ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Историография как научная дисциплина. Принципы и методы историографического познания.
6. Исторические сочинения первой четверти XVIII в.
7. Историческая концепция в.Н. Татищева.
Историки м.П. Погодин и н.Г. Устрялов
Историческая концепция с.М. Соловьева
Исторические воззрения «легальных марксистов»
19. Демократическое направление российской историографии в середине XIX в. А.П. Щапов.
32. Исторические представления теоретиков народничества. Н.М. Михайловский.
1.Историография как научная дисциплина. Принципы и методы историографического познания.
Историография изучает процесс развития исторической науки.
Изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю совершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений, общественных явлений.
Задачи историографиикак специальной исторической науки
1. изучение закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ;
2. анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;
3. исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе,введения в научный оборот источников;
4. изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа.
5. анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований;
6. изучение исторических научных учреждений, системы подготовки кадров историков;
7. распространение исторических знаний, состояние научной и научно-популярной
периодической печати;
8. исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие философии, истории Запада на российских ученых;
9. изучение объективных условий развития исторической науки (особенно политики правительства).
Принципы и методы историографии
В основе историографического познания лежат мировоззренческие принципы,
объединяющие историографию с другими историческими науками. Важнейшим принципом
для историка исторической науки является принцип историзма, суть которого заключается в
том, что любое историографическое явление (концепция ученого, позиция направления,
школы) должно рассматриваться в развитии в связи с обусловившими его факторами.
Впервые принцип историзма в российской исторической науке успешно применил
крупнейший историк XIX в. С.М. Соловьев.
Методы историографического познания
В современной историографической науке под методами понимается совокупность
мыслительных приемов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют
следующие методы историографического познания:
1. сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей,самобытности и степени заимствования;
2. хронологический метод, направляющий на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;
3. проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить широкие темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Некоторые ученые (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала,а не исследования прошлого;
4. метод периодизации, направленный на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре;
5. метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившего знания, проверить выводы прежних исследователей данными сегодняшнего дня;
6. метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущего науки на основе достижения современной историографии.
6. Исторические сочинения первой четверти XVIII в.
С этого времени гораздо в большей степени устанавливается тесная связь с западноевропейской историографией, переводится сравнительно большое количество иностранных работ по всеобщей истории. Среди переводов отметим «Введение в гисторию Европейскую» Самуила Пуффсидорфа.
Философское осмысление человеческой истории в XVIII в. связано, прежде всего, с учением о естественном праве и общественном договоре. Выдающимися приверженцами этого учения были голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645) и английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Важнейшим сочинением Гроция стал труд «О праве войны и
мира», опубликованный в 1625 г
Феофану Прокоповичу принадлежит труд «История императора Петра
Великого от рождения era до Полтавской баталии.
В 1708г. Петр I поручил справщику московской типографии, дьяку Ф. Поликарпову написать историю России. Задачи были четко определены: нужно было идеологическое обоснование политики абсолютизма. Историчискими источниками должны были послужить древние русские летописи, при этом автор должен максимально восхвалять идеи Петра 1, но Поликарпов не признавал реформаторскую политику и в «своей истории» не сделал никакого восхвалительного акцента, достаточно сухо описав Северную войну против Шведов.
Поликарпов не смог угодить ни царю ни элитам.
развитие историографии в XVII — начале XVIII в.
происходило в двух направлениях. Первое — это историография, воодушевленная инаполненная идеями естественного права и общественного договора. Иными словами, социальный заказ развивающегося абсолютизма. Второе — в это время начинают специально собирать и издавать письменные исторические источники.
7. Историческая концепция в.Н. Татищева.
В XVIII в. в европейской науке произошли заметные сдвиги в развитии философии и истории. В работах европейских ученых Д. Локка, Л. Гоббса, распространение получили теории «естественного права» (Право на жизнь, свободу, равенство), (которые нельзя отменить) и «общественного договора» (гражданское общество, устраивавшее всё население правительство) они начинают проникать и в Россию. Идея Татищева о значении географического положения совпали с идеей Монтескье.
Татищев впервые делает попытку объяснить причины происходивших событий, подчеркивая, что «ничто само собою без причины и внешнего действа приключиться не может», тем самым указывая на существующие закономерности в развитии народов. История человечества есть не что иное, как развитие человеческого разума – считал Татищев.
Татищев сравнивал развитие
человечества с развитием человека: «како разделяете состояние всего мира на станы
младенческий, юношеский и протчее».
