ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 8280
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
Методические рекомендации по изучению курса "гражданский процесс"
Программа учебной дисциплины "гражданский процесс"
Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Тема 2. Источники гражданского процессуального права
Тема 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
Тема 4. Гражданские процессуальные правоотношения
Тема 5. Подведомственность гражданских дел
Тема 6. Подсудность гражданских дел
Тема 7. Стороны в гражданском процессе
Тема 8. Третьи лица в гражданском процессе
Тема 9. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема 11. Представительство в суде
Тема 22. Постановления суда первой инстанции
Тема 23. Приказное производство
Тема 28. Рассмотрение гражданских дел в Дисциплинарном судебном присутствии
Раздел III. Проверка и пересмотр судебных актов
Тема 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Тема 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Раздел V. Правовое положение иностранных граждан и организаций в гражданском процессе
Тема 36. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека
Раздел VI. Арбитражный процесс
Тема 37. Основы знаний об арбитражном процессе
Раздел VII. Производство в суде первой инстанции
Тема 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
Тема 39. Третейское производство
Глава 1. Предмет гражданского процессуального права
§ 1. Судебная защита гражданских прав
§ 2. Гражданская процессуальная форма
§ 3. Предмет и метод гражданского процессуального права
§ 4. Виды гражданского судопроизводства
§ 5. Система гражданского процессуального права
§ 6. Взаимосвязь гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
§ 1. Понятие источников гражданского процессуального права
§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве
§ 3. Судебная практика и законодательство
§ 4. Действие гражданского процессуального законодательства.
§ 5. Нормы гражданского процессуального законодательства
Глава 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
§ 2. Организационно-функциональные принципы
Глава 4. Гражданские процессуальные правоотношения
§ 1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений
§ 2. Предпосылки возникновения
§ 3. Объект и содержание процессуальных правоотношений
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных отношений
Глава 5. Подведомственность гражданских дел
§ 1. Понятие подведомственности
Глава 6. Подсудность гражданских дел
§ 1. Понятие и виды подсудности
§ 2. Родовая подсудность гражданских дел
§ 3. Территориальная (местная) подсудность
§ 4. Передача дела, принятого к своему производству,
Глава 7. Стороны в гражданском процессе
§ 1. Состав участников гражданского процесса
§ 2. Стороны в гражданском процессе
§ 4. Замена ненадлежащего ответчика
§ 5. Процессуальное правопреемство
Глава 8. Третьи лица в гражданском процессе
§ 1. Понятие и виды третьих лиц
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований
Глава 9. Участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,
Глава 10. Участие в гражданском процессе государственных
§ 2. Процессуальные формы участия
Глава 11. Представительство в суде
§ 1. Понятие судебного представительства
§ 2. Виды судебного представительства
§ 3. Полномочия судебных представителей
Глава 12. Процессуальные сроки
§ 1. Понятие и значение процессуальных сроков
§ 2. Виды процессуальных сроков
§ 3. Исчисление процессуальных сроков
§ 4. Продление и восстановление процессуальных сроков
§ 2. Понятие, размер и порядок уплаты
§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела
§ 4. Распределение судебных расходов и возмещение
Глава 14. Ответственность в гражданском судопроизводстве
§ 1. Дискуссия об ответственности
§ 3. Виды и субъекты ответственности
Глава 15. Доказывание и доказательства
§ 1. Понятие судебного доказывания
§ 4. Факты, не подлежащие доказыванию
§ 5. Распределение обязанностей по доказыванию
§ 6. Относимость и допустимость доказательств
§ 8. Объяснения сторон и третьих лиц
§ 10. Письменные доказательства
§ 11. Вещественные доказательства
