ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 8444
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
Методические рекомендации по изучению курса "гражданский процесс"
Программа учебной дисциплины "гражданский процесс"
Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Тема 2. Источники гражданского процессуального права
Тема 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
Тема 4. Гражданские процессуальные правоотношения
Тема 5. Подведомственность гражданских дел
Тема 6. Подсудность гражданских дел
Тема 7. Стороны в гражданском процессе
Тема 8. Третьи лица в гражданском процессе
Тема 9. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема 11. Представительство в суде
Тема 22. Постановления суда первой инстанции
Тема 23. Приказное производство
Тема 28. Рассмотрение гражданских дел в Дисциплинарном судебном присутствии
Раздел III. Проверка и пересмотр судебных актов
Тема 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Тема 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Раздел V. Правовое положение иностранных граждан и организаций в гражданском процессе
Тема 36. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека
Раздел VI. Арбитражный процесс
Тема 37. Основы знаний об арбитражном процессе
Раздел VII. Производство в суде первой инстанции
Тема 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
Тема 39. Третейское производство
Глава 1. Предмет гражданского процессуального права
§ 1. Судебная защита гражданских прав
§ 2. Гражданская процессуальная форма
§ 3. Предмет и метод гражданского процессуального права
§ 4. Виды гражданского судопроизводства
§ 5. Система гражданского процессуального права
§ 6. Взаимосвязь гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
§ 1. Понятие источников гражданского процессуального права
§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве
§ 3. Судебная практика и законодательство
§ 4. Действие гражданского процессуального законодательства.
§ 5. Нормы гражданского процессуального законодательства
Глава 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
§ 2. Организационно-функциональные принципы
Глава 4. Гражданские процессуальные правоотношения
§ 1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений
§ 2. Предпосылки возникновения
§ 3. Объект и содержание процессуальных правоотношений
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных отношений
Глава 5. Подведомственность гражданских дел
§ 1. Понятие подведомственности
Глава 6. Подсудность гражданских дел
§ 1. Понятие и виды подсудности
§ 2. Родовая подсудность гражданских дел
§ 3. Территориальная (местная) подсудность
§ 4. Передача дела, принятого к своему производству,
Глава 7. Стороны в гражданском процессе
§ 1. Состав участников гражданского процесса
§ 2. Стороны в гражданском процессе
§ 4. Замена ненадлежащего ответчика
§ 5. Процессуальное правопреемство
Глава 8. Третьи лица в гражданском процессе
§ 1. Понятие и виды третьих лиц
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований
Глава 9. Участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,
Глава 10. Участие в гражданском процессе государственных
§ 2. Процессуальные формы участия
Глава 11. Представительство в суде
§ 1. Понятие судебного представительства
§ 2. Виды судебного представительства
§ 3. Полномочия судебных представителей
Глава 12. Процессуальные сроки
§ 1. Понятие и значение процессуальных сроков
§ 2. Виды процессуальных сроков
§ 3. Исчисление процессуальных сроков
§ 4. Продление и восстановление процессуальных сроков
§ 2. Понятие, размер и порядок уплаты
§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела
§ 4. Распределение судебных расходов и возмещение
Глава 14. Ответственность в гражданском судопроизводстве
§ 1. Дискуссия об ответственности
§ 3. Виды и субъекты ответственности
Глава 15. Доказывание и доказательства
§ 1. Понятие судебного доказывания
§ 4. Факты, не подлежащие доказыванию
§ 5. Распределение обязанностей по доказыванию
§ 6. Относимость и допустимость доказательств
§ 8. Объяснения сторон и третьих лиц
§ 10. Письменные доказательства
§ 11. Вещественные доказательства
