ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Д.А. Пашкевич История государства и права России Шпаргалка
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции рсфср 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс рсфср 1922 г. Уголовный кодекс рсфср 1922 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период нэПа
43. Образование ссср. Конституция ссср 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство ссср в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции ссср 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
50. Гражданский и Уголовный кодексы рсфср 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции ссср 1977 г.
52. Распад ссср. Становление государственности Российской Федерации
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
Государственный строй. Усиление власти монарха, характерное для абсолютизма, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат присвоил это звание Петру I, оно было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.
Утратили свое значение сословно-представительные органы. В 1653 гг. земский собор созывался в последний раз в полном составе, после чего они преобразовались в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Прекратила постепенно свое существование и Боярская дума. При Федоре Алексеевиче Дума утратила значение политического органа, а Петр I окончательно ее упразднил.
При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменявшего и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената изменилось, в 1726 г. был создан Верховный тайный совет, оттеснивший Сенат.
Преобразуются органы центрального управления. На смену системе приказов пришла новая, четкая система коллегий, которые стали первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д.
Претерпела изменения также система местного управления. Во главе губерний были поставлены губернаторы, подчинявшиеся непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла коллегия в качестве совещательного органа. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами управления.
Основной чертой военной реформы, проведенной Петром I, явилось создание регулярной армии. Основой для создания регулярной армии явились «потешные полки» Петра – Преображенский и Семеновский. Постоянные войска в форме стрелецких полков и наемников существовали и до Петра, однако эти войска были далеки от совершенства. Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск – рекрутский набор: солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. Обеспечение солдат полностью брало на себя государство, срок службы при этом не определялся. Армия четко разделялась на полки, батальоны, роты, создавалась жесткая система военной иерархии. Вводилась единая военная форма, на вооружение принимались единые образцы вооружения. Реформирование вооруженных сил дало свои результаты, о чем свидетельствует победа в Северной войне.
Четкая регламентация воинской жизни обусловила необходимость кодификации военных отраслей права. Возник Артикул воинский – кодекс военных преступлений, Краткое изображение процессов – Процессуальный кодекс военной юстиции, Воинский и Морской уставы.
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства издана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянством льгот. Жалованная грамота дворянству тесно связана с рядом предшествовавших ей законодательных актов, в том числе Манифестом о вольности дворянства 1762 г. Грамота подтверждала исключительное право дворянства на владение землей и крепостными крестьянами, закрепляла права дворянина на эксплуатацию крепостных и обеспечивала рядом политических и личных прав всю систему внеэкономического принуждения, на которой держалась крепостная система хозяйства. Дворянин был свободен от обязательной службы, как военной, так и гражданской, освобождался от податей, рекрутской повинности, постоя, телесных наказаний, объявлялся подсудным лишь дворянскому суду. Грамота формулировала ряд положений, охранявших классовые монополии дворянского сословия: дворянское достоинство объявлялось наследственным и передавалось от отца к детям из рода в род. Утверждался ряд важнейших корпоративных прав дворянства и участие дворянства в аппарате управления страной: дворяне каждого уезда и губернии составляли общество (корпорацию) и имели право собраний. Все общие сословные дела разрешались на губернских дворянских собраниях, созывавшихся каждые 3 года в губернском городе. Дворянские собрания выбирали предводителей дворянства и должностных лиц во все губернские учреждения, имели права юридического лица, обладали капиталом, недвижимой собственностью. Важной привилегией дворянских собраний являлось право непосредственного обращения к центральной власти – в Сенат и к царю.
Грамота на права и выгоды городам Российской Империи издана вместе с Жалованной грамотой дворянству. Состояла из краткого введения о «пользе городов» и «городового положения», представлявшего собой обширный свод правил, главным образом заимствованных из шведских, прусских и остзейских источников. «Городовое положение» устанавливало состав «общества градского» и принципы его самоуправления. Организациями городского самоуправления являлись: собрание «общества градского», созывавшееся губернатором раз в 3 года; «общая городская дума», состоявшая из представителей всех разрядов городского населения; «шестигласная дума» для отправления текущих дел. Устанавливался строгий контроль над вступлением в купеческое звание и мещанство, закреплялся ряд феодальных стеснений торговли: охранялась монополия на торговлю вином, продажу соли, вводился ряд бытовых ограничений. Обширное «ремесленное положение», включенное в Грамоту, в значительной степени воспроизводило шведский цеховой устав 1669 г. и стремилось установить в русской мелкой промышленности отжившие уже на Западе цеховые средневековые формы.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
В период абсолютной монархии процесс закрепощения крестьян завершался. Соборное уложение 1649 г. отменило урочные лета и установило бессрочный розыск беглых крестьян. В этот период крепостное право достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.
