Файл: Зеленоград. Русская культура. Сборник программ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 3056

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Мелодию после каждого периода мы удвоили в терцию, этот же прием можно использовать и при вокальном исполнении мелодии.

Небольшую сложность представляет собой аккомпанирующая партия бубна, исполнение которой можно доверить только музыканту с хорошим чувством ритма и опытом игры на слабые доли такта (на счет «и»). Если это не получится, бубен может дублировать мелодию вместе с ложками и трещотками.


Хоровод-игра «а у нас огород»

(см. нотное приложение 10)

А у нас огород, огород,

В огороде растут огурцы.

И у нас огород, огород,

И у нас огурцы, огурцы.

Есть у нас и морковь и салат,

И свеколка у нас неплоха.

И у нас есть морковь и салат,

И петрушка у нас неплоха.

И капусты у нас две гряды,

Да горошка зато ни стручка.

И у нас две с капустой гряды,

Только нету лучка ни пучка.

Приходите, лучку вам дадим,

Угостим вас лучком молодым.

И мы вас хоть сейчас угостим

Сладким, сладким горошком своим.

Будем вместе полоть огород,

Будем вместе водить хоровод.

Будут грядки тогда зеленей,

Будут песни тогда веселей.

На примере басовой партии русской народной песни «Как под горкой, подгорой»(см. нотное приложение 11) легко обучить детей игре на открытых струнах гитары, подписав их цифровые обозначения. В данном случае используются только три нижних струны, на которых игра ведется большим пальцем правой руки.

Мелодию можно сначала пропеть, а затем сыграть на балалайке (10 12 14 15 14 12 10 ), домре (20 22 24 10 24 22 20 ) или ксилофоне в ансамбле с гитарой.

Песню «За грибами» можно исполнять как инструментальную пьесу или сопровождать игру пением. Подобная партитура расписывается по партиям и разучивается сначала с каждым ребенком в отдельности. При этом учитель может исполнять только партию баяна левой рукой. Партия гитары состоит из двух нот, исполняемых на закрытых струнах (63 53), чередующихся с паузами, поэтому необходимо вести счет в размере четыре четверти (1 – игра, 2 – пауза, 3 – игра, 4 – пауза).

Самый простой вариант этой партитуры в исполнении может представлять собой одну ноту в партии каждого участника ансамбля, а выбранный дирижер показывает вступления. Возможности использования в данной пьесе ударных и шумовых инструментов рассматриваются детьми по их выбору.

«За грибами»

(см. нотное приложение 12)

За грибами в лес пойдем,

За грибами в лес пойдем.

Все корзинки наберем,

Все корзинки наберем.


Спойте известную песенку «По малину в сад пойдем» вместе с детьми. Разучив сольные партии на струнных инструментах (или баяне, аккордеоне, ксилофоне) сопровождайте пение игрой.

Аккомпанемент удачно дополнят коробочка, копытца или треугольник.

«По малину в сад пойдем»

(см. нотное приложение 13)

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Всю малину соберем, соберем, соберем.

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

  1. Русский дом

Песенка-игра «Дождик»

Русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени»

Игру-песенку «Дождик» мы объединили с другой, широко известной игрой – «Волк и гуси». Цель такой «комбинированной» игры – развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений, ориентировки в пространстве; отработка приемов игры на домре – малой и балалайке – приме.

Из группы детей выбираются «волк» и «хозяйка», остальные – «гуси».

Хозяйка: Гуси-гуси.

Гуси: Га-га-га.

Хозяйка: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяйка: Ну, летите!

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой! Хозяйка: Ну, летите как хотите, только крылья не сломите!

Волк старается поймать пролетающих мимо его «логова» гусей. Пойманных забирает с собой (они выходят из игры). Добравшиеся до своего домика гуси играют и поют песенку


«Дождик»

(см. нотное приложение 14)

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы было веселей.

Мои гуси дома не боятся грома.

