ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 560
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
3. Формировать первоначальные образные, эмоционально- окрашенные представления об окружающем мире, о мире людей, природе и вещей.
4. Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.
5. Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.
6. Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
7. Выявлять и развивать творческие способности каждого ребенка.
8. Осуществлять психофизическое оздоровление детей, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.
9. Знакомить детей с шедеврами танцевального искусства.
Структура
Данная образовательная программа построена на основе изучения четырех видов русского народного танца. В каждом классе изучаются эти виды танца, с каждым годом на более глубоком, серьезном уровне:
Хоровод.
Сольная пляска.
Массовая пляска, перепляс.
Кадриль, полька.
В соответствии с комплексной эколого-художественной системой “Русская традиционная художественная культура” в каждом классе изучается один вид танца как основной:
1 класс – полька,
2 класс – хоровод,
3 класс – кадриль,
4 класс - массовая пляска, сольный танец, танцы народов мира.
В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей.
Первый год обучения пронизан сквозной темой “Земля моих предков”. Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создает небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Второй год обучения - сквозная тема “Русь изначальная”. Хореографический материал базируется на древнейших видах русских народных танцев: пляски - игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т. д.). На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.
Третий год обучения пронизан темой “На святой Руси”. Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развернутого вида.
Сквозная тема четвертого года обучения - “Россия в зеркале мировой художественной культуры”. В задачи этого года входит знакомство детей с танцами народов мира. Изучается более трудный технически хореографический материал. Дети творят на базе всего пройденного материала.
Занятия по хореографии развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога, печаль и т. д.).
Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения (“рыбка”, “полушпагат”, “лодочка”, “мостик” и т. д.).
4. Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
5. Творческие способности - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные “па”.
6. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
7. Память - способность запоминать музыку и движения.
Тематический план
№ пп |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
“Плывет Лебедушка” (хороводы на Руси):
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс - орнаментальный 2 класс - орнаментальный 3 класс - игровой |
27
|
1 1 1 |
8 8 8
18 18 18 |
2. |
“Плясать - душу открывать” (одиночная пляска):
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс |
18 |
1 1 1 |
5 5 5
12 12 12 |
3. |
“Ногам работа - душе праздник” (перепляс):
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс |
30 |
1 1 1 |
9 9 9
20 20 20 |
4.
|
“Закружилась русская кадриль” (кадрили, польки):
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс
1 класс 2 класс 3 класс
|
21 |
1 1 1 |
6 6 6
14 14 14 |
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
I класс
Раздел I. Родина любимая
Пластические картинки, зарисовки и этюды
«Овощи в корзинке». Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
«Грибы на полянке». П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».
«Богатства земли». П. Чайковский «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года».
«Сбор урожая». П. Чайковский «Охота» (сентябрь) из цикла «Времена года».
«Жители сказочного леса». А. Лядова «Баба Яга» соч.56.
Основа классического танца
Классические позиции рук (подготовительная позиция, 1, 2, 3).
Позиции ног (свободные I, II).
Партерная гимнастика.
Экзерсис у станка.
Demi-plies по I, II свободным позициям.
Battements tendus по I свободной позиции в сторону, вперед, назад.
Battements tendus jetes по I свободной позиции в сторону, вперед, назад.
Temps releves по I, II свободным позициям c demi-plie и без demi-plie (на двух ногах).
«Елочка».
«Гармошка» с demi-plie.
Temps releves no I, II свободным позициям, по I, II прямым позициям с demi-plie и без demi-plie (на двух ногах).
Экзерсис на середине зала
Port de bras (упражнения для рук на основе классических позиций).
Бытовые и танцевальные шаги.
Allegro
Temps saute по I свободной позиции.
Трамплинные прыжки.
Подскоки (на месте, с продвижением вперед, с продвижением назад, вокруг себя).
Галоп.
Легкий бег.
Pas польки вперед.
Бег с высоко поднятыми коленями.
Бег с выбрасыванием ног вперед на 45 .
Раздел 2. Душа России
Пластические картинки, зарисовки и этюды
1. «Вальс осенних листьев». Г. Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».
2. «Веет свежий ветерок». П. Чайковский «Итальянская песня» из «Детского альбома».
3. «Буря мглою небо кроет». П. Чайковский «Зимняя дорога».
4. «Веселые снежинки». П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».