ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
11.3. Инвестиционный климат стран и его оценка
Направление потоков прямых иностранных инвестиций в мире в значительной степени определяет инвестиционный климат стран.
По определению Всемирного банка, инвестиционный климат — это набор локальных факторов, формирующих возможности и стимулы фирм к производительному инвестированию, созданию новых рабочих мест и расширению масштабов деятельности.
При этом все факторы можно разделить на две группы:
(1) факторы, поддающиеся регулированию со стороны государства;
(2) факторы, не поддающиеся или поддающиеся слабому регулированию.
Эти две группы факторов определяют затраты, риски и барьеры на пути конкуренции, с которыми сталкиваются фирмы в процессе реализации инвестиционных решений. Схема инвестиционного климата представлена на рис. 11.3.
На рисунке 11.4 представлена классификация рейтинговых методик измерения инвестиционного климата стран мира, разработанных и используемых международными экономическими организациями, консалтинговыми агентствами и др.
Рейтинговые методики измерения инвестиционного климата стран, составляемые международными организациями и консалтинговыми агентствами, могут быть разделены на две группы:
(1) ориентированные на комплексную оценку инвестиционного климата как многопланового явления. К данной группе относятся многочисленные рейтинги странового риска, составляемые, как правило, крупными консалтинговыми компаниями (Global Insight, PRS Group и др.) и аналитическими агентствами (Euromoney Institutional Investor, Economist Intelligence Unit), также рейтинг инвестиционной привлекательности А. Т. Kearney;
(2) направленные на оценку составляющих инвестиционного климата. В их основе лежит предположение, что инвестиционная привлекательность страны зависит от исследуемого явления (от уровня коррупции, степени экономической свободы, качества государственного управления и др.).
Рис. 11.4. Классификация рейтинговых методик оценки инвестиционного климата стран мира
11.4. Положение стран в рейтингах инвестиционного климата
А.Т. Kearney, одна из крупнейших консалтинговых фирм в мире, составляет рейтинг инвестиционной привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций на основе соответствующего индекса (FDI Confidence Index). Индекс инвестиционной привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций составляется на основе первичных данных, полученных в результате опросов генеральных директоров ведущих корпораций мира. Участвующие в опросе компании представляют 60 стран мира в 17 секторах экономики на всех континентах. Для составления рейтинга руководителям, участвующим в опросе, задается вопрос: «Будет ли ваша организация инвестировать в другие страны в ближайшие 1—3 года? Если да, то к каким странам есть интерес, а к каким он отсутствует». Респонденты оценивают привлекательность страны в баллах от 0 (полное отсутствие интереса) до 3 (высокий интерес). Индекс рассчитывается как средневзвешенное число высокого (3 балла), среднего (2 балла) и низкого желания (1 балл) вложения прямых иностранных инвестиций в какую-либо экономику в ближайшие три года. В индексе не учитывается мнение потенциальных инвесторов из страны, инвестиционную привлекательность которой оценивают.
На рисунке 11.5 показаны десять стран, наиболее привлекательных для притока иностранных инвестиций.
В 2007 г. инвесторы были оптимистичны относительно возможностей развивающихся рынков. Китай и Индия занимают первые два места в рейтинге инвестиционной привлекательности FDI Confidence Index. В то время как Китай — это уже традиционный выбор для азиатских инвесторов, Индия привлекает значительное количество инвесторов со всего мира, завоевывая интерес таких компаний, как IBM, General Motors, Nokia.
Шесть стран из первых десяти — развивающиеся экономики. Россия, страна с переходной экономикой по классификации ООН, также входит в первую десятку, но ее инвестиционная привлекательность снизилась по сравнению с предыдущим периодом. Среди развитых стран США остаются лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Для того чтобы инвесторам решить, где размещать свой капитал, они должны оценить стабильность страны — экономическую, политическую, социальную, экологическую. На рисунке 11.6 представлены наиболее важные, по мнению инвесторов, угрозы в современной экономике (до глобального финансового кризиса).
( ) — место в рейтинге инвестиционной привлекательности стран для ПИИ в 2005 г.
Рис. 11.5. Наиболее привлекательные страны (группы стран) для прямых иностранных инвестиций в 2007 г.1
Широкомасштабные исследования показывают, что в страны, считающиеся коррумпированными, направляется меньше иностранных инвестиций, что уменьшает их шансы на процветание. Международная неправительственная организация Transparency International рассчитывает индекс восприятия коррупции (ИВК, Corruption Perception Index — CPI) и на его основе составляет рейтинг стран по уровню коррупции. Индекс рассчитывается на основе данных из 14 отчетов, полученных от 12 независимых институтов. Все данные содержат информацию о распространенности коррупции (частота или размер взяток) среди государственных служащих и политиков. В качестве еще одного источника информации используются результаты экспертных опросов. Значения индекса восприятия коррупции изменяются от 0 до 10, чем выше значения индекса, тем ниже уровень коррупции в исследуемой стране. В таблице 11.4 представлен рейтинг некоторых стран по индексу восприятия коррупции в 2009 г.
