ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 3195
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Прибаутки балаганных и карусельных зазывал. Упражнение на голос, словесное действие.
Смешные клоуны. Раусы. Разыгрывание сценок: «Фома и Ерема», «Уля и Филя».
«Небывальщины». Словесные и пластические фантазии-этюды.
«Веселый балаган». Этюды-импровизации жонглеров, фокусников, акробатов, канатоходцев, клоунов.
Раздел 3. Творческое горение (20 часов)
Тема 1. Веселые маски комедии дель арте (2 часа)
Герои странствующего театра комедии в Италии: Арлекин, Панталоне, Коломбина, Пьеро, Доктор. Костюмы, полумаски, сюжеты. Просмотр репродукций.
Театр импровизации персонажей-масок.
Понятие жанров «буффонада» и «гротеск». Творческие задания.
Разыгрывание сцен в стиле комедии дель арте.
Тема 2. Великий Шекспир и его театр «Глобус» (2 часа)
Рождение театра «Глобус» в Англии. Путешествие по страницам книги «Развлечения» из серии «Штрихи времени».
Драматургическое творчество Шекспира. Разыгрывание сцен, эпизодов, диалогов, монологов из его пьес.
Тема 3. Шаг в другую эпоху (4 часа)
Комедийная хоромина. Театр при царе Алексее Михайловиче.
1613 год - Потешная палата при Михаиле Романове.
Импровизированные этюды-сцены «В потешном чулане».
Время царствования Алексея Михайловича - пролог к Петровским реформам. Боярин Артамон Матвеев и его «Журфиксы» 1672 г. (премьера в селе Преображенском). Короткая история первого светского театра в России. Просмотр репродукций.
Массовая игра-драматизация «Представление в комедийной хоромине».
Тема 4. Начало нового века (2 часа)
Российские Афины, свадьбы, маскарады, ассамблеи.
Измайловский зверинец - этюды на. «зерно» зверя.
Проигрывание эпизодов из «шутовской свадьбы».
Указ о стиле одежды. Пробуем создавать эскизы.
Этюды по теме «Придворный этикет».
Школьные представления и большие празднества. Массовые театральные игры-действа.
Тема 5. «Петрова дщерь» Елизавета (2 часа)
Август 1756 г. Федор Волков и первый государственный театр. Ярославский период зарождения театра. Театр на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.Столичная жизнь. Творчество Федора Волкова. Судьба московской антрепризы.
Этюды-сцены по книге Л. Стариковой «Театральная жизнь старинной Москвы».
Своеобразная манера игры на русской сцене. Этюды, упражнения.
Тема 6. Домашние театры (2 часа)
Актеры и их хозяева. Крепостной театр в России как единственное явление в Европе.
«Кусково» - миф XVIII века. Воздушный театр в кусковском рае.
Уникальность крепостного театра Шереметева в Останкино. Прасковья Жемчугова.
Театр князя Юсупова в Архангельском.
Экскурс-путешествие по музеям (буклетам): Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Останкинский дворец-музей, Архангельское, Абрамцево.
Тема 7. Петербург и Москва. Столичные театры (2 часа)
Театр на Царицином лугу. Эрмитажный театр, Большой каменный, Александринский в Петербурге. Большой (Петровский) и Малый театры в Москве. Путешествие по репродукциям.
Александр Сумароков и классическая трагедия.
Сцены-импровиэации из трагедий «Хорев», «Дмитрий Самозванец».
Жанры в театре: комическая опера, романтический балет, мелодрама, водевиль. Этюды-импровизации.
Тема 8. Великие имена русской сцены (4 часа)
Драматурги, режиссеры, актеры: Н. Гоголь, М. Щепкин, А. Островский. Ф. Шаляпин и частная опера С. Мамонтова.
Русские сезоны в Париже. К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко и Московский художественный театр. Камерный театр, театр В. Мейерхольда. Путешествия по страницам книг.
Диафильмы: «Дом-музей А.Н. Островского в Москве», «Леонидов - трагический актер МХАТа», «Дом-музей М.Н. Ермоловой», «Михаил Семенович Щепкин», «Воспоминание о Камерном театре".
Экскурсии в музеи Москвы: «Дом-музей К. Станиславского». «Квартира-музей Вл. Немировича-Данченко», «Дом-музей Ф. Шаляпина».
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Разные жанры. «Человеческий театр»: опера, балет, оперетта, мюзикл, пантомима.
Определение жанра в театре. Игра-импровизация «Один сюжет через разные жанры».
Игра-упражнение. Путешествие по театральному лабиринту.
Прослушивание грамзаписей, просмотр театральных программ и буклетов. Творческие работы.
Выполнение эскизов афиш и программок.Диафильмы: «Рассказ о спектакле», «Театр А. Арбузова».
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Секреты шаманов. Театр теней -• магический театр. Театры на острове Ява. «Китайские тени». Техника изготовления кукол и техника представления в театре теней. Работа с куклой в театре теней.
Изготовление эскизов-кукол. Представления: «Колобок», «Цирк», «Гуси-лебеди».
Театр теней рук. Превращение. Упражнения и этюды. Драматические сцены.
Вспоминаем перчаточных кукол. Разыгрывание сцен.
