ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Науки об организме человека
1.Анатомия -(гречес.anatome- «рассечение») - наука о строении организма и его органов.
Методы Анатомии:
- вскрытие мертвого тела и изучение его органов.
В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.
Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.
-методы прижизненного исследования:рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.
2.Физиология - наука о функциях организма и его органов.
Функция органа- это его работа.
Строение органов и их функции тесно связаны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной стороне кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.
Методы физиологии:
А.Эксперимент - опыт, искусственное воспроизведение /моделирование какого-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.
Хронические эксперименты – это длительные эксперименты на живых животных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, которой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.
Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции.Благодаря экспериментальным животным - лягушкам, морским свинкам, собакам и обезьянам - удалось выяснить, какие функции выполняет каждый орган.
Б.Исследование работы любого органа человека и животного при помощиприборов:электрокардиограмма позволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.
В.Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологических жидкостей.
Г.Инструментальные методы исследования.
3.Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») — область /раздел медицины, изучающаявлияние условийжизни, трудас целью создания оптимальных условиядля существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактикиразличных заболеваний.
→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины.
Основные разделы науки Гигиены: общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.
Методы гигиены:
-клинические - выяснение причин массовых заболеваний,
-физиологические - установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды,
-лабораторные - анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).
Факторы воздействующие на организм:
Биологические— микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.
Химические — химические элементы и их соединения.
На каждый этот фактор врачи-гигиенистыразрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации веществ),превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, асанитарные врачиследят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭСсанитарным врачам).
Так, ПДК хлора в водопроводной воде - 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.
Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи - гигиенисты:выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и институтах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.
Гигиенические Рекомендации внедряются через СЭС (санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологические центры).
Инспектору СЭЦданы большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукцияне соответствуют санитарным нормам; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.
Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарныенормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраивающие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.
Санитарные врачиустанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляюткарантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.
Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.
Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.
Эпидемия- широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.
4. Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - теория здоровьяскладывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.
-это интегральная наукат.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.
Точнее Валеология - это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,
2.резервах здоровья человека,
3. правилах гигиены,
4.основах экологической грамотности.
Что такое здоровье?в биологическом смысле - это физиологическаяадаптация /приспособлениеконкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.
Какие факторы провоцируют негативные сдвигив состоянииздоровья человека?
11 Советов для Долголетия (Элементы Здорового Образа Жизни) разработанных международной группой врачей, психологов, диетологов:
1.активный умственный труд;
2.работа, которая приносит радость;
3.самореализация (выбирать профессию самому, а не ту за которую больше платят, более престижная или хотят родители);
4.рациональное питание;
5.питание в соответствии с возрастом (по мнению ученых, чем меньше, тем лучше, но не доводить организм до истощения);
6.периодическое употребление сладостей;
7.улыбка, позитивный настрой
На физиологическое состояниечеловека большое влияние оказывает егопсихоэмоциональноесостояние, которое зависит, в свою очередь, от егоментальныхустановок. => Поэтому некоторые авторы считают, чтодля здорового образа жизни важны:
-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.
-духовное самочувствие:способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.Оптимизм.
- «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
8.Эмоциональная разрядка;
9.отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
10.Сон при температуре 17-18 градусов, около 8 часов;
11.постоянные физические нагрузки, закаливание с учётом возрастных и физиологических особенностей.
12.соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
Элементы здорового образа жизни в идеале должны воспитываться с раннего детства и закрепляться виде здоровых привычек и навыков.
Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:
1.социальном:пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
2.инфраструктурном: конкретные условия в которых живет личность (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
3.личностном:ценности человека, его уклад быта.
Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни
Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).
Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.
Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.
Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).
Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.
Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.
Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.
Брэгг, Поль — автор многочисленных книг.
Шелтон, Герберт — диетолог и автор книг по здоровому питанию.
Биологическая и Социальная (Биосоциальная) Природа вида Человек Разумный (Homo Sapiens):
С появлением на свет младенца включается:
1.генетическая программаи
2.социальная программа(передача опыта поведения среди людей, подготовка к трудовой деятельности).
1) Биологическая природа человека: Поскольку человек относится к царству животных, для него характерны черты свойственные животным: ест, спит, чувство страха, инстинкт самосохранения болезни.
Ранние этапы антропогенеза проходили по биологическим законам(естественный отбор) так сформировалисьбиологические особенности и РАСЫ видаЧеловек разумный (Homo sapiens).
2) Социальная природа человеказаключается в том, что он только в обществе становится «человеком».
без социальной средычеловек сформироваться не может- т.к не сформируются: