ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 8312
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
Методические рекомендации по изучению курса "гражданский процесс"
Программа учебной дисциплины "гражданский процесс"
Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Тема 2. Источники гражданского процессуального права
Тема 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
Тема 4. Гражданские процессуальные правоотношения
Тема 5. Подведомственность гражданских дел
Тема 6. Подсудность гражданских дел
Тема 7. Стороны в гражданском процессе
Тема 8. Третьи лица в гражданском процессе
Тема 9. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема 11. Представительство в суде
Тема 22. Постановления суда первой инстанции
Тема 23. Приказное производство
Тема 28. Рассмотрение гражданских дел в Дисциплинарном судебном присутствии
Раздел III. Проверка и пересмотр судебных актов
Тема 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Тема 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Раздел V. Правовое положение иностранных граждан и организаций в гражданском процессе
Тема 36. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека
Раздел VI. Арбитражный процесс
Тема 37. Основы знаний об арбитражном процессе
Раздел VII. Производство в суде первой инстанции
Тема 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
Тема 39. Третейское производство
Глава 1. Предмет гражданского процессуального права
§ 1. Судебная защита гражданских прав
§ 2. Гражданская процессуальная форма
§ 3. Предмет и метод гражданского процессуального права
§ 4. Виды гражданского судопроизводства
§ 5. Система гражданского процессуального права
§ 6. Взаимосвязь гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
§ 1. Понятие источников гражданского процессуального права
§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве
§ 3. Судебная практика и законодательство
§ 4. Действие гражданского процессуального законодательства.
§ 5. Нормы гражданского процессуального законодательства
Глава 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
§ 2. Организационно-функциональные принципы
Глава 4. Гражданские процессуальные правоотношения
§ 1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений
§ 2. Предпосылки возникновения
§ 3. Объект и содержание процессуальных правоотношений
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных отношений
Глава 5. Подведомственность гражданских дел
§ 1. Понятие подведомственности
Глава 6. Подсудность гражданских дел
§ 1. Понятие и виды подсудности
§ 2. Родовая подсудность гражданских дел
§ 3. Территориальная (местная) подсудность
§ 4. Передача дела, принятого к своему производству,
Глава 7. Стороны в гражданском процессе
§ 1. Состав участников гражданского процесса
§ 2. Стороны в гражданском процессе
§ 4. Замена ненадлежащего ответчика
§ 5. Процессуальное правопреемство
Глава 8. Третьи лица в гражданском процессе
§ 1. Понятие и виды третьих лиц
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований
Глава 9. Участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,
Глава 10. Участие в гражданском процессе государственных
§ 2. Процессуальные формы участия
Глава 11. Представительство в суде
§ 1. Понятие судебного представительства
§ 2. Виды судебного представительства
§ 3. Полномочия судебных представителей
Глава 12. Процессуальные сроки
§ 1. Понятие и значение процессуальных сроков
§ 2. Виды процессуальных сроков
§ 3. Исчисление процессуальных сроков
§ 4. Продление и восстановление процессуальных сроков
§ 2. Понятие, размер и порядок уплаты
§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела
§ 4. Распределение судебных расходов и возмещение
Глава 14. Ответственность в гражданском судопроизводстве
§ 1. Дискуссия об ответственности
§ 3. Виды и субъекты ответственности
Глава 15. Доказывание и доказательства
§ 1. Понятие судебного доказывания
§ 4. Факты, не подлежащие доказыванию
§ 5. Распределение обязанностей по доказыванию
§ 6. Относимость и допустимость доказательств
§ 8. Объяснения сторон и третьих лиц
§ 10. Письменные доказательства
§ 11. Вещественные доказательства
§ 12. Аудио- и видеозаписи как доказательства
§ 15. Обеспечение доказательств
§ 1. Понятие и сущность исковой формы защиты права
§ 6. Средства защиты ответчика против иска
§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права
Глава 17. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел искового производства
§ 1. Значение изучения процессуальных особенностей
§ 2. Применение общих и специальных процессуальных норм
§ 3. Влияние характера материальных правоотношений
Глава 18. Возбуждение гражданского дела в суде по исковым делам
§ 1. Понятие стадии возбуждения гражданского дела
§ 2. Понятие, форма и содержание искового заявления
§ 3. Порядок предъявления, принятия или отказа
Глава 19. Подготовка дел к судебному разбирательству
§ 1. Значение стадии подготовки дел
§ 2. Объем и содержание процессуальных действий
§ 3. Предварительное судебное заседание по делу
Глава 20. Правовое регулирование информационного обеспечения участников гражданского процесса
§ 1. Судебные повестки, правила их вручения
§ 2. Последствия неявки надлежащим образом
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
Глава 21. Судебное разбирательство
§ 1. Понятие и значение стадии судебного разбирательства
§ 2. Порядок разбирательства дела в суде первой инстанции
§ 3. Составные части судебного заседания
§ 4. Протокол судебного заседания
§ 5. Отложение разбирательства дела
§ 6. Приостановление производства по делу
§ 7. Окончание производства по делу без вынесения решения
Глава 22. Постановления суда первой инстанции
§ 1. Понятие и виды судебных постановлений
§ 2. Содержание судебного решения
§ 3. Требования, которым должно отвечать судебное решение
