ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 2866
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
«Земелюшка-чернозем»
Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,
Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,
Чернозем, чернозем, Травонька, травонька,
Земелюшка-чернозем. Под березкой травонька.
Тут березка выросла, На травоньке цветики,
Тут березка выросла, На травоньке цветики,
Выросла, выросла, Цветики, цветики,
Тут березка выросла. На травоньке цветики.
На березке листочки, Рвали цветы со травы,
На березке листочки, Рвали цветы со травы,
Листочки, листочки, Со травы, со травы,
На березке листочки. Рвали цветы со травы.
8. Духи природы
Русская народная песня «В темном лесе»
Русская народная песня «В темном лесе»инструментована для струнной группы ансамбля.
При необходимости достаточно сложный аккомпанемент гитары (арпеджиато с баррэ) можно продублировать аккордами в левой руке у баяна (или аккордеона), оставив при этом для гитары только бас.
При внимательном счете поступенная мелодия не представляет сложности для разучивания. Отдельно следует выучить только фрагменты мелодии во второй части (с восьмыми нотами).
Обратите внимание музыкантов на смену размера и необходимость счета до четырех в конце каждой части.
Если для вашего ансамбля неудобна предлагаемая тональность (высокий регистр для вокального исполнения, два бемоля при ключе и т. д.) перетранспонируйте песню в удобную, на Ваш взгляд, тональность. Для этого нужно, определив интервал между тоникой имеющейся тональности и тоникой желаемой, переписать всю песню на этот интервал вниз. (Например, из си-бемоль-мажора в соль-мажор – на малую терцию вниз, из си-бемоль мажора в фа-мажор на кварту вниз и т. д.).
«В темном лесе»
В темном лесе, в темном лесе, Распашу ль я, распашу ль я,
В темном лесе, в темном лесе, Распашу ль я, распашу ль я,
За лесью, за лесью. Пашенку, пашенку.
Я посею, я посею, Уродился, уродился,
Я посею, я посею, Уродился, уродился,
Лен-конопель, лен-конопель. Лен-конопель, лен-конопель.
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Погляди на небеса
Русская народная песня «У зари-то, у зореньки».
Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»инструментована нами для баянно-аккордеонного состава ансамбля (партию гитары может сыграть баян-бас)
Разучивание данного произведения следует начинать с исполнения вокальной партии педагогом, а затем – детьми. В инструментальном варианте мелодия проходит у двух аккордеонов. Их сольные партии, а также аккомпанирующая у баяна – самые ответственные и сложные, поэтому их разучиванию следует уделить особое внимание. Баян должен строго выдерживать паузы и соблюдать лиги, а аккордеоны – пунктирный ритм и лиги. После освоения партии каждым участником ансамбля обязательно многократное совместное проигрывание. Дети должны привыкнуть к несовпадению ритмического рисунка сольной партии и аккомпанемента. После этого можно присоединить подголосочную партию гармоники и сыграть всем вместе. Соблюдение темпа и динамических оттенков облегчит работу над созданием характера этого произведения.
«У зари-то, у зореньки»
У зори-то, у зореньки Звезды, мои звездочки
Много ясных звезд, Полно вам сиять.
А у темной-то ноченьки Полно вам прошедшее
Им и счету нет. Мне напоминать.
Я бы целу ноченьку,
Не смыкая глаз
Все смотрел бы, звездочки
Милые, на вас.
2. Ветры буйные
Глинка М. И. «Ходит ветер у ворот».
Пьеса «Ходит ветер у ворот»состоит всего из четырех тактов. Мелодию, разделенную по два такта, исполняют домра и балалайка на фоне «педали» у баяна и подголоска цитр. При разучивании партий обязателен внимательный счет.
При многократном повторении пьеса может служить фоном или лейтмотивом в музыкальной инсценировке.
3. Диковинные птицы
Караманов А. «Птички».
В инструментовке детской пьесы «Птички»сольная партия написана для ксилофона (или металлофона). Единым требованием для всех исполнителей является соблюдение указанных штрихов (легато, стаккато), результатом которого будет «прозрачное, сказочное» звучание произведения. Особое внимание обратите на шестнадцатые у аккордеона и скачки у домр и балалаек во второй части. Эти места нужно выучить отдельно, а затем сыграть вместе с солистами. .
Для быстроты разучивания мы предлагаем партию каждого инструмента разделить на 2 пульта (по частям), доверив подготовленным детям наиболее сложные фрагменты. После первоначального разбора партий выстройте динамический план пьесы ( р - mf - р ) и определите посильный для музыкантов темп. Для создания характера произведения конечный темп должен быть подвижным .
4. Сказочные птицы
Народная песенка «Пение птиц».
В инструментовке народной песенки «Пение птиц»мы рекомендуем использовать несколько народных духовых инструментов: свирель («ре»), жалейку («ре»), глиняные свистульки и детскую свистульку с водой.
