ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Предложение фирмы
P ATC
Q
∙
P (D)
MR
AVC
MC
∙
P0
A
MR = MC = P – какой объем продукции фирма поставляет на рынок
Объем производства (предложения) изменяется по условию: MR = MC.
Если цены на рынке растут, то MR смещается вверх. При уменьшении цены – MR смещается вниз. Цена может уменьшаться, пока не дойдет до AVC (P0), т.е. P = AVC.
Если MR выше AVC – фирма осуществляет производство, следовательно, MC – есть кривая предложения (D = S → MR = MC).
Точка пересечения спроса и предложения (A) является точкой максимизации прибыли или минимизации убытков.
Общий вывод: кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек до точки минимума AVC. При значениях цен, равных минимальному AVC и ниже фирма не будет осуществлять производство. При всех значениях МС выше минимума АVС, фирма осуществляет производство, поэтому кривая МС есть кривая предложения фирмы.
На рынке условие равновесия – это условия равенства спроса и предложения, а для фирмы условие равновесия – это равенство: MC = MR.
Поведение фирмы на рынке несовершенной конкуренции.
Чистая монополия.
Признаки чистой монополии:
На рыке присутствует 1 экономический субъект.
На данном рынке присутствует уникальный продукт.
Конкуренция отсутствует.
Существуют абсолютные барьеры для входа.
Информация о ценах и объемах – закрыта!
Единственный механизм установления цен – ценовая дискриминация (монополист устанавливает разные цены на одинаковый товар).
Условия ценообразования в чистой монополии:
Продавец должен контролировать процесс производства и цены.
Продавец назначает цену в зависимости от возможностей покупателей (для каждой группы населения разные цены).
Покупатель не должен перепродавать товар по более низким ценам. Монополист сам организовывает право перепродажи.
Правило максимизации прибыли для всех рыночных структур: MR=MC. В условиях совершенной конкуренции: Р=MR и P= MC, НО в условиях несовершенной конкуренции P и MR – разные вещи!
Фирма, находящаяся в условиях несовершенной конкуренции, продает свои товары по более высоким ценам, но производит меньше продукции.
Разновидности чистой монополии:
Искусственная монополия. В ее условиях возникают барьеры, которые могут быть устранены, но, при этом, препятствуют проникновению на рынок других фирм.
Барьеры: обладание лицензией (т.е. другие фирмы не имеют права производить определенные товары), квоты (позволяют закреплять долю рынка определенных ресурсов).
Естественная монополия. Когда издержки на производство и поставку товара и услуг одной фирмы оказываются более низки, чем совокупные издержки фирм конкурентов. В этом случае фирма обладает правом на естественный ресурс (например, ЖКХ).
Последствия возникновения монополий:
Максимизация прибыли при монополиях ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, и цена продукта тоже ниже (ресурсы используются неэффективно).
Монополия не имеет экономических стимулов для снижения издержек.
Фирмы-монополии тратят ресурсы для сохранения и укрепления барьеров, поэтому другие фирмы не могут в определенную отрасль.
Монополистическая конкуренция.
Это модель, при которой достаточно большое число фирм производит дифференцированную продукцию. Каждая фирма стремится занять ключевой сектор на рынке.
Неценовая конкуренция – реклама, торговая марка.
Олигополия.
В ней действуют не менее двух фирм, 2 продавца-2 покупателя.
Здесь существуют фирмы-лидеры, которые занимаются производством особо выделяемых видов продукции.
Фирмы олигополии производят однородную продукцию. Они способствуют научно-техническому прогрессу, это позволяет им иметь разнообразную и более качественную продукцию, чем на конкурентных рынках.
Фирмы олигополии повторяют общие принципы поведения фирм-монополистов (цена выше при низком объеме производства).
Альтернативная точка зрения: издержки на олигополистических рынках, благодаря научно-техническому прогрессу, более низкие, чем на конкурентных рынках.
Механизм рынков экономических ресурсов.
Функции:
Стимулирует стремление фирм на использование низких затрат ресурсов.
Определяет, кто будет потребителем товаров и услуг. Это связано с тем, что доход выступает платой продавцов за ресурсы.
Формирует ценовые сигналы. Ориентируясь на цены, продавцы и покупатели выстраивают свои отношения.
Особенности:
В качестве покупателей ресурсов выступает фирма, а продавцы – домашние хозяйства.
Структура этих рынков является однотипной к другим рынкам. Это значит, что здесь действуют те же правила, что и на товарных рынках.
Особенности спроса на рынке экономических ресурсов.
Спрос всегда является вторичным или производным (вторичный спрос означает, что спрос на ресурсы зависит от спроса на товары, производящиеся с помощью этих ресурсов).
Спрос формируется предпринимателями (фирмами).
Изменение спроса на ресурсы зависит от изменения цен на сопряженные ресурсы, которые могут быть и взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.
