ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 3069
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Выбор тональности (ре-мажор) обусловлен возможностью исполнения подголосочной партии и фрагментов сольной на открытых струнах домры и балалайки, а также удобством певческого диапазона.
Перетранспонировав мселодию в другую тональность (например ля-мажор), можно ввести такой прием игры на балалайке, как бряцание. Но при этом следует обратить внимание на диапазон детских голосов. Каждый куплет легко инсценировать (изобразить в движении).
«Как пошли наши подружки»
(см. нотное приложение 36)
Как пошли наши подружки Что любимую подружку,
В лес по ягоды гулять. Катеринушку.
Сею, вею, вею, вею, Сею, вею, Вею, вею,
В лес по ягоды гулять. Катеринушку.
Они ягоды набрали, Ты – ау, ау, Катюша,
А подругу потеряли. Наша милая подружка!
Сею, вею, вею, вею, Сею, вею, вею, вею,
А подругу потеряли. Наша милая подружка.
9. Выходи весну встречать!
Закличка «Приди, приди, солнышко»,
русская народная песня «Солнышко».
Детская закличка «Приди, приди, Солнышко»(см. нотное приложение 37) инструментована нами для струнных инструментов.
Домры и балалайки играют поочередно – на это сразу нужно обратить их внимание. В партии цитр встречаются паузы, поэтому при разучивании обязателен внимательный счет. Самая интересная, на наш взгляд, здесь партия гитары. На материале этой заклички исполнитель может закрепить навык двух аккордов – ля-минора (ми – 10, до – 21, ля – 32) и ми-минора (ми - 10, си - 20, соль - 30).
В русской народной песенке-закличке «Солнышко»(см. нотное приложение 38) партия баяна написана дял преподавателя. Дети могут дублировать ее верхний и нижний голос (по одной нотке) на баяне и аккордеоне. Мелодию также исполняют домра и балалайка, вступая друг за другом. Доступность партий позволяет сопровождать игру пением.
Раздел 4. Вода
Святая вода
Русская народная песня «Ай, Весна – Красна»
Петрова З., Островский А. «Песенка с гармошкой».
Русская народная песня «Ай, Весна – красна»состоит из одного, постоянно повторяющегося музыкального предложения.
Партию баяна (или аккордеона) можно разделить на две: мелодию – для ученика и аккомпанемент – для учителя. Удар большого пальца по всем струнам используется при игре на балалайке, а на домре по выбору медиатором или пиццикато.
«Ай, Весна – красна»
(см. нотное приложение 39)
Ай, Весна-красна, тепло летечко
Ай, люли-люли, тепло летечко.
Ай, Весна-красна, что ты нам принесла?
Ай, люли-люли, что ты нам принесла?
Старым старикам – по тенечку,
Ай, люли-люли, по тенечку.
Малым ребятам – по красным яйцам,
Ай, люли-люли, по красным яйцам.
В предлагаемой инструментовке «Песенка с гармошкой»партию гармоники могут исполнить, разделив ее по два такта, два инструмента (с хроматическим и диатоническим строем). При наличии необходимого количества инструментов, партии баяна и аккордеона тоже можно сыграть на гармониках. Таким образом, получится ансамбль гармоник, что соответствует содержанию песенки.
Партия домры-малой рассчитана на начинающего исполнителя, поэтому всего три ноты играются на закрытых струнах.
Аккомпанемент восьмыми во второй части (у гармоники и баяна), на наш взгляд, не обязательно усложнять высчитыванием сильных долей, достаточно указать, что ноты исполняются, как «короткие четвертные». Для более взрослых детей подобного разъяснения, конечно, не требуется, а начинающие легко, таким образом, преодолевают страх перед сложной ритмической фигурой.
Особого внимания требует исполнение пунктирного ритма в партии аккордеона: этот фрагмент следует изучить отдельно.
«Песенка с гармошкой»
(см. нотное приложение 40)
Много зайчиков приходит
И больших, и маленьких,
Покружиться в хороводе
На лесных проталинках.
Припев: Достают они гармошки,
Вот так!
И танцуют на дорожках,
Вот так!
Птицы в гости прилетают,
Смотрят белки быстрые,
Как танцуют и играют
Зайчики пушистые.
Припев:
Даже сосны зайкам машут
Длинными иголками.
Хорошо зайчата пляшут
На траве под елками.
Припев:
Когда звенят ручьи
Комитас С. «Ручеек»,
Русская народная песня «На горе лужок».
В детской песенке «Ручеек»(см. нотное приложение 41) сольные фрагменты мелодии исполняют свирель, домра и балалайка. В партии домры и балалайки они чередуются с несложным аккомпанементом на слабые доли такта, когда большой палец правой руки не резким ударом, а мягко и поочередно касается всех трех струн (прием «арпеджиато»).
Во второй части у домр аккорд можно разделить по одной нотке для нескольких исполнителей. Отдельно каждому музыканту нужно объяснить особенности исполнения триолей (у свирели) и пунктирного ритма (у балалаек).