Партию баяна может исполнить ученик старших классов или педагог. Партия балалайки – примы исполняется приемом пиццикато (используются две струны: 1 и 2), а домры – малой – медиатром (ударом вниз по струне на каждый слог песенки: 20 33 )

При исполнении русской народной песни «Ах вы, сени» (см. нотное приложение 15) внимание учащихся следует обратить на ключевые знаки (фа-диез, до-диез и соль-диез) и их расположение на различных инструментах. Партию правой руки на баяне может легко сыграть ученик. После разучивания инструментальных партий возможно сочетание игры с пением (по желанию исполнителей и руководителя).

7. Земля – красавица

П. Качанова, В. Витлина «Лесная песенка».

Александрова З., Раухвергер М. «Осень».

В «Лесной песенке» мелодию, разделенную по фразам, исполняют домра-малая, аккордеоны и балалайка-прима. Таким образом, каждая партия состоит из двух тактов и на представляет сложности для исполнителей. Также можно разделить и партию первого аккордеона (по два такта – для первого и второго пульта), а подголосочную партию доверить третьему аккордеону.

Сложность в данном произведении представляет только оживленный темп, которого можно добиться после разучивания партий и исполнения всем ансамблем в медленном, доступном темпе.

«Лесная песенка»

(см. нотное приложение 16)

Золотило солнышко лес, лес.

Муравей на дерево влез, влез.

Дятлы долгоносые: тук, тук, тук,

Всюду, всюду слышится стук, стук, стук.

Мотылек на веточку сел, сел,

А скворец на елочке пел, пел.

Услыхал ту песенку толстый жук,

Зужужжал он весело жу-жу-жу.

Полюбилась песенка всем, всем,

Мы запели песенку все, все.

Каблучками топаем топ-топ-топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

В предлагаемой инструментовке детской песенки «Осень»необходимо уделить особое внимание партиям аккордеонов и балалаек. Для облегчения разучивания мелодия поделена по предложениям (1 и 2 аккордеон). Трудность для детей обычно представляет исполнение ноты с точкой. При исполнении партии балалаек вырабатывается навык игры на слабые доли такта (на счет «и»).


При разучивании и той и другой партии обязателен счет вслух. Партию балалаек могут продублировать домры. И сольную, и аккомпанирующую партии исполняет баян. Для этого при гармонизации в начало каждой фразы мы ввели синкопу. Таким образом, педагог может помочь каждой группе исполнителей.

Партии ударных (треугольник – в 1 куплете, синкопа на бубне – во 2, и игра сразу двух инструментов – в 3 куплете) приведены лишь как один из вариантов, множество которых могут придумать сами дети после разучивания мелодии.

«Осень»

(см. нотное приложение 17)

Паутина полетела,

Полетела в синеве.

Сколько листьев пожелтело,

Сколько листьев на траве!

Ветры дули, отряхнули

Золотые листья вниз,

Чтоб деревья отдохнули,

Новых сил бы набрались.

Уходите с неба, тучи,

Дождь, работе не мешай!

Уберем скорей и лучше

Наш колхозный урожай!

  1. Мы – дети разных народов

Русская народная песня «Как по полю, полю».

А. Кузнецова, Е. Тиличеева «Деревца».

В русской народной песне «Как по полю, полю» (нотное приложение 18) у каждого инструмента представлены фрагменты сольной партии (домра: 23 12 10 13 12 10, балалайка: 13 10 24 20 10 12).

Аккомпанирующую партию исполняет баян, бубен и домра (восьмые на слабые доли такта). Для этого необходимо научить детей совершать удар четко на счет «и» в размере две четверти (1-и, 2-и). При слабом звуке у струнных инструментов можно продублировать их партии ксилофоном.

В песне «Деревца» (см. нотное приложение 19) аккомпанирующую партию исполняют сразу три группы инструментов. Поэтому аккомпанемент должен быть четким и, одновременно, очень легким.

Партия баяна написана для учителя, но правой рукой (в терцию) ее могут исполнить два ученика.

У балалаек легкая и короткая партия, при исполнении которой большим пальцем левой руки зажимаются вторая и третья струна (фа-диез), а правая рука совершает короткие и четкие удары.

Данная инструментовка может быть использована для исполнителей разного уровня подготовки в качестве упражнения по отработке навыка аккомпанирования солисту.