§ 12. Аудио- и видеозаписи как доказательства
§ 15. Обеспечение доказательств
§ 1. Понятие и сущность исковой формы защиты права
§ 6. Средства защиты ответчика против иска
§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права
Глава 17. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел искового производства
§ 1. Значение изучения процессуальных особенностей
§ 2. Применение общих и специальных процессуальных норм
§ 3. Влияние характера материальных правоотношений
Глава 18. Возбуждение гражданского дела в суде по исковым делам
§ 1. Понятие стадии возбуждения гражданского дела
§ 2. Понятие, форма и содержание искового заявления
§ 3. Порядок предъявления, принятия или отказа
Глава 19. Подготовка дел к судебному разбирательству
§ 1. Значение стадии подготовки дел
§ 2. Объем и содержание процессуальных действий
§ 3. Предварительное судебное заседание по делу
Глава 20. Правовое регулирование информационного обеспечения участников гражданского процесса
§ 1. Судебные повестки, правила их вручения
§ 2. Последствия неявки надлежащим образом
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
Глава 21. Судебное разбирательство
§ 1. Понятие и значение стадии судебного разбирательства
§ 2. Порядок разбирательства дела в суде первой инстанции
§ 3. Составные части судебного заседания
§ 4. Протокол судебного заседания
§ 5. Отложение разбирательства дела
§ 6. Приостановление производства по делу
§ 7. Окончание производства по делу без вынесения решения
Глава 22. Постановления суда первой инстанции
§ 1. Понятие и виды судебных постановлений
§ 2. Содержание судебного решения
§ 3. Требования, которым должно отвечать судебное решение
§ 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
§ 6. Законная сила судебного решения
§ 7. Определения суда первой инстанции
Глава 23. Приказное производство
§ 1. Понятие приказного производства и судебного приказа
§ 2. Основания для выдачи судебного приказа
§ 3. Порядок приказного производства
Глава 24. Заочное производство и заочное решение
§ 1. Понятие и значение заочного производства
§ 2. Условия и порядок заочного производства
§ 3. Содержание заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
§ 5. Содержание заявления об отмене заочного решения
§ 6. Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
§ 7. Законная сила заочного решения
Глава 25. Производство по гражданским делам у мирового судьи
§ 1. Подсудность гражданских дел мировым судьям
§ 2. Особенности процессуального порядка рассмотрения
Глава 26. Производство по рассмотрению заявлений
§ 2. Возбуждение производства по делу
Глава 27. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных
§ 2. Общие особенности рассмотрения дел,
§ 3. Производство по делам об оспаривании
§ 4. Порядок рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании
§ 5. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения
§ 6. Временное размещение иностранного гражданина,
§ 7. Производство по делам об административном надзоре
Глава 28. Рассмотрение гражданских дел в дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
§ 1. Понятие особого производства
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка
§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим
§ 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание
§ 6. Объявление несовершеннолетнего полностью
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина в
§ 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений
§ 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных
§ 12. Восстановление утраченного судебного производства
Глава 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
§ 1. Общая характеристика апелляционного производства
§ 2. Право апелляционного обжалования
§ 3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
§ 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
§ 5. Основания для отмены или изменения решения суда
§ 6. Апелляционное обжалование определений суда
§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений,
§ 2. Право кассационного обжалования
§ 3. Возбуждение кассационного производства
§ 4. Суды, рассматривающие дела по кассационным жалобам.
