Файл: Камаев Сокр курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.4. Рынок и механизм

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Глава 3. Рыночная организация хозяйства

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Раздел II микроэкономика

Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса

Шкала спроса на бананы

Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

4.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения предложение.Закон предложения. Кривая предложения

Неценовые детерминанты предложения

4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия

Паутинообразная модель рыночного равновесия

4.4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность предложения

Эластичность спроса по доходу

Перекрестная эластичность

Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупав­ших этот товар, купить его еще.

Ч2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар.

Эти две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто рань­ше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.

3. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить по­требление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Эту причину называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо более дорогостоящих свинины, телятины и пр.

Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может быть представ­лена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, напри­мер, на бананы и спросом на него (прочие факторы, о которых мы будем говорить позже, остаются неизменными) (табл. 4.1).

Таблица 4.1


Шкала спроса на бананы

(данные гипотетические)

Цена за 1 кг, руб.

Недельная потребность в продукте семьи, состоящей из трех человек, кг

30

0,5

23

1

14

2

8

4

Из табл. 4.1 видно, что у покупателей существуют намерения при­обретать бананы по данной цене, но не ясно, какая из четырех воз­можных цен реально существует на рынке. Спрос при этом должен относиться к определенному отрезку времени — дню, неделе, меся­цу, году, иначе нет смысла в сравнительном анализе.

Кривая спроса

Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить (Q) по каждой из этих цен (Р) при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей (рис. 4.1).

Охарактеризуем кривую спроса:

1. Любой точке на кривой спроса D соответствуют определенные значения двух переменных: цены (Р) и количества товаров (Q), на которое предъявлен спрос.

2. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку с рос­том цены спрос падает.

3. Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков.

4. Сам по себе наклон кривой спроса — это графическая иллюс­трация закона убывающей предельной полезности (см. гл. 5). По­лезность каждой новой потребленной единицы блага меньше, чем предыдущей, так как происходит насыщение потребности. Поэтому покупать больше товаров потребитель будет только по более низ­кой цене.

5. Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса в зависимости от цены, т. е. причиной изменения величины спроса является измене­ние цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахерс­ких увеличилась — число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неце­новые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличива­ется. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса.


Неценовые детерминанты спроса

К основным неценовым детерминантам спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые из­меняется в прямой зависимости от изменения дохода, называются то­варами высшей категории, или нормальными товарами: увеличе­ние дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, юве­лирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употребле­нии, и пр.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокра­щается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комп­лементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаи­мозаменяемым товарам можно отнести медь—алюминий, сливочное мас­ло—маргарин, говядина—свинина и т. д. В случае повышения цены на свинину кривая спроса на говядину сдвигается вправо. Товары называ­ются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них вле­чет за собой снижение спроса на другой: автомобиль — бензин, кофе в зернах — кофемолка, молоток — гвозди, DVD-плейеры — компакт-дис­ки и т. д. В случае повышения цен на DVD-плейеры снижается спрос на компакт-диски (так как меньше людей будет покупать DVD-плейеры). Кривая спроса на компакт-диски сдвигается влево.

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей фор­мируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обыча­ев, образования, моды, рекламы и т. д. При их изменении кривая спро­са на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомо­били в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожида­ется рост цен в будущем месяце. Кривая спроса на автомобили сдвинет­ся вправо. Или другой пример: можно купить компьютер уже сейчас, если вскоре ожидается повышение заработной платы. При ажиотажном росте спроса в случае инфляции кривые спроса на многие товары сдви­гаются вправо.

5. Численность потребителей на рынке. Увеличение числа потре­бителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повыше­ние рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д. Кривая спро­са на эти товары сдвигается вправо.



4.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения предложение.Закон предложения. Кривая предложения

Предложение (suggestion) товара — это количество товара, которое продавцы желают и могут поставить на рынок в течение некоторого периода. По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на бананы была установлена 200 руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы по­купать бананы по такай высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т. е. предложение определяется только поведением про­давцов, тогда как объем продаж — поведением как продавцов, так и покупателей.

Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара: с повышением цены предложение товара возрастает, а со снижением цены — сокра­щается, так как в случае роста цены производитель получает боль­ший доход (при неизменных издержках).

По аналогии со спросом, существует и шкала предложения, на основе которой на графике строят кривую предложения. Обычно она является возрастающей (кривая 5), так как показывает прямую связь

Рис. 4.2. Кривая предложения

между ценой (Р) и количеством предлагаемого товара (Q) (рис. 4.2). Повышение цены с Ро до Р1. приводит к увеличению предложения с Qо до Q1 При построении кривой предложения мы также исходим из того, что неценовые факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными. Охарактеризуем кривую предложения:

1. Положение и угол наклона кривой определяются главным об­разом издержками производства товара. Фирмы не будут постав­лять товар на рынок, пока цена не перекроет издержки на его про­изводство.

2. Кривая имеет положительный наклон (направлена вверх), по­казывая тем самым, что между ценой и предложением существует пря­мая связь.

3. При движении вдоль кривой предложения, например, из точки А в точку В (см. рис. 4.2) изменяется величина предложения товара, т. е. причиной изменения величины предложения служит изменение цены на данный товар. Остальные факторы предложения остаются при этом постоянными. Если же эти факторы (неценовые детерми­нанты) изменяются, то кривые предложения сдвигаются либо впра­во, если предложение увеличивается (кривая S1), либо влево, если предложение уменьшается (кривая S2). Тогда мы говорим об измене­нии предложения, или объема предложения.