ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 730
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Гуашь, кисть, бумага.
Тема 4. Осеннее покрывало матушки-Земли
Пейзаж в декоративной композиции, его особенности. Использование обобщенных форм в декоративной живописи. Простейшие формы стилизации.
Изображение осеннего мотива (по воображению), в котором собраны в одной композиции разнообразные «дары» осени в том виде, в каком их можно увидеть в природе (на деревьях - плоды, ягоды, на земле - овощи, грибы и т. д.). Работа может выполнена в технике аппликации.
Акварель, кисть, бумага или цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 5. Скатерть-самобранка земли русской
Натюрморт как жанр живописи. Законы построения натюрморта. Этапы работы над натюрмортом и строения предметов, составляющих натюрморт.
Изображение натюрморта с «дарами» осени (работа с натуры или по воображению). Компоновка предметов в натюрморте. Прорисовка основных составляющих натюрморта.
Карандаш, бумага.
Тема 6. Яркие краски осенних даров
Живописное решение натюрморта. Основные законы цветоведения. Понятие тона в живописной работе.
Завершение работы над натюрмортом. Живописное решение.
Карандашный рисунок, гуашь, кисти.
Тема 7. Цвета Земли-матушки в русской братине. Искусство Хохломы
Народное декоративно-прикладное искусство, пришедшее к нам из глубины веков. Какой смысл вкладывался русскими мастерами в изготовление необычной по форме хохломской посуды?
Изготовление с натуры хохломской братины. Прорисовка формы предмета и основных элементов украшений. Живописное решение с соблюдением основных законов хохломской росписи.
Гуашь, бумага, кисть.
Тема 8. Колыбельная для Земли-матушки
Пастель - материал художника-живописца. Основные выразительные свойства пастели, специфика работы пастелью.
Изображение в пейзаже засыпающей природы. Использование в работе таких выразительных средств графики, как линии, штрих и тушевка.
Пастель, тонированная бумага.
Раздел 2. Мифы о небесном мире (14 часов, 7 занятий)
В гостях у художников-графиков. Дыхание старины глубокой
Тема 1. Зимний ветер
Графика как один из видов изобразительного искусства, его особенности. Штрих - выразительное средство художника-графика. Понятие фактуры.
Изображение зимнего леса с гнущимися от ветра деревьями и кустарниками. Основной способ работы - штриховка.
Карандаш, бумага.
Тема 2. Заоблачные дали
Мел, уголь, сангина - материалы художника-графика. Особенности их использования в графических работах. Штрих и тушевка - выразительные средства графики.
Работа по воображению. Изображение мягких, легких облаков и стоящих на них воздушных замков. Способ работы - линия, штрих, шушевка.
Пастель, цветные мелки, уголь, сангина, бумага.
Тема 3. «Святые горы» в облаках
Тушь - материал художника-графика. Линия, характер линии - выразительные средства в графической работе. Использование литературного материала о Святогоре-богатыре.
Изображение декоративной композиции, построенной на контрастах разных по характеру линий. Для изображения «Святых гор» - острая, резкая, жесткая линия, для изображения облаков - мягкая, легкая.
Тушь, перо, бумага.
Тема 4. Птица Сирин в славянской мифологии
Линия, ритм линий в графике. Ритмичное чередование линий в декоративном искусстве. Возможности использования ритмично чередующихся образов в изображении сказочных персонажей.
Изображение сказочного образа птицы Сирин с использованием ритмично чередующихся линий в декоре (украшение перьев, крыльев, хохолка и т.д.)
Гуашь, бумага, палочка для процарапывания.
Тема 5. «Ветер, ветер, ты могуч...»
Понятие тона в графике. Значение тона в выявлении художественного образа. Способы усиления и ослабления тона в графической работе.
Создание олицетворенного художественного образа «могучего ветра» с помощью черно-серо-белой аппликации из газетной бумаги. Передача всех тоновых границ и нюансов, необходимых для читаемости образа.
Газеты, белая бумага, ножницы, клей.
Тема 6. «Давным-давно…»
Гравюра, ее особенности. Виды гравюры. Пятно - выразительное средство художника-графика. Ритм пятен. Гравюра на картоне - простейший вид гравюры. Технология создания графического произведения в технике гравюры на картоне.
Изображение старинной русской деревни в виде отдельно стоящих деревянных бревенчатых изб на фоне белого снега. Дополнение композиции деталями, необходимыми для ее цельного восприятия. Чередование отдельно стоящих изб и других деталей композиции должно задавать в работе определенный ритм.
