Файл: Камаев Сокр курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.4. Рынок и механизм

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Глава 3. Рыночная организация хозяйства

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Раздел II микроэкономика

Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса

Шкала спроса на бананы

Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

4.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения предложение.Закон предложения. Кривая предложения

Неценовые детерминанты предложения

4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия

Паутинообразная модель рыночного равновесия

4.4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность предложения

Эластичность спроса по доходу

Перекрестная эластичность

Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

Неценовые детерминанты предложения

К основным неценовым детерминантам предложения относятся:

1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы уменьшает издерж­ки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя (при неизменной цене). Кривая предложения сдвигается вправо. Например, снижение цены на кожу увеличивает предложение обуви, изготовленной из этого материала.

2. Технология производства. Любое усовершенствование техноло­гии создает (в конечном счете) возможности для удешевления про­изводства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, мы уже знаем, приводит к увеличению предложения. Кривая S (см. рис. 4.2) сдвигается вправо.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьше­нию предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения впра­во, т. е. предложение увеличивается.

4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Например, фирма производит фут­больные и баскетбольные мячи и при этом работает на границе своих производственных возможностей, т. е. полностью использует имеющи­еся ресурсы. Тогда при повышении цены на футбольные мячи фирма сократит производство баскетбольных мячей, увеличив производство первых. Кривая предложения баскетбольных мячей сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изме­нения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их же­лание поставлять товары в настоящее время двояким образом:

• ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент. Кривая предложения автомобилей сдвинется влево;

• ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промыш­ленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо.

6. Число продавцов на рынке. Чем больше число продавцов, тем боль­ше предложение товаров. Кривая предложения сдвигается вправо.

7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием рос­та доходов, рекламы и других маркетинговых мероприятий.


Теперь, рассмотрев понятия спроса и предложения, мы можем вы­яснить, каким же образом устанавливается рыночное равновесие.


4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия

Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Мы уже знаем из. гл. 3, что состояние экономики, при котором спрос и предложение совпадают, называется рыночным равновесием; объем спроса и предложения, а также цена, при кото­рой оно имеет место — равновесными объемом и ценой. На графике рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса (D) и предложения (S) (рис. 4.3). Рассматривая рыночное равновесие, мы предполагаем, что рынок, хотя бы в первом приближении, является рынком совершенной конкуренции, т. е. отдельные продавцы и по­купатели не могут влиять на рыночную цену.

Рис. 4.3. Устойчивое рыночное равновесие

Разность между спросом и предложением называется избыточ­ным спросом. Если избыточный спрос положителен, т. е. спрос боль­ше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т. е. спрос мень­ше предложения, то имеет место перепроизводство товара на рынке.

Продавцы не могут его продать, и цена на этот товар снижается. Та­ким образом, покупатели и продавцы двигают цены по направлению к равновесной цене, которая устанавливается, как мы знаем, в точке равновесия. Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения, а также установление рыночного равновесия на примере «паутинооб­разной» модели, или модели «паутины».

Паутинообразная модель рыночного равновесия

При рассмотрении модели «паутины» необходимо помнить, что:

1. Поведение покупателей иллюстрирует кривая спроса, а поведение производителей — кривая предложения.

2. Предложение реагирует на изменение цены с некоторым отста­ванием по времени (лагом), т. е. сегодняшнее предложение опреде­ляется ценой предыдущего периода.

3. Спрос реагирует на изменение цены мгновенно, т. е. сегодняш­ний спрос определяется ценой текущего периода.

Здесь возможны три варианта:

устойчивое равновесие, когда «паутина» закручивается к точке равновесия. Кривая спроса является более пологой, чем кри­вая предложения (см. рис. 4.3);


неустойчивое равновесие, когда «паутина» раскручивается от точки равновесия. Кривая спроса является более крутой, чем кривая предложения (рис. 4.4);

цена совершает постоянные колебания вокруг положения рав­новесия. Кривые спроса и предложения располагаются под оди­наковым углом друг к другу (рис. 4.5).

Рассмотрим случай первый — устойчивое равновесие (см. рис. 4.3). Допустим, под воздействием внешних факторов система вышла из со­стояния равновесия и оказалась в точке А на кривой спроса. В этой точке потребители по цене P1 предъявляют спрос на Q1 единиц това­ров. По этой высокой цене P1 производители произведут Q2 единиц товаров (точка В на кривой предложения). Итак, по цене Р, спрос ра­вен Q,, а предложение — Q2. На рынке наблюдается перепроизводство, равное отрезку АВ, а значит, следует ожидать снижение цены. Действи­тельно, Q2 единиц товаров потребители согласны купить по цене Р2 (точка С на кривой спроса). По этой низкой цене Р2 производители произведут Q3 единиц товаров (точка М на кривой предложения). Итак, по цене Р2 предъявлен спрос на Q2 единиц товара, а предложение равно Q3. На рынке наблюдается дефицит товара, равный отрезку МС, а зна­чит, следует ожидать повышения цен. И действительно, Q3 единиц то­вара потребители согласны купить по более высокой цене Р3 (точка N на кривой спроса). Далее рассуждаем аналогичным образом и видим, что «паутина» все более закручивается к положению равновесия. В ре­зультате устанавливается равновесие спроса и предложения. Таким об­разом, «паутинообразная» модель помогает понять механизм взаимо­действия спроса и предложения на рынке.


4.4. Эластичность спроса и предложения

Итак, мы уже знаем, что спрос на товар и его предложение зави­сят от цены и неценовых факторов. Однако необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воз­действием указанных факторов. Эта задача решается при помощи по­нятий эластичности спроса и предложения.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене, или ценовая элаcтичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене d). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Qэто количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэф­фициент эластичности спроса по цене равен:

где Еd коэффициент эластичности спроса по цене; % Q — процентное изме­нение количества требуемого товара; % Р — процентное изменение цены.

Напомним, что процентное изменение переменной равно абсолют­ному изменению переменной, деленному на первоначальное значе­ние переменной, и умноженному на 100%:

Точно так же

Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положитель­ный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты все­го мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичнос­ти и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффи­циент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:

1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).

2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых на­сыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться).