ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Если спрос неэластичный (), то повышение цен приводит кросту TR (выручки продавца и расхода потребителя).
Если спрос эластичный (), то рост цен будет приводить кпотере TR (выручки продавца и расхода потребителя).
Эластичность предложения представляет собой степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены предложения в процентном соотношении:
P
S´
Q
S
Предложение эластично тогда, когда . Соответственно .Предложение неэластично, если . Соответственно.
Факторы эластичности предложения:
Фактор времени (возможность увеличения объема производства. Стимулом для этого будет изменение цены).
Временные периоды:
Мгновенный - период, в котором не могут произойти никакие изменения в производстве.
Краткосрочный – период, в течение которого возможно увеличение объема производства за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов.
Долгосрочный – период, в котором возможны любые изменения в применяемых факторах производства, следовательно, и в объемах производства.
Теория потребительского поведения.
Факторы поведения потребителя:
Рациональное поведение (потребитель исходит из главного экономического мотива – добиться максимальной полезности из покупки товара при минимуме расходов на эту покупку).
Выстраивание предпочтений (каждый покупатель представляет, какую он может извлечь пользу из покупки товара).
Ограничение в потреблении (доходы потребителя).
Цена товаров.
Потребитель – независимая фигура на рынке.
Количественный (кардиналистский) подход.
Этот подход основан на измерении гипотетических единиц (util – полезность).
Полезность – польза, которую получает потребитель от потребления данного блага.
Общая полезность (TU) – полезность, получаемая от потребления определенного количества благ.
Предельная полезность (MU) – прирост общей полезности при увеличении потребления на 1 единицу.
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
TU |
0 |
20 |
38 |
54 |
54 |
50 |
MU |
– |
20 |
18 |
16 |
0 |
-4 |
Закон убывающей предельной полезности: в процессе потребления, полезность каждой последующей единицы блага уменьшается.
I-й закон Госсена: чем больше потребление какого-либо блага, тем меньше прирост MU каждого блага.
U Q Q TU 4 5 1 0
0
MU
II-й закон Госсена (закон, объясняющий потребительское равновесие): MU при данных вкусах, ценах и доходах достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней потраченной денежной единицы на покупку какого-либо блага одинакова, независимо от того, на какое благо эта единица была израсходована:
Порядковый (ординалистский) подход.
Этот подход основывается на выстраивании комбинации благ по их предпочтительности.
Потребительские предпочтения – совокупность потребительских наборов 2-х товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
y
x
TU0
∙
∙
∙
A
B
C
TU0 – кривая безразличия
x - товар
8
y – товар 2
4 2
1 2 5
Свойства кривых безразличия:
Кривые не могут пересекаться. Каждая кривая соотвесттвует конкретному уровню полезности.
Кривые имеют отрицательный наклон.
Кривые, расположенные выше и правее, имеют большую полезность. А кривые, расположенные ниже и левее, – меньшую.
При перемещении кривой слева направо она становится менее наклонной (пологой). Это объясняется убывающей нормой замещения 1-го товара другим.
y
x
∙
∙
B
A
4
1
5
2
Бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает возможные комбинации 2- благ, которые может позволить себе потребитель при заданных доходах и существующих ценах:
y
x
D
∙
A
5
12
Наклон бюджетной линии измеряется в соотношении товара Y к изменению товара X:
Факторы, влияющие на положение бюджетной линии:
Изменение дохода потребителя (при постоянных ценах).
Изменение соотношения цен.
y
x
∙
E
U0
D
Вывод: точка касания кривой безразличия с бюджетной линией (т.E) означает положение равновесия потребителя.
В точке E наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают:
Теория производства и издержек.
Фирма (предприятие) – субъект рыночной экономики.
Субъект рыночной экономики имеет экономические интересы и принимает экономические решения.
Основные субъекты экономики:
I. Домашнее хозяйство (люди с единым бюджетом).
Главные задачи:
производство и поставка на рынок экономических ресурсов
оптимальное использование бюджета в целях максимизации благосостояния
II. Фирмы.
Главные задачи:
производство товаров. Фирма – технологический способ рационального использования ресурсов.
Технология – сочетаемость ресурсов в определенной последовательности и определенных пропорциях для производства экономических благ.
фирма решает 2 экономические задачи:
задача на минимум (задача наилучшего использования ресурсов при минимуме затрат).
задача на максимум (задача на получение максимальной прибыли) – это главнейшая и конечная цель фирмы.
Эти две экономические задачи неразрывно связаны между собой.
Производственная функция и ее свойства.
Производство – процесс использования экономических ресурсов при определенной технологии организации производства для создания экономических благ.
Производственная функция:
Описывает общие закономерности процесса производства для любой фирмы.
Представляет собой максимальный объем производства, который может быть получен при использовании определенных технологий и тех или иных сочетаний вводимых экономически ресурсов:
Свойства производственной функции:
Замещаемость ресурсов (технологически, в процессе производства, можно один и тот же ресурс заменить другим, но замещаемость неабсолютная).
K
L
Qx
∙
∙
B
A
20
10
1
3
Изокванта – экономическая кривая, показывающая определенный объем производства, который может быть произведен при том или ином сочетании экономических ресурсов.
Qx – объем производства
L и K – виды ресурсов (1-й и 2-й)
изокванты не пересекаются
изокванты, расположенные справа или слева (сверху или снизу) имеют различное значение
выпуклые изокванты имеют отрицательный наклон.