ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья
1. 2 Исследование двигательной активности подростков
2.1. Влияние физических действий на органы и физиологические системы организма
2.2. Основные виды движений человека
3.1 Влияние регулярных физических нагрузок на нервную систему.
3.2 Влияние регулярных физических нагрузок на формирование воли
3.3. Влияние регулярных физических нагрузок на воспитание уверенности в себе и своих силах
3.4. Как спорт помогает оценивать себя
ГЛава 4 Значение двигательной активности и физической культуры для человека
4.1. Роль физической культуры в xxIвеке
4.2. Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни
4.3. Последствия недостаточной двигательной активности
Изменение привычной походки требует определенного времени и усилий. Легче этот процесс начинать с дозированной ходьбы с подсчетом и регулированием дыхания. Управление дыханием способствует лучшему контролю за походкой. Необходимо сосчитать количество дыхательных циклов, выполняемых за 100 шагов при спокойной ходьбе и при ускорении. Затем определяют, на сколько шагов приходится полный дыхательный цикл: один вдох и один выдох. Меняя глубину дыхания, определяют, насколько изменилась частота шагов. Выдох должен быть несколько длиннее, чем вдох. При этом обращают внимание на соотношение вдоха и выдоха, при котором дышать легче.
Сложнее научиться регулировать пульс. Частоту пульса подсчитывают в течение 10 с (на предплечье слегка согнутой кисти) и умножают полученное число на 6, получая частоту пульса за 1 мин.
Убыстряя и замедляя ходьбу, проверяют изменения пульса при разной скорости движения. Ежедневные занятия позволяют научиться регулировать пульс при разной скорости ходьбы.
В процессе постоянной тренировки вырабатываются собственные приемы регулирования скорости ходьбы по показателям числа шагов, пульса и дыхания. Каждый человек имеет индивидуальную походку, характер которой определяется величиной вертикальных колебаний (при постановке опорной ноги на пятку, с последующим перекатом на переднюю часть стопы), амплитудой раскачивания тела в поперечном направлении (при почти неподвижном тазобедренном суставе правая и левая нога ставятся не точно вперед по одной линии, а несколько в сторону от нее, причем на разное расстояние).
При акцентированной постановке ступни на опору имеет место жесткий удар, поэтому не рекомендуется опускать на землю сразу всю ступню. В возбужденном, спокойном или подавленном состоянии человек передвигается по-разному.
С точки зрения оздоравливающего воздействия на организм наиболее рациональной и привлекательной является походка упругим шагом. При желании каждый может овладеть красивым, экономичным шагом. Для этого прежде всего необходимо хорошо изучить особенности и недостатки своей походки.
Во время прогулки по скверу, саду рекомендуется наметить для себя отрезок пути (от 10 до 50 м) и мысленно, пользуясь различными ориентирами (кустарником, цветами, травой и т.д.), провести три горизонтальные линии. Лучше начертить их на песчаной или асфальтовой поверхности так, чтобы слева и справа от центральной линии, на расстоянии 15-20 см, располагались две другие. При ходьбе ногу ставить на пятку на среднюю линию таким образом, чтобы носок не пересекал другую черту, с опорой сразу на всю ступню, ближе к средней части. Такая постановка не только уменьшает вертикальные колебания, но и значительно смягчает удар пяткой.
Перемещая тяжесть тела на опорную ногу, нельзя ее сгибать, наклоняться вперед или назад. Контролировать вертикальное положение тела можно ощущением расположения линии плеч точно над пяткой. Ощущение вертикального положения плеч над средней линией позволяет свести к минимуму колебания тела из стороны в сторону. Ногу необходимо ставить на землю мягко, по-кошачьи, как бы вдавливая каблук.
Легкую, упругую походку можно выработать, выполняя специальные упражнения для укрепления мышц стопы и голени.
Они не представляют особой сложности. Это: ходьба на носках, на внешнем своде стопы, в полуприседе, выпадами, перекатом с пятки на носок. Полезно выполнять различные махи ногами (вперед, в сторону, назад), начиная с небольшой амплитуды.
Перед началом прогулки рекомендуется: сделать ряд круговых движений ступнями поочередно и вместе, наружу и внутрь; сгибание и разгибание ступней, отведение их наружу и внутрь; растирание руками подошвы и т.д. Дозировка зависит от возраста, физической подготовленности, самочувствия, настроения.
Задавшись целью выработать красивую походку, можно время от времени (через 1-2 месяца) оценивать, насколько это удалось.
Такой привычный, обычный вид движений, как бег, оказывает большое тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, опорно-двигательный аппарат и т.д.
Глава 3 Влияние на психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физкультуры
3.1 Влияние регулярных физических нагрузок на нервную систему.
При систематических занятиях спортом улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта – это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.
Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.
В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Следовательно, спорт для человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.
3.2 Влияние регулярных физических нагрузок на формирование воли
Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через физические нагрузки ни у кого сомнений не вызывает. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух.
Совершенствование воли человека с помощью нагрузок и напряжений в значительной степени вторая специфическая особенность спортивной деятельности. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий.
Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Целеустремлённость – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.
Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и
активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.
Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и самостоятельность – проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели.
Выдержка и самообладание – проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.
В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.
3.3. Влияние регулярных физических нагрузок на воспитание уверенности в себе и своих силах
Спортивная деятельность позволяет ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной.
Эта особенность физических нагрузок оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.
3.4. Как спорт помогает оценивать себя
Каждый человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет.
Однако это оценка, особенно применительна к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право.
Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней. Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.
Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности. Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Если человек оценивает себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду.