе с ее ведущим Гэри Линекером, детскую программу "Блю Питер" и частично детские каналы "Сибибиз" и "Си-Би-би-си"). Это должно было быть сделано в рамках программы децентрализации производства программ, приближения его к северным регионам. Эта программа должна была обойтись в 500 млн ф.ст. в течение 10 лет. 50 млн из них Би-би-си рассчитывала получить от Агентства развития северо-западных территорий.

Кроме того, предполагалось продать часть коммерческих подразделений корпорации (например, "Би-би-си бродкаст", занятое подготовкой специальных брэндов и титров для глухих, а также ведающее сайтами Би-би-си в Интернете, и "Би-би-си ризорсис", производящее костюмы и различное оформление для программ Би-би-си). "Би-би-си бродкаст" предполагалось продать французской фирме "Томсон" за 100 млн ф. ст., а "Би-би-си ризорсис", принесшая в 2003 г. 7 млн ф. ст. дохода, должна была стать самостоятельной фирмой. Это вызывало обвинения в адрес Би-би-си, что общественная корпорация вскормила "коммерческого монстра".

Часть служб (например, производство книг, Ди-ви-ди, видео- и аудиокассет) должна была начать субсидироваться путем заключения контрактов с коммерческими фирмами. Однако от плана полной продажи всего коммерческого звена Би-би-си - "Би-би-си уорлдуайд" - администрация отказалась после проведения тщательного расследования специальной комиссией во главе с Джоном Смитом, ставшим после этого главой "Би-би-си уорлдуайд".

Разумеется, меры экономии не могли обойтись и без предложений по сокращению управленческого аппарата. что должно было, по замыслу авторов проекта, дать экономию в 300 млн ф. ст. в год.

Все эти меры экономии и коммерциализации преследовали цель по утверждению руководства, "создания из корпорации боевой колесницы", способной выдержать предстоящие испытания в виде конкуренции со стороны большого числа коммерческих телеканалов и радиостанций, развития новых технологий и усиления давления со стороны правительственных органов. Объясняя эти меры, Марк Томпсон заявил, что в прошлом, при Джоне Берте, ежегодные сокращения штатов подрывали моральный дух сотрудников, и поэтому он решил произвести все необходимые перемены сразу, одним решительным шагом.


Тем не менее, недовольство все же началось. По свидетельству печати, многие сотрудники Би-би-си чувствовали себя "преданными" корпорацией. Предсказывали, что Би-би-си в ближайшие годы может лишиться многих талантливых журналистов, производителей и ведущих программ и других служащих, которые не захотят переезжать в Манчестер. Однако планом Томпсона остались очень довольны независимые продюсеры, которым в этом плане было обещано увеличение закупок их продукции еще на 25% (25-процентная квота на продукцию независимых продюсеров на Би-би-си и Ай-ти-ви была официально установлена еще парламентским актом 1990 года). Кроме того, они рассчитывали, что часть уволенных или ушедших из Би-би-си сотрудников перейдет на работу к ним.

Но план Томпсона имел и еще одну подоплеку. Многие сторонники улучшения качества программ Би-би-си (как внутри, так и за пределами корпорации) увидели в нем возращение к качественной журналистике, так как сэкономленные средства предполагалось направить на новостные и актуально-общественные программы, такие как "Панорама", "Новости в 10 часов" и "Ночные новости" на Би-би-си-1, и "Сегодня" на "Рейдио-4". Предполагалось уменьшение числа повторов и дешевых развлекательных шоу, от которых устала аудитория.

Предполагалось также увеличение производства региональных программ. В частности, на 70 млн ф. ст. должно было увеличиться производство телефильмов и телесериалов за пределами Лондона. Однако подразделение новостей и актуально-общественных программ также должно было претерпеть сокращения на 15% (350 из 3 тыс занятых в этом подразделении).

План Томпсона предполагал также создание новых телеслужб. Одна из них должна позволить всем, имеющим выход на широковолновый Интернет, смотреть бесплатно любую программу с любого канала Би-би-си за предыдущую неделю. Другая, ориентированная преимущественно на школьников и студентов, позволит им заказывать программы из обширного радио- и телевизионного архива Би-би-си.

Однако многие сомневались в эффективности предложенных реформ. Так, в передовице газеты "Обсервер" от 12 декабря 2004 г. под названием "Защитить Би-би-си" говорилось: "Вместо того, чтобы заносить нож над ресурсами и персоналом Би-би-си, необходимо позаботиться о защите ее независимости и о правильной стратегии решения проблем за счет сокращения действительно ненужных бюрократических звеньев". Передовица "Обсервера" назвала предложенные реформы "бессмысленными" и льющими воду на мельницу тех, кто ставит под сомнение самую необходимость общественного вещания. Ряд ответственных работников Би-би-си тоже выразил сомнение в успехе этих реформ. Некоторые считали, что все сэкономленные средства будут съедены переходом на дорогостоящую новую технологию.