Небольшой диапазон песни (кварта) позволяет легко вырабатывать и закреплять навыки игры на духовых инструментах. Разучивание партий свирели и жалейки требуют от ребенка некоторой первоначальной подготовки, которую педагог должен провести заранее (ознакомить с положением рук, пальцев, особенностями воздушной струи).
Если свирелей будет несколько, то после разучивания партии каждым исполнителем необходимо отработать четкость и чистоту звучания мелодии в ансамбле, и только после этого проводить общую репетицию.
Если в ансамбле есть другие духовые инструменты, и дети владеют навыками игры на них, то последняя музыкальная фраза песенки может тембрально варьироваться по желанию исполнителей.
«Пение птиц»
Лишь заря на дворе, Прилетел пестрый чиж,
Утка в дудочку играет, Он запел нежней свирели,
А утята подпевают: И ребята присмирели,
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь!
Соловей лучше всех В небе крылья раскрыв
Разливается, хлопочет, Звонкий жаворонок вьется,
Словно ночью спать не хочет: Над полями раздается:
Цех-цех-цех, цех-цех-цех! Жив-жив-жив, жив-жив-жив!
Воробей-озорник
На рассвете все болтает,
Малым детям спать мешает
Чик-чирик, чик-чирик!
5. Судьба для древних славян
Подблюдная песня «Гадания»
Подблюдная песня «Гадания»построена на повторениях одной мелодической фразы. Некоторую сложность при разборе произведения может представлять размер (6/4). Поэтому целесообразно начать разучивание с вокальной партии под аккомпанемент педагога. После этого исполнить сольные подголосочные партии на инструментах будет значительно легче. Ритмический рисунок у всех инструментов (кроме ударных) идентичен. Это упрощает процесс разбора, но требует дополнительного времени для сыгранности ансамбля.
Партии ударных разберите отдельно, а затем многократно «пройдите» вместе с солистами. Половинные нотки в партии домры-малой исполняются приемом «тремоло».
Партию гармоники можно доверить начинающему исполнителю. Обратите внимание каждого музыканта на моменты вступления и паузы. Добейтесь слаженности звучания мелодии у солиста-вокалиста и аккомпанемента ансамбля. Припев могут подпевать все дети.
«Гадания»
Расворю я квашенку на донышке,
Покачу я колечко кругом города.
Кому поем – тому с добром.
Кому сбудется – не минуется!
За рекой мужики богатые,
Гребут золото лопатою (рефрен).
Раздел 3. Мифы об огне
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
Колядка-поздравление «Сею-вею, повеваю».
Для успешного исполнения рождественской колядки «Сею-вею, повеваю» солистам необходимо выучить мелодию из одного, многократно повторяемого такта. Сольная партия написана для баяна. В партиях балалайки и домры сольные фрагменты чередуются с аккомпанементом. Если игра двойными нотами сложна для исполнителей, распишите эти такты по одной нотке на 2 пульта или продублируйте мелодию.
На усмотрение руководителя мы предлагаем второй вариант подобной инструментовки. Заключается он в том, что один инструмент, например, домра, сначала до конца играет мелодию, а другой - аккомпанемент. Этот вариант легче и мы рекомендуем воспользоваться им, если в вашем ансамбле есть сильная, сложившаяся аккомпанирующая группа. Соедините их старания с четким ритмом ударных, и у ансамбля получится яркая, рождественская колядка для святочной недели.
«Сею-вею, повеваю»
Сею-вею, повеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
На новый год, на новое счастье,
Уродись пшеничечка,
Горох, чечевичечка!
2.От магии к веселью
Игра ряженых «Свинья ходит побору».
Из числа ряженых кого-нибудь выбирают «Свиньей», на лицо надевают маску. «Свинья» находится в центре круга, во время исполнения песни выхватывает участников («рвет траву-лебеду») и образует из них малый хоровод. Постепенно из него собирается большой круг и все повторяется снова.
Инструментовка для ансамбля очень проста и не требует длительного разучивания. Мелодию исполняют баян и домра-малая. Педальную партию гармоники можно доверить начинающему исполнителю. Группу ударных инструментов дети могут составить сами, придумав для каждого из них, ритмический рисунок аккомпанемента.
«Свинья»
Свинья ходит по бору, рвет травушку-лебеду,
Она рвет, она рвет, и у дерева кладет.
3.Мир, населенный духами
Бойко Г., Ивенсен М., Филиппенко А. «На мосточке».
В инструментовке детской песенки «На мосточке»вокальную партию дублирует баян, у домры и аккордеона – подголосочные партии. Каждую из них следует разучить отдельно, а затем сыграть в ансамбле. Обратите внимание музыкантов на вольты (в I части), штрихи и динамику всей песни (mf и стаккато – в I части, mp и легато – во II части).