Рис. 11.6. Наиболее явные угрозы экономической стабильности мира
Таблица 11.4. Индекс |
восприятия коррупции стран мира |
в 2009 г. |
|||
№ п/п |
Страна / Территория |
Балл ИВК 2009 |
№ п/п |
Страна |
Балл ИВК 2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Новая Зеландия |
9,4 |
143 |
Непал |
2,3 |
2 |
Дания |
9,3 |
146 |
Камерун |
2,2 |
3 |
Сингапур |
9,2 |
146 |
Эквадор |
2,2 |
3 |
Швеция |
9,2 |
146 |
Кения |
2,2 |
5 |
Швейцария |
9,0 |
146 |
Россия |
2,2 |
6 |
Финляндия |
8,9 |
146 |
Сьерра-Леоне |
2,2 |
6 |
Нидерланды |
8,9 |
146 |
Тимор-Лешти |
2,2 |
8 |
Австралия |
8,7 |
146 |
Украина |
2,2 |
8 |
Канада |
8,7 |
146 |
Зимбабве |
2,2 |
10 |
Исландия |
8,7 |
154 |
Кот-д'Ивуар |
2,1 |
11 |
Норвегия |
8,6 |
154 |
Папуа — Новая Гвинея |
2Д |
12 |
Гонконг |
8,2 |
154 |
Парагвай |
2,1 |
Окончание табл. 11.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
Люксембург |
8,2 |
154 |
Йемен |
2,1 |
14 |
Германия |
8,0 |
158 |
Камбоджа |
2,0 |
14 |
Ирландия |
8,0 |
158 |
Центрально-Африканская Республика |
2,0 |
16 |
Австрия |
7,9 |
158 |
Лаос |
2,0 |
17 |
Япония |
7,7 |
158 |
Таджикистан |
2,0 |
17 |
Великобритания |
7,7 |
162 |
Ангола |
1,9 |
19 |
США |
7,5 |
162 |
Демократическая Республика Конго |
1,9 |
20 |
Барбадос |
7,3 |
162 |
Республика Конго |
1,9 |
55 |
Южно-Африканская Республика |
4,7 |
178 |
Мьянма |
1,4 |
79 |
Китай |
3,6 |
179 |
Афганистан |
1,3 |
84 |
Индия |
3,4 |
180 |
Сомали |
1,1 |
Источник данных: Corruption Perception tional, 2009 // http://www.transparency.org
Index 2009. Transparency Interna-
11.5. Инвестиционный имидж стран
На движение прямых иностранных инвестиций влияние оказывает не только инвестиционный климат стран, но и их инвестиционный имидж.
Под инвестиционным имиджем понимается комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов.
Также можно привести определение, в котором
инвестиционный имидж рассматривается как выражение инвестиционного климата, складывающееся под воздействием проводимых внутри страны и за рубежом мер поощрения или ограничения притока инвестиций и создания условий для осуществления инвестиционной деятельности.
Условия для осуществления инвестиций (инвестиционный климат) не всегда соответствуют их восприятию инвесторами. Характеристика возможных ситуаций соотношения между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем представлена в табл. 11.5.
Таблица 11.5. Соотношение инвестиционного климата и инвестиционного имиджа
Соотношение инвестиционного климата и инвестиционного имиджа страны |
Характеристика ситуации |
Случай 1.1. Благоприятный инвестиционный климат соответствует благоприятному инвестиционному имиджу |
Это ситуация, характерная для большинства экономически развитых стран. Поддержание имиджа требует постоянных расходов |
Случай 1.2. Инвестиционный климат лучше инвестиционного имиджа |
Данная ситуация обычно обусловлена плохой информацией (которая является неполной и (или) неадекватной, вводящей в заблуждение) о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны (региона) в целом. Подобная ситуация, к примеру, характерна для ряда российских регионов, обладающих неплохими условиями инвестирования, о которых иностранные инвесторы плохо осведомлены. Целенаправленные действия по созданию и поддержанию благоприятного инвестиционного климата будут иметь максимальную долгосрочную отдачу |
Случай 2.1. Позитивный инвестиционный имидж при неблагоприятном инвестиционном климате |
Данная ситуация возможна в результате государственных акций по привлечению иностранных инвесторов при недостаточном внимании к улучшению реального положения дел. В долгосрочном плане данная ситуация приведет к резкому падению инвестиционного имиджа ниже его объективного уровня (эффект обманутых ожиданий) |
Случай 2.2. Неблагоприятным является как инвестиционный климат, так и инвестиционный имидж |
В этих условиях в первую очередь нужно направлять основные усилия не столько на создание благоприятного имиджа, сколько на улучшение инвестиционного климата |