§ 5. Права суда кассационной инстанции и основания
§ 6. Постановление, определение суда кассационной инстанции
§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу
§ 2. Возбуждение надзорного производства
§ 3. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел
§ 4. Основания к отмене в порядке надзора решений,
§ 1. Понятие вновь открывшегося и нового
§ 2. Процессуальный порядок пересмотра решений,
Глава 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
§ 1. Правовая природа исполнительного производства
§ 2. Участники исполнительного производства
§ 3. Акты судов и иных органов, подлежащие исполнению
§ 6. Общие правила исполнительного производства
§ 7. Обращение взыскания на имущество должника
§ 8. Особенности обращения взыскания
§ 9. Обращение взыскания на заработную плату
§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями
§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
Глава 35. Гражданские процессуальные права
§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
§ 3. Иски к иностранным государствам
§ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов
Глава 36. Порядок обращения и производство в европейском суде по правам человека
§ 1. Европейский суд по правам человека:
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела
§ 5. Значение решений и постановлений
Глава 37. Основы знаний об арбитражном процессе
§ 1. Система, состав, структура и функции арбитражных судов
§ 2. Принципы арбитражного процессуального права
§ 3. Подведомственность дел арбитражным судам
§ 4. Подсудность дел арбитражным судам
§ 5. Участники арбитражного процесса
§ 6. Доказывание и доказательства в арбитражном суде
§ 7. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения
§ 8. Подготовка к судебному разбирательству,
§ 9. Пересмотр решений арбитражного суда
§ 10. Исполнение решений арбитражного суда
Глава 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
§ 1. Общая характеристика нотариата
§ 2. Российский нотариат как нотариат латинского типа
§ 3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
§ 4. Общие правила совершения нотариальных действий
§ 5. Виды нотариальных действий и правила их совершения
Глава 39. Третейское производство
§ 1. Основы организации и деятельности
§ 2. Третейское разбирательство и разрешение дел
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
Заинтересованные лица. В Суд с жалобой или индивидуальной жалобой могут обратиться:
любое государство - участник Конвенциив случае предполагаемого нарушения положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством - участником Конвенции <1>;
--------------------------------
<1> "В 1982 г. скандинавские страны, Франция и Нидерланды подали жалобу на Турцию в связи с положением, сложившимся при военном режиме. Это дело закончилось мирным урегулированием, в соответствии с которым правительство Турции согласилось, в частности, регулярно представлять Европейской комиссии доклады о мерах по обеспечению эффективного осуществления ст. 3в своем внутреннем праве и практике Турции" (Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 55 - 56).
физическое лицо, неправительственная организация, группа частных лиц, утверждающих, что они явились жертвами нарушения<1> одним из государств - участниковКонвенцииих прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.
--------------------------------
<1> Статус жертвы должен быть подтвержден Судом.
Как правило, интересы заявителя при рассмотрении дела представляет адвокат.
От имени государства-ответчика в суде выступает представитель - Уполномоченный государства, который вправе пользоваться помощью адвокатов и советников.
В Российской Федерации УказомПрезидента РФ учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации <1> и утвержденоПоложениеоб Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Помимо Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека в России существует институт Уполномоченного по правам человекав Российской Федерации, основной задачей деятельности которого является контроль за соблюдением органами государства законодательства РФ в области прав человека.
<2>УказПрезидента РФ от 29 марта 1998 г. N 310 "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 22 декабря 1999 г., 20 марта, 7 мая 2007 г., 14 декабря 2008 г., 6 июля 2010 г. // СПС "Гарант".
Основными задачами деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде являются:
защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Суде дел, возбужденных против Российской Федерации;
изучение правовых последствий постановлений Суда, вынесенных в отношении государств - членов Совета Европы, и подготовка с учетом практики Суда и Комитета министров Совета Европы рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, а также по участию Российской Федерации в международных договорах и по развитию норм международного права, отвечающих интересам Российской Федерации;
обеспечение исполнения постановлений Суда и решений Комитета министров Совета Европы в связи с жалобами о нарушении Российской Федерацией положений Конвенциио защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенных прав заявителей, выплату им присужденной Судом денежной компенсации и принятие мер общего характера, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушений Российской Федерацией положенийКонвенции.
Участие иных лиц (участие третьей стороны). В соответствии с положениямист. 36Конвенции Председатель Суда в интересах надлежащего отправления правосудия может пригласить любое государство - член Совета Европы, не являющееся стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.
С 2004 г. по всем делам в производстве Палаты или Большой палаты вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях Комиссар по правам человека Совета Европы. Должность Комиссара была учреждена в 1999 г. <1>. Его полномочия призваны обеспечивать содействие Суду в получении им дополнительных сведений о проблемах, связанных с соблюдением прав и свобод на территории государств-ответчиков.