В партии гитары приемом арпеджиато играются два аккорда: ля-мажор (ми – 10, до-диез – 22 , ля – 32 ) и ми-мажор (ми - 10 , си - 20 , соль-диез – 31 ).
При возникновении трудностей педагог может продублировать любую партию на своем инструменте.
Русская народная песня «На горе лужок»инструментована для музыкального трио. При желании расширить инструментальный состав ансамбля разделите имеющиеся партии для нескольких инструментов: басовую партию баяна может продублировать гитара, мелодию разделите по предложениям для баяна и аккордеона.
Предложите детям придумать партии для ударных и шумовых инструментов (по их выбору). Песня очень удобна по диапазону для вокального исполнения.
«На горе лужок»
(см. нотное приложение 42)
На горе лужок, на горе лужок
Зеленешек, зеленешек.
Весенние воды землю напоили
Тиличеева Е. Детская песенка «Вечер»,
русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку».
В инструментовке детской песенки «Вечер» основную мелодию исполняет свирель, а дублирует более крупными длительностями домра. Эти четвертные желательно сыграть медиатром тремоло (частыми ударами вверх-вниз по струне). Если это невозможно, можно ограничиться простыми ударами вниз по струне. Напомним, что восьмые на домре исполняются приемом вниз-вверх.
Партия аккордеона написана для педагога, однако ее легко расписать по голосам для нескольких учеников. При игре важно соблюдать лиги и голосоведение. Слова песенки и соло свирели должны быть хорошо слышны на фоне мягкого, так называемого «педального», аккомпанемента ансамбля.
«Вечер»
(см. нотное приложение 43)
Расскажи мне, отчего свирели Оттого, что наступает вечер,
На холме и на лугу запели? Пастухи зовут домой овечек.
В инструментовке русской народной песни «Уж как по мосту, мосточку»каждое музыкальное предложение повторяется дважды и проходит сначала у домры, затем у балалайки. Баян дублирует мелодию двойными нотами. Его партию можно сыграть на балалайке приемом бряцания (если исполнитель уже владеет этим приемом).
Особых сложностей для разучивания здесь нет. Отдельно нужно объяснить пунктирный ритм во второй части и напомнить о ключевых знаках. Важно добиться максимально возможного для исполнителей подвижного темпа.
Песня легко инсценируется. Под аккомпанемент ансамбля дети могут спеть песню, сопровождая пение игрой на ударных (шумовых) инструментах и танцевальными движениями.
«Уж как по мосту, мосточку»
(см. нотное приложение 44)
Уж как по мосту, мосточку,
По калиновым досочкам.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
По калиновым досочкам.
Тут и шел, прошел детина,
Словно ягода малина.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
Словно ягода-малина.
На плече несет дубинку,
Под полой несет волынку,
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
Под полой несет волынку.
Под другой несет гудочек,
Догадайся, мил дружочек,
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
Догадайся, мил дружочек.
Солнце село, ты не спишь ли,
Либо выйди, либо вышли,
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
Либо выйди, либо вышли.
Либо Сашу, либо Машу,
Либо душечку Парашу.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
Либо душечку Парашу.
Уж как по мосту, мосточку,
По калиновым досочкам.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну,
По калиновым досочкам.
Родник и колодец
Волгина Т., Филиппенко А. Детская песенка «Гуси».
При исполнении детской песенки «Гуси»очень важно передать характер произведения. Особое внимание при этом следует уделить выстраиванию партий в динамическом отношении: выделить главную и на ее фоне очень мягко провести аккомпанирующие.
Детям бывает трудно исполнить мелодию «пиано». Еще труднее исполняя свою, аккомпанирующую партию, услышать сольную. Поэтому, из данной инструментовки, прежде всего, нужно соединить в ансамбль аккордеон, домру и гитару. А затем, на фоне тонких вариаций, каждый исполнитель должен услышать основную мелодию (для этого аккомпанемент играется на полнюанса тише темы). Этот навык требует определенного времени, но владение им обязательно для детей, аккомпанирующих на сцене солистам (в данном случае это может быть хоровод девочек).
Из ударных инструментов мы предлагаем здесь валдайские колокольчики или треугольники, различные по высоте звучания (ритмический рисунок может дублировать мелодию). При исполнении каждого следующего куплета «украшения» следует менять. Например, можно изобразить «шорох волн или крыльев» при помощи бубна (легкими движениями руки из стороны в сторону без удара), а перед последним куплетом сделать инструментальный проигрыш, в котором тема пройдет в басу.
«Гуси»
(см. нотное приложение 45)
Гуси прилетели,
Возле моря сели.
Искупаться в море синем
Гуси захотели.
Лапки обмывали,
Крылья полоскали,
А соленую водицу
Гуси пить не стали.
Прилетели к дому,
К берегу родному,