Первый шаг к «всемирному умопросвесчению» — это есть «обретение букв, Эпоха младенчества — это время до письменное, когда люди жили по естественному закону.
Юность, второй этап в развитии человечества, связывалась у Татищева с пришествием
Христа. Учение же Христа принесло с собой не только душевное спасение, но и прежде всего благодаря этому «все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонничество и суеверие исчезать»
Третий этап «Мужеский стан» когда книгопечатание открыло миру свет на многие вещи и
принесло человечеству огромную пользу.
Татищев пишет «Историю Российскую» состоит из 5 книг, где он пишет что решающим фактором для развития страны является география и что география и история тесно связаны. Татищев делает упор на политическую историю государства, а социально-экономические и культурные факторы остаются. А Развитие истории у Татищева связано с деятельностью конкретных
исторических личностей (князей, царей).
Татищев являлся родоначальником исторической науки в России. «Историю Российскую» Татищева
использовал как основу для своих произведений М.В. Ломоносов.
8. Академия наук в середине XVIII в. и разработка вопросов русской истории (М.В. Ломоносов и Г.Ф. Миллер). В этот день в Академии наук обсуждалась диссертация Герарда Фридриха Миллера "О происхождении народа и имени российского". На основании рассказа Повести временных лет о появлении Древнерусского государства Миллер доказывал, что оно возникло благодаря пришлым людям - варягам. Следуя за летописцем, отождествлявшим названия "варяги" и "русь", Миллер полагал очевидным, что название "русь" лишь закрепилось впоследствии за восточными славянами, а само происхождение его неславянское, заимствованное, пришедшее в славянский язык из родного языка Рюрика и его братьев. Пытаясь определить, кем были по этнической принадлежности варяги, он указывал на известных европейцам выходцев из Скандинавии - норманнов ("северных людей"), в IX-XI вв. наводивших ужас на всю Северную и Западную Европу. Таким образом, по мнению Миллера, представители скандинавского племени положили начало первому государству восточных славян и его первой династии (Рюриковичей). Они же дали ему свое название. Против этих положений Г.Ф. Миллера активно выступил М.В. Ломоносов, которому показалось, что аргументы немецкого ученого ущемляют достоинство русского народа: выходило, что славяне оказывались непричастны к появлению собственного государства, с самого начала ими правили иноземные правители, и даже самоназвание народа оказывалось иностранного происхождения. От таких утверждений было недалеко до вывода, что славяне не только не создали, но и не были способны создать собственное государство. |
|
По поручению императрицы Елизаветы Петровны Ломоносов написал отзыв на диссертацию Миллера, где вступил с ним в отчаянную полемику, выдвигая контраргументы, суть которых сводилась к тому, что "русь" - название исконно славянское, варягов нельзя отождествлять с норманнами, т.к. по происхождению они были не скандинавами, а пришедшими с берегов Балтики славянами. Следовательно, Древнерусское государство было создано самими славянами. Позже Ломоносов развил эти положения в ряде сочинений, в числе которых "Краткий российский летописец" и "Древняя российская история". Взгляды Миллера разделяли его соотечественники, как и он, находившиеся на русской службе - Иоганн Готлиб Байер и Август Людвиг Шлёцер. Следует отметить, что, в отличие от Ломоносова, историки-немцы имели гораздо больший опыт работы с историческими источниками. Однако можно предположить, что на их взгляды повлияла окружающая исторической обстановка: они приехали в Россию создавать историческую науку, учить и просвещать "необразованных" русских людей. В это дело они вложили все свои силы и способности (Миллер заложил основы современной российской этнографии, исторической географии, археографии, источниковедения - научных направлений, без которых сейчас невозможно представить историческую науку), осознавая при этом свое интеллектуальное превосходство. Ситуация, в которой создателями русского государства выступили иноземцы, для них находила аналогию в их собственной деятельности. Ломоносов в своей аргументации опирался на более поздние по происхождению источники. Создатель отечественной химии, физики, астрономии, современного русского литературного языка, к истории он обратился вынужденно, под влиянием отнюдь не научных обстоятельств. Недавнее историческое прошлое - засилье немцев при Анне Иоанновне - не находило в его душе сочувственного отклика. Для него, в отличие от Миллера, Байера и Шлёцера, аналогии между прошлым и современностью имели отрицательный характер. "Антинорманизм" Ломоносова более опирался на его патриотические чувства, нежели на научные аргументы. |