§ 12. Аудио- и видеозаписи как доказательства
§ 15. Обеспечение доказательств
§ 1. Понятие и сущность исковой формы защиты права
§ 6. Средства защиты ответчика против иска
§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права
Глава 17. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел искового производства
§ 1. Значение изучения процессуальных особенностей
§ 2. Применение общих и специальных процессуальных норм
§ 3. Влияние характера материальных правоотношений
Глава 18. Возбуждение гражданского дела в суде по исковым делам
§ 1. Понятие стадии возбуждения гражданского дела
§ 2. Понятие, форма и содержание искового заявления
§ 3. Порядок предъявления, принятия или отказа
Глава 19. Подготовка дел к судебному разбирательству
§ 1. Значение стадии подготовки дел
§ 2. Объем и содержание процессуальных действий
§ 3. Предварительное судебное заседание по делу
Глава 20. Правовое регулирование информационного обеспечения участников гражданского процесса
§ 1. Судебные повестки, правила их вручения
§ 2. Последствия неявки надлежащим образом
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
Глава 21. Судебное разбирательство
§ 1. Понятие и значение стадии судебного разбирательства
§ 2. Порядок разбирательства дела в суде первой инстанции
§ 3. Составные части судебного заседания
§ 4. Протокол судебного заседания
§ 5. Отложение разбирательства дела
§ 6. Приостановление производства по делу
§ 7. Окончание производства по делу без вынесения решения
Глава 22. Постановления суда первой инстанции
§ 1. Понятие и виды судебных постановлений
§ 2. Содержание судебного решения
§ 3. Требования, которым должно отвечать судебное решение
§ 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
§ 6. Законная сила судебного решения
§ 7. Определения суда первой инстанции
Глава 23. Приказное производство
§ 1. Понятие приказного производства и судебного приказа
§ 2. Основания для выдачи судебного приказа
§ 3. Порядок приказного производства
Глава 24. Заочное производство и заочное решение
§ 1. Понятие и значение заочного производства
§ 2. Условия и порядок заочного производства
§ 3. Содержание заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
§ 5. Содержание заявления об отмене заочного решения
§ 6. Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
§ 7. Законная сила заочного решения
Глава 25. Производство по гражданским делам у мирового судьи
§ 1. Подсудность гражданских дел мировым судьям
§ 2. Особенности процессуального порядка рассмотрения
Глава 26. Производство по рассмотрению заявлений
§ 2. Возбуждение производства по делу
Глава 27. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных
§ 2. Общие особенности рассмотрения дел,
§ 3. Производство по делам об оспаривании
§ 4. Порядок рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании
§ 5. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения
§ 6. Временное размещение иностранного гражданина,
§ 7. Производство по делам об административном надзоре
Глава 28. Рассмотрение гражданских дел в дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
§ 1. Понятие особого производства
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка
§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим
§ 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание
§ 6. Объявление несовершеннолетнего полностью
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина в
§ 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений
§ 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных
§ 12. Восстановление утраченного судебного производства
Глава 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
§ 1. Общая характеристика апелляционного производства
§ 2. Право апелляционного обжалования
§ 3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
§ 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
§ 5. Основания для отмены или изменения решения суда
§ 6. Апелляционное обжалование определений суда
§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений,
§ 2. Право кассационного обжалования
§ 3. Возбуждение кассационного производства
§ 4. Суды, рассматривающие дела по кассационным жалобам.
