ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Предметы и методы экономической теории.
Экономика (лат.) – правила ведения домашнего хозяйства.
Аксиома №1: Существуют материальные потребности людей, которые требуют удовлетворения. Эти потребности – безграничны.
Если существуют потребности, то имеются и блага (материальные и нематериальные), т.е. блага – материальная основа для удовлетворения потребностей. В отличии от материальных благ, нематериальные получаются непроизводственным способом.
Пирамида потребностей Маслоу:
Базовые (физиологические) потребности.
Социальные (потребность в безопасности).
Самоутверждение (потребность в принадлежности, любви…).
Самореализация (творческие, эстетические потребности).
Потребность обладает важными свойствами:
она совершенствуется
она постоянно возрастает
Аксиома №2: Для реализации потребности существует производственная реализация, в которой человек использует экономические ресурсы.
У экономических ресурсов есть важнейшее свойство – они ограничены.
Соответственно, в каждый момент времени мы можем произвести ограниченное количество благ. Поэтому, уровень удовлетворения потребностей ограничен.
Вывод: Если потребности растут и безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны, то возникает требование рационального использования этих ресурсов.
Таким образом, экономика – наука о рациональном (наилучшем) использовании ограниченных экономических ресурсов, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей человека.
Закон возвышения потребностей.
Это закон развития общества, выражающий рост и совершенствование потребностей общества с развитием производственных сил и культуры.
В хоте развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые исчезают и возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется.
Кривая производственных возможностей.
Экономические блага – то, что человек производит в процессе использования экономических ресурсов.
Неэкономические блага – то, что создается природой.
Виды нематериальных экономических ресурсов:
Труд человека. Умение производить.
Предпринимательство – фактор производства, объединяющий все факторы производства. Под влиянием предпринимательства человек рискует, направляет другие факторы производства в нужное русло.
Виды материальных экономических ресурсов:
Земля (природные ресурсы факторы).
Капитал, инвестиции – совокупность ресурсов, которые могут приносить доход и возрастать.
Деньги – это средство обращения.
Кривая производственных возможностей (КПВ): так как экономические ресурсы рано или поздно могут закончиться, то нужно рационально их направлять на то или иное производство.
масло
∙
∙
∙
∙
∙
F
E
B
C
D
Сама кривая – граница производственных возможностей (ПВ). КПВ=max Q (ПВ).
т.F – невозможна.
танки
∙
A
В т.E – производственные возможности полностью не используются.
В зависимости от того, куда мы направляем экономические ресурсы, будет расти то или иное производство. КПВ будет сдвигаться, ее границы будут меняться.
Спрос и предложение в рыночной экономике.
Спрос и его факторы
Спрос – платежеспособная потребность. Когда цены снижаются, мы готовы больше покупать, т.к. есть экономическая возможность.
Спрос – обратная взаимосвязь между max ценами, по которым покупатель готов приобретать благо в течение определенного периода времени, и объемом этого блага.
Цена спроса – max цена, которую готов уплатить покупатель. У цены есть предел.
P
D – кривая спроса.
∙
Q – количество спроса
A
P – цена товара
Q ∙ ∙ C B D
Цена – детерминанта (определяющая) спроса
Неценовые факторы спроса.
Они меняют факторы спроса, перемещая кривую спроса.
К ним относят:
Изменение доходов потребителей (но спрос будет падать только на низшие товары).
Изменение предпочтений или вкусов потребителей.
Ожидания потребителей (ожидания скидок или дефицита).
Число покупателей.
Цены на сопряженные товары:
товары–заменители (субституты)
товары–дополнители (комплименты)
Предложение и его факторы.
Предложение – готовность фирм–производителей и продавцов товаров предоставлять на рынок определенное количество товаров по данной цене.
Здесь цена и количество товара изменяются однонаправленно: повышение цен вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот: если цена снижается, это вызывает необходимость сокращения производства.
Предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены.
P A ∙
Q S B C ∙ ∙
Q – количество товаров
S – кривая предложения
а
Функция предложения – функция производства по выпуску товаров. Она осуществляется только в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров позволяет предпринимателю возместить издержки (все расходы по производству), а также принести прибыль.
Отказ от выпуска одних товаров ради других имеет конкретную цену, которая уплачивается за отвлекаемые в производство ресурсы. Это и есть альтернативные издержки, которые будут уплачены покупателем в цене готового товара, но только в том случае, если этот товар пользуется спросом.
Факторы изменения предложения – те условия, которые затрагивают сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену.
Некоторые факторы изменения предложения:
Технологии производства, новшества.
Государственная налоговая политика.
Наличие на рынках взаимозаменяемых продуктов/ресурсов.
Цены на ресурсы и факторы производства.
Количество продавцов.
Все эти факторы – неценовые факторы изменения предложения.
Закон предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения, и наоборот.
Прибыль = Цена – Затраты
P S2 S2 S3
Q
Факторы, меняющие кривую предложения.
Pc
∙
Q1
∙ ∙
Ценовая эластичность спроса и предложения.
Экономическая эластичность – изменение объема спроса или предложения под влиянием какого-либо экономического фактора (цены, дохода, запасов).
Ценовая эластичность спроса.
P
При перемещении из точки A в точку B
P выросла на 100%
Q
A
B
50
40
20
10
∙
∙
Q упал на 10%
Ed – коэффициент эластичности спроса.
Выводы:
Ed по цене всегда отрицательный.
Если , то спрос будет эластичным. Каждый процент изменения цены будет приводить к большему, чем 1% изменению спроса.
Если , то спрос неэластичный. Каждый процент изменения цены приводит к меньшему, чем 1% изменению спроса.
Если – это случай единичной эластичности. Это означает, что на 1% изменения цены изменяется 1% спроса.
Также существуют случаи абсолютной эластичности () товара и случаи, когда товар совершенно неэластичен ().
Факторы эластичности:
Наличие товаров-заменителей.
Значимость товара в потреблении, его необходимость.
Доля расходов потребителя на покупку товара.
Размер доходов потребителя.
Наличие запасов у потребителя.
Время приспособления потребителя к изменению цены на товар.
Эффект Гиффена.
Эффект Гиффена – снижение цен приводит к снижению спроса на товар, а повышение цен – к повышению спроса. Это происходит за счет экономии на других товарах.
Эффект Гиффена проявляется только для бедных слоев населения.
Товары Гиффена – малобюджетные товары первой необходимости.
Эффект Веблена.
Эффект Веблена (эффект престижности) заключается в увеличении цены на товар, увеличивая спрос на него. Спрос увеличивается для того, чтобы тот или иной покупатель смог продемонстрировать свои покупательские возможности.
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг.
Цены и объемы благ, при которых создается рыночное равновесие, называют равновесными ценами и равновесными объемами спроса и предложения.
P
S
E – точка рыночного равновесия
Q
D
∙
E
Qe
Pe
Pe – равновесная цена
Qe – равновесный объем
В условии рыночного равновесия экономические интересы продавцов и покупателей удовлетворяются наилучшим образом:
В этих условиях оптимально распределяются экономические ресурсы.
В ситуации рыночного равновесия не существует избытка и недостатка продукции.
Состояние рыночного равновесия очень неустойчиво. Изменение любого фактора приведет к нарушению равновесия.
Некоторые модели рыночного равновесия:
Модель Вальраса.
Модель Маршала.
Эластичность предложения.
Валовый доход (TR) – прибыль, которую получает продавец от потребителя (или же затраты, которые осуществляет потребитель на покупку товара).