Спрос на ресурсы отражает тесную связь с тем, каковы производительность труда и на эти ресурсы.
Спрос на этих рынках будет определяться эластичностью спроса на ресурсы (реакция на изменение цены ресурса). Она зависит от:
на нее влияет эластичность спроса на товары и услуги
невозможность взаимозамещения ресурсов (если существует возможность замены одного ресурса другим, то эластичность будет выше)
размер расходов фирм на покупку ресурсов (чем больше удельный вес затрат, тем более эластичен будет спрос на ресурсы)
Правило, определяющее условия использования ресурсов:
Q
L
S = MRC
MPL
∙
A
–денежная оценка продукта переменного фактора.
В точке A выполняется условие:
Любая кривая спроса на ресурс есть кривая его производительности.
Любая единица ресурса покупается по одной цене (S = MRC)
Особенности предложения ресурсов.
Ресурсы обладают редкостью, поэтому ограничено и предложение. Ресурсы ограничены по отношению к особенностям производства.
Ресурсы разную эластичность:
абсолютная ограниченность (абсолютная неэластичность) проявляется на тех ресурсах, которые имеют монопольный характер
на конкурентных рынках покупатель воспринимает цену как неизменную (абсолютная эластичность предложения)
Формируется правило минимизации издержек: (фирма будет использовать разное сочетание ресурсов до тех пор, пока не выровняет отношение предельного продукта ресурсов и их цену).
Рынок труда и его структура.
Рынок труда – сфера экономических отношений между работниками и работодателями по поводу купли/продажи рабочей силы и ее цены (заработной платы).
Необходимы следующие условия для функционирования этого рынка:
Должны быть свобода выбора деятельности и свобода конкурентных отношений. Это должно быть регламентировано нормами (правовая регламентация).
Должно существовать единое экономическое пространство (рынки не могут быть поделены).
Наличие определенных социально-экономических условий в виде:
свободного рынка жилья
отсутствия ограничения на размер заработной платы (речь идет о верхней границе)
На этом рынке действуют:
Продавцы рабочей силы (работники), они предлагают рабочую силу.
Работодатели (фирмы), которые определяют спрос.
Профсоюзы, определяющие интересы продавцов рабочей силы.
Государство, которое контролирует действия остальных субъектов. Оно обеспечивает баланс интересов между остальными субъектами.
Структура рынка труда:
Существует спрос на рабочую силу (потребность фирм в рабочей силе определяют профессию и квалификацию работников).
Предложение рабочей силы проявляется в определенном количестве работников, которые готовы продавать свой труд и желают получать заработную плату.
Заработная плата как цена ресурса (труда). Условие формирование заработной платы – конкуренция со стороны факторов спроса и предложения.
Особенности труда как ресурса.
Спрос:
формирование спроса на труд всегда осуществляется на уровне отдельной фирмы
спрос на труд зависит от спроса на товары, также зависит от производительности труда
зависит от цен на капитал и капиталовооружение труда
Предложение:
складывается на уровне отрасли или на уровне экономики в целом
зависит от численности населения (от доли трудоспособного населения)
определяется размером заработной платы
зависит от наличия профсоюзов в отрасли и обществе в целом
Полиструктурность:
конкурентный рынок (невозможно контролировать заработную плату)
рынок монопсонии (покупатель имеет возможность формировать заработную плату)
модель профсоюзов (существует коллективная продажа рабочей силы)
Заработная плата на рынке труда.
В экономической теории заработная плата рассматривается как цена труда (цена особого ресурса), поэтому ее формируют рыночные факторы, т.е. факторы спроса и предложения труда.
Она выступает как доход для домашних хозяйств (заработная плата – способ существования работника).
Главная функция – обеспечение условий воспроизводства рабочей силы.
Количественная заработная плата определяется количеством работников, предусматривает условия существования работника, условия воспроизводства его семьи и условия воспроизводства его способностей к труду.
Прожиточный минимум – минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в определенной стране. Это нижняя граница заработной платы. Верхняя граница – средняя норма прибыли на капитал. Она будет определяться конкурентными условиями на рынке труда.
Формы заработной платы:
Повременная. Оплата за единицу времени.
Сдельная (поштучная). Плата за единицу выполненной работы.
Проблема дифференциации заработной платы.
Процесс труда неоднороден. Он предполагает, что существуют разные условия труда, разная степень профессиональных возможностей.
Разница оплаты труда объясняется различным уровнем сложности труда (от этого зависит количество заработной платы).
Проблема внутренней наполняемости заработной платы.
Номинальная заработная плата – это количество денег, которое получает работник за свой труд.
Со временем, покупательская способность заработной платы может снижаться.
Реальная заработная плата – то количество товаров и услуг, которое может приобретать работник за свою номинальную заработную плату.
Уровень налогообложения – фактор, влияющий на заработную плату.