Файл: Камаев Сокр курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.4. Рынок и механизм

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Глава 3. Рыночная организация хозяйства

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Раздел II микроэкономика

Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса

Шкала спроса на бананы

Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

4.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения предложение.Закон предложения. Кривая предложения

Неценовые детерминанты предложения

4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия

Паутинообразная модель рыночного равновесия

4.4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность предложения

Эластичность спроса по доходу

Перекрестная эластичность

Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

3. На рынках ряда продовольственных товаров (например, карто­фель, макароны). Если уровень экономического развития страны очень низок, то основная масса населения тратит на лх приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литера­туре это явление получило название эффекта Гиффена.

4. В случае безудержной инфляции, когда повышение цен спо­собствует ажиотажному росту спроса.

Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Еd =1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эласти­чен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4.6). При первоначальной цене (Р1) общая выручка (произведение цены Р1 и количества товара Q1) равна площади прямоугольника P1AQ1O. Если цена снизится до Р2, то спрос увеличится до Q2 Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольникаP2BQ2O, что, очевидно, больше, чем перво­начальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены.

Спрос называется неэластичным по цене, если данное процент­ное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спро­са (коэффициент эластичности меньше 1). Например, цена на товар увеличилась на 3%., а спрос при этом уменьшился только на 1% (Ed = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене. Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, ока-

зывается больше прироста выручки за счет расширения объема про­даж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.

Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изме­нение цены ведет точно к такому же процентному изменению спро­са. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В слу­чае единичной эластичности изменение цены не приводит к изме­нению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж.


Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершен­но эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (кривая спроса D на рис. 4.7, Ed= 0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена по­высится, то не приобретут ничего (кривая спроса D1 на рис. 4.7, Ed здесь равен бесконечности). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей.


Ценовая эластичность предложения

Ценовая эластичность предложения, или эластичность предложения по цене, показывает чувствительность предложения к изменению рыночной цены. Она представляет собой процентное изменение величины предложения товара, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеря­ется коэффициентом-эластичности предложения по цене s).

где Еsкоэффициент эластичности предложения по цене; %ΔQ — процент­ное изменение количества предлагаемого товара; %ΔР — процентное изме­нение цены.

Предложение называется эластичным по цене, если данное про­центное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь больше 1 (кривая S1 на рис. 4.8).

Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному измене­нию предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (кри­вая S2 на рис. 4.8).

Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (кривая S3 на рис. 4.8).

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — совершенно эластичное (кривая S1 на рис. 4.9, Es равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая S2 на рис. 4.9, Еs = 0). Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке тру­да, а примером абсолютно неэластичного предложения — кривая пред­ложения земли.

Эластичность спроса по доходу

Как нам уже известно, изменения в доходе

потребителя влияют на изменения объема спроса: для нормальных товаров кривая спроса сдвигается вправо, а для товаров низ­шей категории — влево. Чувствительность спроса к изменениям в доходе потребителя измеряется при помощи эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу — это процентное измене­ние спроса, вызванное 1%-ным изменением дохода:


где Еiкоэффициент эластичности спроса по доходу; % ΔQпроцентное изменение количества спрашиваемого товара; % ΔI — процентное изменение дохода.

Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу — ве­личина положительная i>0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары увеличивается; а для товаров низшей категории — от­рицательная (Ei<()), так как с увеличением дохода спрос на эти то­вары уменьшается. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен по доходу i>1), а предметы первой необходимости имеют неэлас­тичный спрос по доходу i<1). У богатых людей с ростом дохода доля потребительских расходов, приходящаяся на предметы первой необходимости, такие, как хлеб и обувь, падает. У бедных же боль­шая часть доходов тратится на предметы первой необходимости. Таким образом, по мере того, как страна становится богаче (растет уровень благосостояния общества), отрасли, производящие товары низшей категории, сокращают выпуск продукции. Темпы роста от­раслей, производящих товары первой необходимости, ниже сред­них, а темпы роста отраслей, производящих предметы роскоши, выше средних.


Перекрестная эластичность

Как нам уже известно, спрос на товары зависит также от цен на взаимосвязанные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Для того, чтобы выявить количественно эту зависимость, в экономике используется понятие перекрестной эластичности. Пере­крестная эластичность спроса по цене — это процентное измене­ние спроса на один товар, вызванное 1%-ным изменением цены дру­гого товара:

где ΔEij — коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене товара i по отношению к товару j; %ΔQi— процентное изменение спроса на товар г; Pj. — процентное изменение цены товара j).

Для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной эла­стичности положителен ij >0), так как с повышением цены на один товар увеличивается спрос на другой (повышается цена говядины — растет спрос на свинину). Чем больше положительный коэффици­ент эластичности между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар другим. Для взаимодополняе­мых товаров коэффициент перекрестной эластичности отрицателен (Eij <0), так как с ростом цены на один товар снижается спрос на дру­гой (повышается цена DVD-плейеров — снижается спрос на компакт-диски). Высокая отрицательная перекрестная эластичность свиде­тельствует о важной дополняемости товаров.

Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

Сейчас мы поговорим о времени, в течение которого покупатели и продавцы реагируют на изменение цен, т.е. о краткосрочной и долгосрочной кривых спроса и предложения.

Краткосрочная кривая спроса показывает зависимость спроса от цены в случае, если покупатели не полностью приспособились к ее изменению. Например, когда цена на нефть, а значит, и на бензин резко возрастает, покупатели не могут сразу на это среагировать, так как имеют марки автомобилей, потребляющие большое количество топлива. Спрос на бензин оказывается неэластичным по цене в крат­косрочном периоде (кривая спроса Ds на рис. 4.10). Со временем одни покупатели продадут свои автомобили и станут пользоваться обще­ственным транспортом, другие сменят автомобили на малолитраж­ные и т. д., т. е. в долгосрочном периоде спрос становится более элас­тичным, а, следовательно, кривая спроса сдвинется и станет более эла­стичной (DL на рис. 4.10).