Файл: Ekonomicheskaya_teoria_1_semestr.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Если спрос неэластичный (), то повышение цен приводит кросту TR (выручки продавца и расхода потребителя).

  2. Если спрос эластичный (), то рост цен будет приводить кпотере TR (выручки продавца и расхода потребителя).

Эластичность предложения представляет собой степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены предложения в процентном соотношении:

P

Es – коэффициент эластичности предложения.

S´

  1. Q

    S

    Предложение эластично тогда, когда . Соответственно .

  2. Предложение неэластично, если . Соответственно.

Факторы эластичности предложения:

Фактор времени (возможность увеличения объема производства. Стимулом для этого будет изменение цены).

Временные периоды:

  • Мгновенный - период, в котором не могут произойти никакие изменения в производстве.

  • Краткосрочный – период, в течение которого возможно увеличение объема производства за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов.

  • Долгосрочный – период, в котором возможны любые изменения в применяемых факторах производства, следовательно, и в объемах производства.

Теория потребительского поведения.

Факторы поведения потребителя:

  1. Рациональное поведение (потребитель исходит из главного экономического мотива – добиться максимальной полезности из покупки товара при минимуме расходов на эту покупку).

  2. Выстраивание предпочтений (каждый покупатель представляет, какую он может извлечь пользу из покупки товара).

  3. Ограничение в потреблении (доходы потребителя).

  4. Цена товаров.

Потребитель – независимая фигура на рынке.


Количественный (кардиналистский) подход.

Этот подход основан на измерении гипотетических единиц (util – полезность).

Полезность – польза, которую получает потребитель от потребления данного блага.

Общая полезность (TU) – полезность, получаемая от потребления определенного количества благ.

Предельная полезность (MU) – прирост общей полезности при увеличении потребления на 1 единицу.

Q

0

1

2

3

4

5

TU

0

20

38

54

54

50

MU

20

18

16

0

-4

Закон убывающей предельной полезности: в процессе потребления, полезность каждой последующей единицы блага уменьшается.

I-й закон Госсена: чем больше потребление какого-либо блага, тем меньше прирост MU каждого блага.

U

Q

Q

TU

4

5

1

0

0

MU

II-й закон Госсена (закон, объясняющий потребительское равновесие): MU при данных вкусах, ценах и доходах достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней потраченной денежной единицы на покупку какого-либо блага одинакова, независимо от того, на какое благо эта единица была израсходована:


Порядковый (ординалистский) подход.

Этот подход основывается на выстраивании комбинации благ по их предпочтительности.

Потребительские предпочтения – совокупность потребительских наборов 2-х товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

y

x

TU0

A

B

C

TU0 – кривая безразличия

x - товар

8

y – товар 2

4

2

1

2

5

Свойства кривых безразличия:

  1. Кривые не могут пересекаться. Каждая кривая соотвесттвует конкретному уровню полезности.

  2. Кривые имеют отрицательный наклон.

  3. Кривые, расположенные выше и правее, имеют большую полезность. А кривые, расположенные ниже и левее, – меньшую.

  4. При перемещении кривой слева направо она становится менее наклонной (пологой). Это объясняется убывающей нормой замещения 1-го товара другим.

y

Предельная норма замещения (MRS) показывает каким количеством данного товара потребитель готов пожертвовать ради увеличения количества другого товара на 1 единицу.

x

B

A

4

1

5

2

Бюджетная линия.

Бюджетная линия показывает возможные комбинации 2- благ, которые может позволить себе потребитель при заданных доходах и существующих ценах:


y

x

D

A

5

12

Наклон бюджетной линии измеряется в соотношении товара Y к изменению товара X:

Факторы, влияющие на положение бюджетной линии:

  1. Изменение дохода потребителя (при постоянных ценах).

  2. Изменение соотношения цен.

y

Бюджетная линия и кривые безразличия связаны следующим образом:

x

E

U0

D

Вывод: точка касания кривой безразличия с бюджетной линией (т.E) означает положение равновесия потребителя.

В точке E наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают:

Теория производства и издержек.

Фирма (предприятие) – субъект рыночной экономики.

Субъект рыночной экономики имеет экономические интересы и принимает экономические решения.

Основные субъекты экономики:

I. Домашнее хозяйство (люди с единым бюджетом).

Главные задачи:

  • производство и поставка на рынок экономических ресурсов

  • оптимальное использование бюджета в целях максимизации благосостояния


II. Фирмы.

Главные задачи:

  • производство товаров. Фирма – технологический способ рационального использования ресурсов.

Технология – сочетаемость ресурсов в определенной последовательности и определенных пропорциях для производства экономических благ.

  • фирма решает 2 экономические задачи:

  • задача на минимум (задача наилучшего использования ресурсов при минимуме затрат).

  • задача на максимум (задача на получение максимальной прибыли) – это главнейшая и конечная цель фирмы.

Эти две экономические задачи неразрывно связаны между собой.

Производственная функция и ее свойства.

Производство – процесс использования экономических ресурсов при определенной технологии организации производства для создания экономических благ.

Производственная функция:

  1. Описывает общие закономерности процесса производства для любой фирмы.

  2. Представляет собой максимальный объем производства, который может быть получен при использовании определенных технологий и тех или иных сочетаний вводимых экономически ресурсов:

Свойства производственной функции:

  1. Замещаемость ресурсов (технологически, в процессе производства, можно один и тот же ресурс заменить другим, но замещаемость неабсолютная).

K

L

Qx

B

A

20

10

1

3

Изокванта – экономическая кривая, показывающая определенный объем производства, который может быть произведен при том или ином сочетании экономических ресурсов.

Qx – объем производства

L и K – виды ресурсов (1-й и 2-й)

  • изокванты не пересекаются

  • изокванты, расположенные справа или слева (сверху или снизу) имеют различное значение

  • выпуклые изокванты имеют отрицательный наклон.