§ 5. Права суда кассационной инстанции и основания
§ 6. Постановление, определение суда кассационной инстанции
§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу
§ 2. Возбуждение надзорного производства
§ 3. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел
§ 4. Основания к отмене в порядке надзора решений,
§ 1. Понятие вновь открывшегося и нового
§ 2. Процессуальный порядок пересмотра решений,
Глава 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
§ 1. Правовая природа исполнительного производства
§ 2. Участники исполнительного производства
§ 3. Акты судов и иных органов, подлежащие исполнению
§ 6. Общие правила исполнительного производства
§ 7. Обращение взыскания на имущество должника
§ 8. Особенности обращения взыскания
§ 9. Обращение взыскания на заработную плату
§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями
§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
Глава 35. Гражданские процессуальные права
§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
§ 3. Иски к иностранным государствам
§ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов
Глава 36. Порядок обращения и производство в европейском суде по правам человека
§ 1. Европейский суд по правам человека:
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела
§ 5. Значение решений и постановлений
Глава 37. Основы знаний об арбитражном процессе
§ 1. Система, состав, структура и функции арбитражных судов
§ 2. Принципы арбитражного процессуального права
§ 3. Подведомственность дел арбитражным судам
§ 4. Подсудность дел арбитражным судам
§ 5. Участники арбитражного процесса
§ 6. Доказывание и доказательства в арбитражном суде
§ 7. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения
§ 8. Подготовка к судебному разбирательству,
§ 9. Пересмотр решений арбитражного суда
§ 10. Исполнение решений арбитражного суда
Глава 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
§ 1. Общая характеристика нотариата
§ 2. Российский нотариат как нотариат латинского типа
§ 3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
§ 4. Общие правила совершения нотариальных действий
§ 5. Виды нотариальных действий и правила их совершения
Глава 39. Третейское производство
§ 1. Основы организации и деятельности
§ 2. Третейское разбирательство и разрешение дел
Если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу, суд оставляет заявление без рассмотрения, что влечет окончание процесса (ч. 8 ст. 222ГПК РФ). Аналогичные последствия влечет неявка сторон, не просивших о разбирательстве дела в их отсутствие, не явившихся в суд по вторичному вызову. Если же истец просил рассмотреть дело в его отсутствие либо если ответчик потребует разбирательства дела по существу при отсутствии такой просьбы, дело может быть рассмотрено судом в отсутствие истца (если суд не признает его участия в судебном заседании обязательным) по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
По общему правилу суд не вправе признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если они обратились к суду с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Исключением является право суда при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, действия или решения которых оспариваются (ч. 4 ст. 246ГПК РФ), а также в случае, когда участие заявителей и других лиц является обязательным в силу закона (ст. 273ГПК РФ).
Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
В случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или его отложении.
Если вызванный свидетель, эксперт, специалист, переводчик не явился в судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до 1000 руб. Свидетель при неявке в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 2 ст. 168ГПК РФ).
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
находящихся за границей
Предусмотренные ст. 113ГПК РФ формы судебных извещений и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.
Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностранных государств определяется международными договорами с участием Российской Федерации.
В ряде международных договоров <1> под правовой помощью понимается выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством договаривающихся сторон, в частности пересылка и вручение документов.
--------------------------------
<1> Россия является участницей договоров об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам. Большинство из них было заключено еще Советским Союзом, а часть договоров (в основном в рамках СНГ) заключена в период с 1992 г. по настоящее время Российской Федерацией. См.: Ефремов Л. О некоторых вопросах применениямеждународных договоров о взаимном оказании правовой помощи в работе арбитражных судов // Хозяйство и право. 1998. N 3.
Суд, вынося определение об извещении ответчика, находящегося за границей, направляет за границу не само определение, а предусмотренные договорами судебные поручения и извещения, составленные в соответствии с образцами.
Все судебные поручения направляются за границу по общему правилу через Министерство юстиции РФ. Подлежащие вручению документы должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемого государства, кроме случаев, когда получатель согласен принять адресованный ему документ без перевода.
При этом согласно договорам, заключенным с КНР, Республикой Куба, КНДР, бывшими социалистическими странами (Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Монголией и др.) и странами СНГ, Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими центральными органами юстиции этих государств непосредственно.
Учреждения юстиции других государств (Австрии, Алжира, Бельгии, Греции, Ирака, Италии, Йемена, Кипра, США, Туниса, ФРГ, Финляндии, Франции и др.) при оказании правовой помощи по гражданским делам сносятся друг с другом в дипломатическом порядке: Министерство юстиции РФ направляет судебные поручения в МИД России, а последнее через консульские отделы посольств передает их по назначению.