§ 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
§ 6. Законная сила судебного решения
§ 7. Определения суда первой инстанции
Глава 23. Приказное производство
§ 1. Понятие приказного производства и судебного приказа
§ 2. Основания для выдачи судебного приказа
§ 3. Порядок приказного производства
Глава 24. Заочное производство и заочное решение
§ 1. Понятие и значение заочного производства
§ 2. Условия и порядок заочного производства
§ 3. Содержание заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
§ 5. Содержание заявления об отмене заочного решения
§ 6. Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
§ 7. Законная сила заочного решения
Глава 25. Производство по гражданским делам у мирового судьи
§ 1. Подсудность гражданских дел мировым судьям
§ 2. Особенности процессуального порядка рассмотрения
Глава 26. Производство по рассмотрению заявлений
§ 2. Возбуждение производства по делу
Глава 27. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных
§ 2. Общие особенности рассмотрения дел,
§ 3. Производство по делам об оспаривании
§ 4. Порядок рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании
§ 5. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения
§ 6. Временное размещение иностранного гражданина,
§ 7. Производство по делам об административном надзоре
Глава 28. Рассмотрение гражданских дел в дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
§ 1. Понятие особого производства
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка
§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим
§ 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание
§ 6. Объявление несовершеннолетнего полностью
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина в
§ 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений
§ 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных
§ 12. Восстановление утраченного судебного производства
Глава 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
§ 1. Общая характеристика апелляционного производства
§ 2. Право апелляционного обжалования
§ 3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
§ 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
§ 5. Основания для отмены или изменения решения суда
§ 6. Апелляционное обжалование определений суда
§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений,
§ 2. Право кассационного обжалования
§ 3. Возбуждение кассационного производства
§ 4. Суды, рассматривающие дела по кассационным жалобам.
§ 5. Права суда кассационной инстанции и основания
§ 6. Постановление, определение суда кассационной инстанции
§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу
§ 2. Возбуждение надзорного производства
§ 3. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел
§ 4. Основания к отмене в порядке надзора решений,
§ 1. Понятие вновь открывшегося и нового
§ 2. Процессуальный порядок пересмотра решений,
Глава 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
§ 1. Правовая природа исполнительного производства
§ 2. Участники исполнительного производства
§ 3. Акты судов и иных органов, подлежащие исполнению
§ 6. Общие правила исполнительного производства
§ 7. Обращение взыскания на имущество должника
§ 8. Особенности обращения взыскания
§ 9. Обращение взыскания на заработную плату
§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями
§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
Глава 35. Гражданские процессуальные права
§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
§ 3. Иски к иностранным государствам
§ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов
Глава 36. Порядок обращения и производство в европейском суде по правам человека
§ 1. Европейский суд по правам человека:
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела
§ 5. Значение решений и постановлений
Глава 37. Основы знаний об арбитражном процессе
§ 1. Система, состав, структура и функции арбитражных судов
§ 2. Принципы арбитражного процессуального права
§ 3. Подведомственность дел арбитражным судам
§ 4. Подсудность дел арбитражным судам
§ 5. Участники арбитражного процесса
§ 6. Доказывание и доказательства в арбитражном суде
§ 7. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения
§ 8. Подготовка к судебному разбирательству,
§ 9. Пересмотр решений арбитражного суда
§ 10. Исполнение решений арбитражного суда
Глава 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
§ 1. Общая характеристика нотариата
§ 2. Российский нотариат как нотариат латинского типа
§ 3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
§ 4. Общие правила совершения нотариальных действий
§ 5. Виды нотариальных действий и правила их совершения
Глава 39. Третейское производство
§ 1. Основы организации и деятельности
§ 2. Третейское разбирательство и разрешение дел
--------------------------------
<1> Аналогичные вопросы возникали и возникают и в арбитражном процессе. В п. 12Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" было закреплено: "...заключение мирового соглашения не допускается по делам, возникающим из административно-правовых отношений". В новом АПК РФ 2002 г. вопрос решен иначе: "...экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным вглаве 15настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом"(ст. 190). Эта нормастатьивызывает некоторые возражения: если закон в виде исключения иногда и допускает распоряжение субъективными публичными правами (например, по делам, связанным с налоговыми правоотношениями), то это именно исключение. По некоторым же категориям дел это просто невозможно (например, по делам об оспаривании нормативных правовых актов). С нашей точки зрения, и вГПКРФ, и вАПКРФ следовало бы закрепить норму о том, что мировые соглашения (примирительные процедуры) по рассматриваемым делам не допускаются, за исключением случаев, установленных законом.