История марионетки. Легенда о куклах на нитках. Куклы-воины из Сицилии. Работа с куклами. Музыкальные этюды и импровизации.
Чудо-ящик вертеп. История театра-вертепа. Разыгрывание драматических сцен вертепными куклами.
История о тростевых японских куклах, о театре на воде во Вьетнаме, о куклах племени хопи.
Слайд-фильмы: «Кукольные театры мира», «Центральный театр кукол - детям», «Театр зверей Дурова». Творческие задания.
Путешествие по музею кукол в театре С. Образцова.
Работа с масками, карнавальной куклой. Этюды.
О театре-музее восковых фигур. Творческие задания.
Театр. Этюды: «Ожившие предметы», «Перчатки», «Башмаки».
Как сделать домашний театр кукол. Игра «Мастерская».
Веселый КВН «Все про кукол в театре».
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Игра-драматизация «Москва - вчерашняя и сегодняшняя». О развлечениях и досуге москвичей в XIX - XX вв. Впечатления и воспоминания о театрах, просмотренных спектаклях.
История театральной площади. Слайды, репродукции.
Детские театры: Музыкальный театр им. Н. Сац, ТЮЗ, Театр кукол им. С. Образцова, Театр теней, Театр зверей Дурова. Просмотр буклетов, программок, репродукций, прослушивание грамзаписей.
Этюды-импровизации. Викторина.
Экскурсия в Государственный музей детских театров.
Путешествие по страницам книги А. Анисимова «Театры Москвы».
Тема 4. Театр-здание (2 часа)
Театр - творческий коллектив единомышленников. Профессии в театре.
Играем в архитекторов: проектируем и строим театр на столе. Определяем и закрепляем понятия: «зрительный зал», «сцена», «партер», «амфитеатр», «кулисы», «авансцена», «гримерная» и др.
Путешествие по театральной программке. О профессиях в театре. Актер - связующее звено между автором, режиссером, зрителем. Роль костюма, грима, реквизита. Театральный грим. Чудесные превращения.
Творческие задания: «В театральных мастерских», игра-викторина «Закулисье...».
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Мы - зрители. Театральный этикет: культура и правила хорошего тона в театре.
Живые картинки в театре. Мини-задания «Как нельзя...»
Этюды: «Собираюсь в театр», «Перед началом спектакля», «Мы опоздали», «Когда идет спектакль», «Во время антракта», «Занавес опускается». Показ-анализ. Игра-наоборот.
Жизнь в свете, дома, при дворе. Исторический экскурс.
Игра-показ - инсценировка стихотворения «Театр».
Тема 6. Меценаты театра (2 часа)
Л. Бахрушин и его музей.
Путешествие по книге Н. Думовой «Московские меценаты». Диафильм «А. Бахрушин и русский театр».
Экскурсия в Центральный театральный музей им. А. Бахрушина.
Тема 7. «Светочи» русского театра (2 часа)
Занятие-итог. Театр - богатство нации.
С.А.Ермолова
НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам ВУЗов культуры и искусств, руководителям детских ансамблей русских народных инструментов, а также может быть полезно непрофессионалам – учителям, классным руководителям, владеющим нотной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте, желающим создать творческий коллектив из детей шести-, семилетнего возраста. Помещенный в пособии нотный материал разделен по темам. Он представляет собой простые инструментовки детских и русских народных песен, фольклорных произведений и инструментальных пьес современных композиторов.
К ним дан подробный комментарий партитур:
об используемых приемах игры;
об особенностях звукоизвлечения на том или ином инструменте;
о возможностях упрощения предлагаемых партий с целью разучивания каждого произведения за минимальное количество репетиций и т. д.
Доступность очень важна для быстрого овладения детьми навыками игры на русских народных инструментах и использования данного музыкального материала в качестве иллюстративного на комплексных занятиях по русской традиционной культуре. Любое произведение может стать отдельным концертным номером ансамбля во внеурочное время.
Предлагаемые в партитурах инструментальные составы ансамблей ориентированы, в основном, на небольшие по количеству участников коллективы, и могут варьироваться педагогом в зависимости от наличия инструментария и самостоятельного видения произведения. В большинстве инструментовок аккомпанемент в партиях баяна или аккордеона (для левой руки) предназначен педагогу. Опыт показывает, что на начальном этапе, играя вместе с ансамблем, руководитель придает уверенность начинающим исполнителям.
Иногда нотные примеры в учебнике и инструментованный вариант того же фрагмента в пособии даются в разных тональностях. Это объясняется тем, что в учебнике мы сохраняем тональность оригинала, а в пособии приводим наиболее удобную для исполнения (позволяющую, например, фрагменты сольных или аккомпанирующих партий исполнить на открытых струнах домры, балалайки или гитары). Большое значение имеет исполнительский уровень каждого ребенка и ансамбля в целом. Также немаловажное значение имеет количество учебных часов, отведенных для репетиционной работы, так как разучивание одного и того же произведения у разных коллективов может занять разное количество времени (от одной до нескольких). Распределение музыкального материала по степени сложности и по темам можно считать условным и ориентированным на выбор руководителя детского ансамбля: прослушивание, ознакомление, чтение с листа или разучивание и концертное исполнение.