С учетом этого в первом случае для выполнения поручения требуется до четырех месяцев, во втором - до шести месяцев. В течение указанных сроков суды должны ожидать выполнения своих поручений и, следовательно, определять даты судебного заседания.
Международные договоры с участием Российской Федерации могут содержать нормы и об иных сроках для выполнения судебных поручений. В случае направления судебного поручения органам государства, участвующего в таком международном договоре, судебное поручение суда направляется за границу не позднее указанного в международном договоре срока до дня рассмотрения дела.
В том случае, если между Россией и иностранным государством не заключено международного договора о правовой помощи, следует исходить из того факта, является ли иностранное государство наряду с Россией участником Конвенциио вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.).
В Российской Федерации был принят Федеральный законот 12 февраля 2001 г. N 10-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам".
В соответствии с Гаагской конвенциейРоссия должна определить полномочный орган, через который будет осуществляться выполнение запросов по вопросам, предусмотренным в Конвенции. Полномочный орган определенУказомПрезидента РФ от 24 августа 2004 г. N 1101 "О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам". Вп. 1данного Указа установлено, что Министерство юстиции РФ является центральным органом в соответствии сост. 2Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии сост. 9Конвенции.
Участвующие в Гаагской конвенции государства определили в качестве центральных различные органы, чаще всего - министерства юстиции. Финляндия, Швеция и Япония назначили центральным органом министерство иностранных дел <1>. Федеративные государства вправе назначить несколько центральных органов (ст. 18Гаагской конвенции). Центральный орган призван принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран-участниц, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2Гаагской конвенции). Подлежащие вручению судебные документы направляются в центральный орган компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом; они не нуждаются в легализации (ст. 3Гаагской конвенции).
--------------------------------
<1> См.: Марышева Н.И. Присоединение России к Гаагским конвенциям1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6.
Конвенция допускает вручение документов находящимся за границей лицам и непосредственно через свои дипломатические представительства или консульские учреждения <1>. Но каждое государство может (в соответствии со ст. 21Гаагской конвенции) заявить, что оно возражает против такого вручения на своей территории, кроме случаев, когда документ вручается гражданину того государства, откуда поступил документ (ст. 8Гаагской конвенции).
--------------------------------
<1> Это значительное новшество для российского законодательства и международной практики. Действующие договоры России, в том числе и со странами СНГ, допускают вручение судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств (ст. 12Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., соответствующие статьи всех двусторонних договоров России о правовой помощи).
Согласно Конвенции допускается использование и консульских каналов для передачи документов. Если того требуют исключительные обстоятельства, может быть использован и дипломатический путь (ст. 9Гаагской конвенции).
Если государство места вручения не заявит возражений, Конвенция не препятствует: 1) пересылке судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей; 2) осуществлению вручения судебных документов по усмотрению должностных лиц, судебных чиновников или других компетентных лиц непосредственно соответствующими работниками государства места вручения; 3) праву участника судебного процесса организовать вручение судебного документа непосредственно должностными лицами, судебными чиновниками или другими компетентными лицами государства места вручения (ст. 10Гаагской конвенции).
Особый порядок оказания правовой помощи установлен Конвенциейо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., подписанной государствами - членами Содружества Независимых Государств в Минске.
При выполнении Конвенции компетентные учреждения юстиции государств - участников Конвенции сносятся друг с другом через свои центральные органы (ст. 5Минской конвенции).
В Конвенции определены содержание, форма (ст. 7Минской конвенции) и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи (ст. 8Минской конвенции). В поручении о вручении документа, помимо обязательных реквизитов, должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.
Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на языке запрашиваемого государства или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.
Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10Минской конвенции).
Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения (ст. 11Минской конвенции).
Государства-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения (ст. 12Минской конвенции).
Участники Конвенциипри наличии просьбы оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.