Картон, ножницы, клей.
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Поздравительная открытка - вид графического искусства. Специфика оформления поздравительной открытки. Новогодние открытки, их особенности. Какие материалы может использовать художник-график для оформления эскиза новогодней открытки?
Оформление новогодней открытки. Компоновка декоративных элементов в заданной форме. Подбор цветовой гаммы для заливки фона, соответствующего настроению праздника.
Восковые мелки, акварель, кисти, бумага, ножницы, клей.
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Огонь, прошедший через века. В гостях у художников-скульпторов.
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Зарождение скульптуры как искусства. Материалы и инструменты скульптора. Традиционная праздничная скульптура в быту древних славян (святочное печенье - козули).
Изготовление декоративных скульптур в виде птиц и зверей по мотивам святочного печенья.
Соленое тесто, стеки.
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
О чем рассказывали бабушки внукам в холодные зимние вечера. Сказки об огне. Рельеф в скульптуре. Понятие рельефа, его отличие от круглой скульптуры. Последовательность работы над созданием декоративного рельефного изображения.
Иллюстрирование мифа о славянском боге Солнца. Создание декоративного рельефа на полоске картона, покрытого тонким слоем пластилина. Растительный мотив или сказочный образ бога Солнца, его декорирование с помощью растительных элементов.
Полоска картона, покрытого тонким слоем пластилина, пластилин, стеки.
Тема 3. Духи добрые и злые
Рассказ о том, кто за печкой живет, а на глаза не показывается. Домовой - хранитель домашнего очага. Образ доброго духа. Портрет в скульптуре. Последовательность работы над скульптурным портретом.
Изображение образа домового. Передача обобщенных пропорций головы человека. Видоизменение пропорций для создания характерного образа. Декорирование изображения деталями, подчеркивающими характер образа.
Глина, стеки, вода.
Тема 4. Огонь коварства. Злые духи
Разные представления огня в жизни, литературе и искусстве. Портрет-маска - вид декоративной скульптуры. Техника папье-маше. Последовательность работы над созданием маски в технике папье-маше. Портрет в рельефном изображении.
Начало работы над портретом-маской. Материал для изображения - сказочный герой, злой дух (дракон, Змей-Горыныч и т. д.). Изготовление форм маски из пластилина. Обклеивание маски бумагой.
Пластилин, клейстер, тонкая бумага, газеты.
Тема 5. Огонь коварства. Злые духи.
Цветовое решение портрета-маски. Как цвет может подчеркивать характер декоративного образа.
Завершение работы по созданию маски. Грунтовка водоэмульсионной краской, грунтовка.
Белила, гуашь, кисть, готовая маска.
Тема 6. Огонь души человеческой. Русский богатырь
Бумага - материал художника-скульптора. Рельефное изображение из бумаги.
Создание образа русского богатыря путем конструирования из полос белой бумаги. Декоративный рельеф.
Полосы белой бумаги, клей, бумага для основы.
Тема 7. Василиса Прекрасная
Женский образ в круглой скульптуре. Последовательность работы над созданием портрета.
Скульптурное изображение обобщенного женского образа в портрете. Украшение готового портрета убранством русской красавицы.
Глина, стеки, вода.
Тема 8. Как огонь мастеру помог
Народная игрушка - вид декоративной скульптуры. Каргопольский Полкан. Полулюди-полузвери в искусстве древних мастеров. Символичность русской народной игрушки. Основные формы и пропорции.
Лепка каргопольской глиняной игрушки Полкана. Грамотное поэтапное выполнение всех основных элементов формы.
Глина, стеки, вода.
Тема 9. Каргопольский Полкан - вестник Солнца
Символичность народной росписи. Значение украшений-символов на древней русской игрушке. Основные формы и цветовая гамма.
Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Выполнение основных элементов каргопольской росписи на листе бумаги. Роспись игрушки.
Гуашь, бумага, кисть.
Тема 10. Закликание весны
Весеннее печенье - тетерки. Символы Солнца в русской выпечке. Искусство в каждом доме - талант народа. Законы замкнутой композиции в весеннем печенье.
Изготовление образцов весеннего печенья с соблюдением законов ритма и симметрии в декоративной замкнутой композиции. Образцы печенья приготавливаются из тоненьких «колбасок» соленого теста или пластилина.
Пластилин или соленое тесто, вода.