И, наконец, были и такие, кто видел во всем этом лишь косметическую меру, необходимую для того, чтобы выиграть битву за пересмотр Хартии в 2006 г., представив Би-би-си как исправляющую ошибки прошлого и повышающую эффективность корпорацию, что дало бы возможность сохранить принцип субсидирования через абонентную плату до 2016 года.

Так или иначе, но предполагалось, что конкретизация плана Томпсона должна была произойти не ранее марта 2005 г. и в ней еще должны были сказать свое слово профсоюзы занятых на Би-би-си служащих.

Ай-ти-ви после объединения

В коммерческом эфирном телевидении Великобритании в 2004 г. также произошло знаменательное событие: в феврале было официально объявлено об объединении двух крупнейших остававшихся компаний: "Карлтона" и "Гранады" - в единую компанию Ай-ти-ви, которой теперь принадлежали все региональные лицензии на коммерческое эфирное телевидение, кроме трех ("Скоттиш телевижн", вещающей на Шотландию, "Ольстер телевижн", вещающей на Северную Ирландию, и "Ченнел телевижн", вещающей на острова в проливе Ла-Манш). Таким образом, официально завершился период концентрации и монополизации британского коммерческого эфирного телевидения, начавшийся и проходивший в 90-е годы, по истечении которого 12 из 15 региональных лицензий на коммерческое эфирное телевидение стали принадлежать одной компании. Естественно, что пресса заговорила о конце регионализма в британском телевидении, хотя руководство объединенной Ай-ти-ви обещало по-прежнему уделять внимание региональным программам.

Председателем правления объединенной Ай-ти-ви стал Питер Берт, бывший исполнительный директор Шотландского банка. На вопросы корреспондентов, как банкир может управлять телекомпанией, он отвечал, что, разумеется, не собирается сам делать программы, а будет отвечать лишь за коммерческую сторону предприятия. Исполнительным директором, вопреки ожиданиям, остался Чарльз Аллен, бывший исполнительный директор "Гранады", хотя многие думали, что его в конечном счете постигнет та же участь, что и бывшего председателя "Карлтона" Майкла Грина, снятого в 2003 г. с поста по требованию акционеров.

Как и ожидалось, после объединения начался процесс рационализации производства, устранения "лишних" звеньев. Уже в феврале закрылась телестудия в Ноттингеме, в результате чего потеряли работу 700 человек. Объединение позволило "Карлтону" и "Гранаде" сэкономить, отказавшись от дублирующих друг друга предприятий и от конкурентной борьбы.


Тем не мене, рейтинги Ай-ти-ви в 2004 г. опустились на 6% по сравнению с 2003 г. По данным на август, на Ай-ти-ви приходилось 22,7% аудитории британского телевидения (по сравнению с 23,4% в 2003 г.). В то же время у Би-би-си -1 было 26% аудитории (больше, чем при Греге Дайке). Летом 2004 г. Би-би-си потеснила Ай-ти-ви за счет показа Олимпийских игр, на которые она имела эксклюзивные права, в четвертый канал - за счет показа популярного реалити-шоу "Большой брат". Но осенью Ай-ти-ви удалось вновь поднять рейтинг в "прайм-тайм" до 31% аудитории благодаря появлению нового популярного интерактивного шоу "Я знаменитость - выгоните меня отсюда", собравшего 8-миллионную аудиторию.

Практика показывает, что именно интерактивность, возможность нажать на красную кнопку и вмешаться в происходящее, привлекает зрителей и удерживает их от того, чтобы переключить телевизор на другой канал. Вместе со спонсорством интерактивность становится для коммерческих вещателей основным источником доходов, так как реклама начинает утрачивать свое значение ввиду того, что новейшие видеомагнитофоны позволяют записывать программы и просматривать их без рекламных вставок, которые при прокручивании на магнитофоне автоматически вырезаются. К тому же, недобор в рейтингах аудитории вынудил Ай-ти-ви в 2004 г. выплатить рекламодателям около 100 млн ф. ст. неустойки, полагающейся им по заключенному соглашению.