Крестьяне в XVIII в. делились на четыре категории: частновладельческие (помещичьи), государственные, дворцовые, экономические.
Самой многочисленной и бесправной группой были частновладельческие крестьяне, чье положение резко ухудшилось во второй половине XVII—XVIII вв. По сути, частновладельческие крестьяне представляли собой бесправные вещи, на них ложился наибольший груз эксплуатации, их судьба в полной мере зависела от прихотей помещика.
От частновладельческих крестьян заметно отличались государственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не продавал и не закладывал, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы. Допускались смена местожительства и даже переход государственных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов Крестьянской войны 1773—1775 гг. было превращение крестьян помещичьих в государственные. Вместе с тем государственных крестьян можно было насильственно переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжаться их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую группу, при этом в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России. К государственным крестьянам были приравнены ясачные народы Поволжья, Приуралья и Сибири. К ним также относились половники, ямщики и др.
Бывшие служилые люди «по прибору» и даже некоторая часть служилых «по отечеству», сторожившие засечные черты, по миновании надобности в обороне южных рубежей превратились в «однодворцев» – верхушку государственных крестьян. Привилегии однодворцев доходили до того, что им разрешалось иметь крепостных крестьян.
Секуляризация церковных земель привела к возникновению категории «экономического крестьянства». Крестьяне духовных феодалов и прежде подвергались несколько меньшей эксплуатации, чем владельческие. Теперь же экономические крестьяне, которых насчитывалось около миллиона, приблизились по своему статусу к государственным и даже слились с ними.
Несколько категорий включали в себя и дворцовые крестьяне. Особо следует сказать о казаках, которые до конца XVIII в. выполняли важную задачу по защите южных рубежей России, но вместе с тем были постоянным очагом беспокойства, участвуя во всех крупнейших народных движениях. Екатерина II, жестоко подавив восстание Е. Пугачева, предоставила казакам существенные привилегии, что сделало казачество опорой трона, используемой впоследствии для подавления народных волнений.
20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
Первый этап преобразования приходится на время правления Петра I, который ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния – провинция – уезд. Первоначально было создано 8 губерний. Во главе новых губерний были поставлены губернаторы, которые обладали весьма широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла ландратская коллегия в качестве совещательного органа. Постепенно число губерний росло за счет присоединения к России новых земель и разукрупнения чрезмерно больших губерний.
В 1764 г. было издано Наставление губернаторам, по которому губернатор обладал всей полнотой административных прав, а также определенными судебными правами. В ведении губернатора находились и воинские гарнизоны. Губернатору подчинялись все местные органы отраслевых ведомств, в том числе таможенная, пограничная и иные службы.
В 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. В основу построения новой административно-территориальной системы была положена численность населения.
По губернской реформе 1775 г. при губернаторе было учреждено губернское правление в качестве совещательного органа, учреждена должность вице-губернатора, который возглавлял Казенную палату – орган местного финансового управления. В губерниях и уездах создавался ряд вспомогательных органов.
В 1699 г. Петр I учредил Бурмистерскую палату (Ратушу) в Москве, а в других городах – земские избы. Эти органы избирались из торгово-промышленного сословия, их деятельность сводилась к обеспечению сбора налогов. Более широкие функции получило городское управление с изданием в 1719 г. регламента Коммерц-коллегии и Устава Главного магистрата 1721 г., а также инструкции городовым магистратам 1724 г.
В 1718 г. была учреждена система городских магистратов, образцом которых явились рижский и ревельский городские органы. В 1720 г. был назначен обер-президент, ведавший всеми магистратами страны, в которые были преобразованы земские избы.
Деятельность местных органов управления попала под влияние дворянского самоуправления, органами которого являлись губернские и уездные дворянские собрания, в состав которых входили дворяне, отвечавшие определенному цензу. Собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства.