ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Д.А. Пашкевич История государства и права России Шпаргалка
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции рсфср 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс рсфср 1922 г. Уголовный кодекс рсфср 1922 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период нэПа
43. Образование ссср. Конституция ссср 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство ссср в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции ссср 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
50. Гражданский и Уголовный кодексы рсфср 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции ссср 1977 г.
52. Распад ссср. Становление государственности Российской Федерации
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос предстояло Учредительному собранию.
Высшим органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе законодательные.
Временное правительство считало себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении.
Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью из-за частного изменения его состава.
Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия Правительствующего сената, ликвидирована система политического сыска. Взамен Департамента полиции было создано Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением по делам милиции. Были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства.
Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г.
Были учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный экономический комитет. В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий.
Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание, которое избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (Предпарламент) для осуществления контроля над деятельностью Временного правительства, однако реально этот орган не имел никакого значения.
На местах были созданы волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. Если население города превышало 150 тыс. человек, то учреждались районные думы и управы, руководили ими советы дум этих городов.
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депутатов.
В конце февраля 1917 г. после всеобщей стачки рабочих в Петрограде на заводах начали избирать депутатов в Петроградский Совет. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти, вслед за ним по всей стране создавались Советы рабочих, солдатских, крестьянских и различных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы, которая скоро стала упорядочиваться.
Советы создавали свои исполнительные органы – уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов, хотя практически это объединение произошло после Октября.
Все советские органы были выборными. Первые Советы рабочих депутатов избирались на собраниях трудовых коллективов, солдатские комитеты – по воинским подразделениям и частям, крестьянские Советы – на сельских сходах. В этих выборах не участвовала буржуазия, трудящиеся же обладали всеобщим избирательным правом.
Советы сразу стали органами власти, возникла ситуация двоевластия, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фактическая.
Весной 1917 г. постепенно начиналась большевизация Советов. Этот процесс усилился в августе-сентябре, когда Советы Москвы и Петрограда перешли в руки большевиков. Большевики стали инициаторами созыва II Всероссийского съезда Советов.
II съезд Советов открылся 25 октября 1917 г. Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Предусматривалось также создание органов отраслевого управления – народных комиссариатов (комиссий). Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов.
13 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов, что положило конец существованию двух систем Советов.
14 – 16 марта 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, центральным вопросом повестки дня которого был Брестский мир. Главным решением V Всероссийского съезда Советов, открывшегося 4 июля 1918 г., было принятие первой советской Конституции, закрепившей окончательно власть советов.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.
Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.
Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.
В начальный период существования советского государства можно отметить три группы источников права: новые нормативные акты новой власти; дореволюционные нормативные документы, используемые в ограниченных пределах (Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств»);в сфере отношений, не урегулированных никакими нормативными актами, в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс: если правоприменяющие органы не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть.
Необходимость ликвидировать правовой вакуум вынудила сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы принимали Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 г. закрепила принцип множественности законодательных органов.
Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Они выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели трудовые коллективы.
Советское право возникло как общероссийское, однако скоро правовая система усложнилась. С возникновением автономных республик возникало их собственное право, при этом признавалось действие общероссийского права.
Форма законодательных актов была различной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов.
33. Советские правоохранительные органы
Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре Петроградского военно-революционного комитета существовал отдел рабочей милиции, ведавший раскрытием преступлений, пресечением торговли оружием и спиртными напитками, борьбой со спекуляцией. 28 октября 1917 г. было издано постановление Наркомата внутренних дел «О рабочей милиции», которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Документ говорил о создании рабочей милиции, не давая никаких указаний относительно сельских районов страны, поэтому структура, функции и принципы организации милиции определялись в процессе ее создания правотворчеством масс.
В первые месяцы революции охрана общественного порядка осуществлялась несколькими органами параллельно, в том числе еще сохранившейся милицией Временного правительства. В ноябре 1917 г. была образована Комиссия по ликвидации старой милиции, процесс ликвидации продлился до весны 1918 г.
Для борьбы против контрреволюционных сил и защиты революции и ее завоеваний учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами, что обеспечивало при тогдашних условиях классово выдержанный состав. Для производства предварительного следствия при Советах имелись особые следственные комиссии. По Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. при ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как в форме общественной защиты, так и в форме общественного обвинения. Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. был образован Ревтрибунал при ВЦИК.
Наряду с обычными органами охраны правопорядка была создана особая система, специально предназначенная для подавления политических противников Советской власти. Поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) при Совнаркоме стала попытка организовать всеобщую забастовку служащих. Председателем ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский.