ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
Хоровод-игра «Завивайся, капустка» (нотное приложение 20) относится к играм весенне-летнего периода, но, при необходимости, может исполняться и в ряде музыкальных картин на празднике «Осенин».
Напомним набор традиционных хореографических фигур к хороводу:
движение по кругу (по одному, парами);
«солнце» (движение по кругу от центра «лучами», по часовой стрелке);
«змейка»;
«улитка»;
«ручеек»;
«плетень» (замкнутый руками круг; кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной половины круга, затягивая за собой остальных, и так – до «заплетения»).
Если напев исполняется одноголосно, то каждая мелодическая фраза повторяет начальную. Если двухголосно, то вокальная партия нижнего голоса исполняется на одном остинатно повторяемом звуке («ми»), а верхний голос – на звук соседних по расположению звуках («ля-соль»).
Мы предлагаем инструментованный вариант этого напева с гармонизацией, вследствие чего изменяется нижний голос.
При каждом новом повторе начальной мелодической фразы вступает новый инструмент. Предлагаемый фрагмент может быть продолжен – «подхвачен» другими инструментами (например, аккордеоном в другом регистре).
По выбору руководителя напев можно исполнить как с инструментальным сопровождением, так и без него.
Раздел 2. Воздух
Птица счастья
Русская народная песенка «Дроздок».
В нисходящем постепенном движении мелодии песенки «Дроздок»(см. нотное приложение 21) встречается фа-диез. Учащимся следует предложить два варианта ее исполнения на струнных инструментах – с использованием открытой струны и без нее. Например, домра: 1. 20 33 32 30
2. 3533 32 30
Полет фантазии
Русская народная песня «Метелица»
Первые музыкальные занятия, посвященные зимней тематике, могут содержать в себе ряд заданий творческого характера – импровизации на заданную тему, досочинение музыкального фрагмента, сочинение партий ударных и шумовых инструментов к заданной мелодии и т. п.
Импровизация является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Но для плодотворного сочинительства и выражения собственных музыкальных фантазий учащиеся должны обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков игры на том или ином инструменте. Например, успешное исполнение в ансамбле предложенных ранее в данном методическом пособии произведений вполне потенциально подготавливает ребенка к самостоятельному сочинительству одноголосной мелодии на заданную тему. Передать какие-то колористические особенности завывания вьюги, кружение снежинок и т. п., на музыкальном языке можно используя ряд новых для детей исполнительских приемов, таких как глиссандо (на гитаре, ксилофоне, домре, балалайке, баяне, аккордеоне и т. д.), изменение воздушного столба при игре на свирели (на первом этапе даже не закрывая отверстий, чтобы ребенок понял, что воздушная струя может быть постоянной или меняться) и т. п.
Использование всего многообразия исполнительных приемов игры на ударных и шумовых инструментах позволяет значительно расширить рамки детских представлений о них и озвучивать целый ряд явлений различного характера (звон бубенцов и цоканье копыт скачущей лошади, шаги сказочного персонажа, треск льда на реке и т.д.) без сопровождения звуковысотных инструментов.
В предлагаемой инструментовке «Метелицы»(см. нотное приложение 22) удары бубна на слабую долю такта можно заменить звоном треугольника (в 1 части) и бубна (во 2 части), предоставив разобрать данный вариант озвучивания детям. Отдельного разучивания требует партия аккордеона (шестнадцатые) и балалаек (скользящий или одновременный удар большим пальцем правой руки по всем струнам).
Полет фантазии
Тиличеева Е. Детская песенка «Снегири».
Тиличеева Е. Детская песенка «Вьюга».
При исполнении детской песенки Е. Тиличеевой «Снегири»можно использовать глиняные свистульки-птички. Ритмический рисунок свиста при этом может быть идентичен вокальной партии или самостоятелен (придуман детьми). Такое сочетание наглядности или импровизации очень нравится детям и стимулирует их интерес к изучаемому, а инструментовка обогащается в тембральном отношении. Постепенное восходящее движение мелодии на данном этапе обучения не представляет трудности для учащихся. Особое внимание следует уделить впервые встречающемуся здесь си-бемолю и показать его на всех инструментах.
«Снегири»
(см. нотное приложение 23)
Поскорее посмотри:
За окошком снегири.
Видно их и сквозь пургу:
Словно яблоки в снегу.
В инструментовке детской песенки «Вьюга»наибольшую сложность при первом знакомстве с инструментом представляет партия свирели и аккомпанемент на сильные доли такта в партии домры-малой. Они, а также скачок на кварту при первом проведении темы у аккордеона, требуют отдельного разучивания. Не обязательно сразу сопровождать игру пением. Первый раз дети могут спеть песню под аккомпанемент руководителя ансамбля, а затем сыграть сами.
«Вьюга»
(см. нотное приложение 24)
Вьюга злится за дверями, То завоет меж кустами,
Окна снегом обдает. То в калитку запоет.
Полет фантазии
Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
В русской народной песне «Как на тоненький ледок»(см. нотное приложение 25) партия балалайки-примы исполняется приемом бряцание (удар указательным пальцем правой руки вверх-вниз по всем струнам). Партия домры-малой – пиццикато или медиатром. Партию баяна можно разделить на два пульта по одному такту или левой рукой сыграет учитель, правой – ученик.
5. Душа народа
Русская народная песня «Лучина».
«Пойду ль я, выйду ль я».
Мелодию игровой, масленичной песни «Лучина»в предлагаемой инструментовке исполняют баян и струнные, аккомпанемент с различным ритмическим рисунком – группа ударных и шумовых инструментов.
Мелодию в партиях домры и балалайки правильнее сыграть на третьей закрытой струне: 35 34 35 34 35 30
Для быстроты разучивания очень удобна предлагаемая «перекличка» – поочередное прохождение темы у домр и балалаек.
Выделенный пунктирными линиями аккомпанемент на одной нотке можно доверить отдельной, начинающей группе исполнителей-струнников и играть с начала до конца произведения.
Партию каждого из ударных инструментов необходимо изучить сначала отдельно, а затем соединить с солирующей группой ансамбля.
Важно проследить, чтобы весь аккомпанемент не заглушал мелодии.
«Лучина»
(см. нотное приложение 26)
Лучина, лучина, я тебя сушила.
Гори, гори ярко, приедет Захарка.
На сивке, на бурке, на вещем каурке.
Сенька-везенька, вези меня на палке,
Сенька-везенька, вези меня на палке,
А сам иди пешком, перевертышком!
В инструментовке русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»мелодию исполняют домра-малая и баян. У остальных инструментов – аккомпанемент на слабые доли такта. Самая простая партия – на одном звуке – у гармоники, написана для начинающего исполнителя. Более сложные – аккомпанемент терциями и квартами – у баяна, и двойными нотами – у балалайки-примы. Они требуют отдельного, внимательного разучивания.
При повторе всей пьесы тему можно «провести» в басу, исполнив ее левой рукой на баяне или домре-, балалайке-бас.
«Пойду ль я, выйду ль я»
(см. нотное приложение 27)
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во доль, во долинушку, да,
Во доль, во широкую.
Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягоду, да,
С винограда винную.
То ли мне не ягода, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.