ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Д.А. Пашкевич История государства и права России Шпаргалка
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции рсфср 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс рсфср 1922 г. Уголовный кодекс рсфср 1922 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период нэПа
43. Образование ссср. Конституция ссср 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство ссср в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции ссср 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
50. Гражданский и Уголовный кодексы рсфср 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции ссср 1977 г.
52. Распад ссср. Становление государственности Российской Федерации
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации
Система наказаний по Уложению 1845 г. была чрезвычайно сложной и громоздкой. Она представляла собой так называемую лестницу наказаний, в которой было установлено 12 родов наказаний, разделенных на 38 степеней, начиная от смертной казни и кончая внушением. Наиболее суровыми были наказания уголовные: смертная казнь, ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга. К исправительным наказаниям относились: ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, денежные взыскания. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Рост капиталистической промышленности требовал все больше свободных рабочих рук, чему существенно мешала барщинная система хозяйства. В 30 – 50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот, однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности, поскольку подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Страна переживала кризис крепостнической системы, положение обострялось в связи с неудачной для России Крымской войной 1853—1856 гг. Массовые выступления и восстания крестьян в 1859—1861 гг. заставили власть принять срочные меры для спасения самодержавия.
Подготовка реформы. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Для выяснения мнения помещиков были образованы губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения. В январе 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по устройству сельского населения под председательством царя. С учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.
Отмена крепостного права. Наделение крестьян землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, где указывалось, какую землю получали крестьяне.
В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах, при этом крестьяне, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Первоначально крестьяне приобретали статус временнообязанных и получали землю не в собственность, а в пользование, за это они должны были расплачиваться барщиной или оброком. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли, однако цена выкупа превышала действительную стоимость земли. После заключения выкупной сделки крестьянин назывался собственником. Но при этом его собственность на землю была во многом ограничена. Лишь в случае выплаты всех выкупных платежей крестьянин становился полным собственником.
В 1863 и 1866 г г. реформа распространялась на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
Полицейская реформа. В 1862 г. вместо городских и земских исправников были созданы уездные полицейские управления во главе с исправниками, в помощь становым приставам вводилась должность полицейского урядника. В городах полицейские органы возглавляли градоначальники и полицмейстеры. Города делились на части, или участки, и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены, хотя в каждой губернии появилось жандармское управление.
Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным куриям: к первой относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники, ко второй – городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий, владельцы недвижимого имущества, к третьей – крестьяне-домохозяева, но не непосредственно, а через выборщиков и гласных.
Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора.
Городская реформа. 16 июня 1870 г. было утверждено Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением независимо от сословной принадлежности сроком на 4 года. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения.
Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства: городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского – министром внутренних дел.
Военные реформы. В 1864 г. было создано 15 военных округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих. В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Создавались юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ всем слоям населения. Наконец, в 1874 г. предполагалась отмена рекрутских наборов и вводилась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские народы, особенно восточные, устанавливались также сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование.
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
Судебная реформа была проведена путем издания четырех основных законов: Учреждения судебных установлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.
Судебная система включала местные суды и общие судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный округ делился на несколько участков, каждый имел мирового судью и почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на 3 года. К ведению мировых судей относились мелкие уголовные и гражданские дела. Волостные суды были сословными судами по крестьянским делам.
Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда с присяжными заседателями. Земские и городские управы составляли списки присяжных, которые согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда, состоящего из 3 членов и 12 присяжных. При рассмотрении уголовных дел присяжные решали вопрос о виновности подсудимого, после чего коронный суд определял конкретную меру наказания. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции.
Изменилась организация предварительного следствия: была учреждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции.
Устав уголовного судопроизводства 1864 г. заимствовал континентальную систему судопроизводства, при этом за основу был взят Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г. Устав различал производство в мировых судебных установлениях, когда не было предварительного расследования, и производство в общих судебных местах, когда производство предварительного расследования являлось обязательным. По Уставу предварительное следствие не могло быть начато судебным следователем без законного к тому повода и достаточного основания, при этом определение достаточного основания отсутствовало.
Подробно регламентировался в законодательстве порядок рассмотрения уголовных дел окружными судами с участием присяжных.
Устав провозгласил принципы гласности, состязательности, непосредственности судебного разбирательства, право обвиняемого на защиту. Провозглашалась презумпция невиновности: лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена приговором суда. Отменялась система формальных доказательств, устанавливалась свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению судей.