В этих делах не применяются правила заочногопроизводства (ч. 2 ст. 246ГПК РФ). Эта особенность неразрывно связана со следующей: суд может признатьобязательной явкув судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 1000 руб. (ч. 4 ст. 246ГПК РФ).
Суд не связан основаниями и доводамизаявленных требований. Иногда это положение ошибочно понимается в том смысле, что суд не связан предметом требования. Однако в законе (ч. 3 ст. 246ГПК РФ) речь идет об основаниях и доводах, т.е. применительно к исковому производству, об основании иска, а не о его предмете.
В производстве по делам из публичных правоотношений обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган,принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249ГПК РФ).
Кроме того, суд может истребовать доказательства по своей инициативев целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 1000 руб. (ч. 2 ст. 249ГПК РФ).
В соответствии со ст. 250ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а такжеиныелица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. С нашей точки зрения, такая формулировка нормы не вполне оправдана. Данная особенность применима не ко всем делам, возникающим из публичных правоотношений, а только к делам об оспаривании нормативных правовых актов. Иное понимание указанной нормы ограничивает доступ к правосудию, что противоречитКонституцииРФ.
При подаче заявления уплачивается государственная пошлина, которая рассчитывается по иным ставкам, нежели по делам искового производства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19НК РФ, при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц ставка установлена для физических лиц - 200 руб., для организаций - 3000 руб., а при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, ставка 200 руб.
По большинству дел, возникающих из публичных правоотношений, установлены специальные, чаще - сокращенные, сроки рассмотрения их в суде.
По данным делам сроки исковой давности (общий срок - три года) не применяются, законом установлены иные сроки подачи заявлений (десять дней, три месяца и др.). Более того, порядок применения указанных сроков отличается своеобразием. Как устанавливает п. 24Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", "принимая во внимание положениястатьи 256ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того,ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица" <1>(выделено мной. -А.В.).
--------------------------------
<1> Такой подход соответствуют разъяснениям, данным в п. 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с последующими изменениями и дополнениями): "Статьей 256ГПК РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск указанного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования фактических обстоятельств дела, в том числепри отсутствии заявления об этом государственного органа или должностного лица, действия которого оспариваются заявителем(выделено мной. -А.В.)".
Такое большое количество особенностей рассмотрения дел данного вида производства, а также особая общественная значимость дел указанной категории в последние годы снова породили предложения и споры о создании в России системы административных судов (в рамках судов общей юрисдикции или как самостоятельной системы) и об отнесении к их подведомственности (или подсудности) гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений. Следовательно, появились и проекты "Административно-процессуального кодекса", "Кодексаадминистративного судопроизводства" и подобных кодексов, призванных регулировать правила судопроизводства в указанных судах.
§ 3. Производство по делам об оспаривании
нормативных правовых актов
В предыдущем параграфебыли рассмотреныобщиеособенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. В данном и последующих параграфах будут проанализированы особенности каждой из категорий дел указанного производства.
Какие акты относить к нормативным правовым- вопрос, до конца не разрешенный даже в науке теории права. Применительно к целям производства по делам из публичных правоотношений Верховный Суд РФ попытался разъяснить его. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с последующими изменениями и дополнениями; далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 48) вп. 9устанавливает: "Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений".
К важным особенностям дел об оспаривании нормативных правовых актов можно отнести определенные трудности с определением подведомственноститакого дела.
Во-первых, не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном гл. 24ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенцииКонституционного Суда РФ.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 48(п. 1)<1> разъясняет, что судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актовниже уровняфедерального закона, перечисленных вч. 2 ст. 125Конституции РФ, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам). Однако судам общей юрисдикции неподведомственны дела об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствияКонституцииРФ, а также дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормамКонституцииРФ.
--------------------------------
<1>ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в ред. от 9 февраля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Во-вторых, при наличии в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерациисуды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку рассмотрение этих дел отнесеноч. 1 ст. 27ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, если в субъекте Российской Федерации такой суд не создан (т.е. отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет соответствия их конституции или уставу субъекта Российской Федерации), в целях реализации гарантированногоч. 1 ст. 46Конституции РФ права на судебную защиту рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции.
В-третьих, суды не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов в случаях, когда федеральным законом их рассмотрение прямо отнесено к ведению арбитражных судов.
Оспаривание всех иных нормативных правовых актов отнесено к ведению судов общей юрисдикции.
Что касается подсудностиданных дел, то она определяется по общим правилам подсудности, которые установленыст. ст. 24,26и27ГПК РФ. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных вст. ст. 26и27ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
По данной категории дел в суд может обратиться достаточно широкийкруг лиц и органов. Во-первых, это гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированныеКонституциейРФ, законами и другими нормативными правовыми актами <1>. Во-вторых, прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что акт противоречит закону полностью или в части. В-третьих, с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция <2>.