Неудачи в аналоговом телевещании Ай-ти-ви старается компенсировать успехами в цифровом. В 2004 г. цифровой канал Ай-ти-ви-2 увеличил аудиторию, а в ноябре появился новый канал Ай-ти-ви-3, который сразу же обогнал молодежный канал Би-би-си-3, собрав 1,2% телеаудитории. Новый канал был посвящен показам старых серий наиболее популярных сериалов Ай-ти-ви, а также повторам лучших документальных и художественных фильмов прошлых лет. Для этого использовались архивы "Карлтона" и "Гранады", содержащие более 1,5 тыс программ. Днем шли повторы старых серий "Коронейшн стрит", "Эммердейла", "Инспектора Морса" и других, а вечером - сериалов "Крэкер", "Холодные ноги", "Главный подозреваемый", "Возвращение в Брайдсхед" и др. По мнению исполнительного директора Ай-ти-ви Чарльза Аллена, основную аудиторию Ай-ти-ви-3 будут составлять люди средних возрастов: старше, чем аудитория Ай-ти-ви- 2 (от 16 до 34 лет).

С февраля 2004 г. руководство Ай-ти-ви вело переговоры о постановке Ай-ти-ви-3 на платформу "Скай диджител" спутниковой компании Би-скай-би Руперта Мэрдока. Это означало бы сделать его подписным, так как по имеющемуся соглашению каналы Ай-ти-ви, вещающие через Би-скай-би, должны финансироваться за счет подписки с выплатой в пользу Би-скай-би ежегодных отчислений в 17 млн ф. ст.36. Однако сумма эта слишком велика для Ай-ти-ви, и в конце года между Алленом и исполнительным директором Би-скай-би Джеймсом Мэрдоком начались переговоры о ее сокращении. Сделать эти каналы открытыми означало бы пересмотр всех действующих соглашений, поэтому Ай-ти-ви-3 было решено пустить через открытую платформу "Фривью", принадлежащую Би-би-си, и через кабельные каналы. Субсидироваться он будет за счет рекламы.


Объединение компаний Ай-ти-ви поставило в невыгодное положение малые эфирные каналы Великобритании - четвертый и пятый. Сразу после него, в феврале, между ними начались переговоры о продаже рекламы, и ходили слухи, что они могут объединиться, дабы противостоять объединенной Ай-ти-ви. Однако для этого необходимо изменить статус четвертого канала, управляемого назначаемой общественной администрацией и действующего на основе специального государственного положения. Но государству невыгодно было бы лишать его статуса, так как оно может его просто приватизировать и получить от этого дополнительный доход в виде отчислений за лицензию.

Тем временем четвертый канал продолжал терять аудиторию. В 2004 г. он потерял 13% аудитории, и к концу года его рейтинг опустился до 8% всей телеаудитории. Администрация канала старается поправить положение за счет расширения показа реалити-шоу "Большой брат", основанного на показе событий скрытой камерой. Летом 2005 г. его намерены показывать чуть ли не круглые сутки. Закуплено также популярное американское шоу "Отчаявшиеся домохозяйки". Вернутся на четвертый канал и его старые фавориты: программы "Плюющийся образ" и "Доктор Кто".

Развитие цифрового телевидения

На спутниковой компании Би-скай-би год, прошедший после назначение в ноябре 2003 г. сына председателя ее правления Руперта Мэрдока - 30-летнего Джебмса Мэрдока - исполнительным директором прошел, в общем, успешно. Хотя и не удалось достигнуть поставленной цели в 8 млн проданных антенн для приема цифровых каналов платформы "Скай диджител", число которых достигало уже трехсот, но их количество увеличилось почти на 100 тыс, в то время как цена антенны для приема "Скай диджител" упала до менее 100 ф. ст.

За год Би-скай-би потратила 450 млн ф. ст. на инфраструктуру и 50 млн (в полтора раза больше, чем за предыдущий год) на маркетинг. Все это, по мнению обозревателей, говорит о серьезности намерений Джеймса Мэрдока и опровергает слухи о том, что его назначение преследовало цель подорвать положение компании и дать возможность Руперту Мэрдоку вновь приватизировать ее (сейчас ему принадлежит лишь 35% акций компании).

К концу 2004 г. на Би-скай-би приходилось более 7 млн подписчиков цифрового телевидения (аналоговых каналов на "Скай диджител" нет с 2001 года). 4 млн подписчиков имела открытая цифровая платформа "Фривью", принадлежащая Би-би-си, и 2,5 млн приходилось на кабельное телевидение. Таким образом, около 14 млн британских семей (более полвины) имели в своих домах цифровое телевидение. К концу 2005 г. Би-скай-би поставила цель достигнуть отметки в 8 млн проданных антенн цифрового телевидения.