--------------------------------
<1>РезолюцияКомитета министров Совета Европы от 7 мая 1999 г. N R (99) 50 "О Комиссаре по правам человека Совета Европы" (Будапешт, 104-я сессия) // Совет Европы и Россия. 2002. Спецвыпуск.
Условия приемлемости жалобы<1> заинтересованного лица определены вст. 35Конвенции. К ним относятся исчерпание внутренних средств правовой защиты, соблюдение срока обращения и правил подачи жалобы.
--------------------------------
<1> См. подробнее о критериях приемлемости жалобы: Афанасьев С.Ф. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и российское гражданское судопроизводство. М., 2008.
Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты.
Данное требование основано на ст. 13Конвенции, согласно которой каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Европейский суд неоднократно отмечал, что вопрос о том, какие средства защиты должны быть исчерпаны, определяется внутригосударственным правом и разрешается государственными органами. Если для устранения нарушений права имеется несколько средств защиты, то заявитель должен объяснить, почему он выбрал то или иное средство защиты. Выдвигать возражения относительно того, что заявитель не исчерпал внутренних средств защиты, и доказать наличие имеющихся и достаточных внутренних средств защиты должно государство-ответчик <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. С. 72 - 77.
Если государственные органы (административные органы, государственные суды) не восстанавливают нарушенного права лица или не присуждают потерпевшей стороне справедливую компенсацию, Европейский суд по правам человека вправе рассмотреть этот вопрос, приняв соответствующую жалобу заявителя.
Если потерпевшая сторона не использовала все внутренние средства правовой защиты, то ее заявление не может быть рассмотрено Судом, поскольку механизм защиты прав человека, предусмотренный Конвенцией, является дополнительным по отношению к внутреннему механизму защиты тех же прав.
Для гражданина Российской Федерации исчерпание внутренних средств правовой защиты означает, что его дело в зависимости от правил подсудности должно быть рассмотрено сначала мировым судьей или федеральным судом общей юрисдикции первой инстанции, затем судами апелляционной, кассационной или надзорной инстанции <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Борисова Е.А. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам. М., 2013.
Европейский суд по правам человека до последнего времени не рассматривал российское производство в порядке надзора в качестве эффективного средства правовой защиты, которое необходимо исчерпать <1>. В декабре 2010 г. надзорное производство в очередной раз подверглось изменениям <2>. При изменении законодательного регулирования были приняты во внимание и рекомендации Комитета министров Совета Европы, данные им в ходе осуществления контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ, принятых в отношении России. В связи с этим обращение заинтересованного лица в суд надзорной инстанции является необходимым для выполнения условия о приемлемости обращения в ЕСПЧ.
--------------------------------
<1> См. решения и Постановления ЕСПЧ по делам: "Питкевич против Российской Федерации"(2001);"Сардин против Российской Федерации"(2004);"Денисов против Российской Федерации"(2004);"Рябых против Российской Федерации"(2003),"Никитин против России"(2004);"Волкова против Российской Федерации"(2005);"Нелюбин против Российской Федерации"(2006);"Присяжникова и Долгополов против Российской Федерации"(2006).
<2> Федеральный законN 353-ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ" // Российская газета. 2010. 13 дек.
В том случае, если заявитель полагает, что нарушено его право на разумный срок судебного разбирательства, право исполнения судебного решения в разумный срок, ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке гл. 22.1"Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок" ГПК РФ. Исчерпав это средство правовой защиты и по-прежнему полагая свое право нарушенным, заявитель вправе обратиться в ЕСПЧ.
Соблюдение срока обращения. Обращение в Европейский суд по правам человека должно последовать в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного судебного решения по делу.
Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является анонимной или по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
Суд объявляет неприемлемойлюбую индивидуальную жалобу, если он сочтет, что эта жалоба является несовместимой с положениями настоящейКонвенцииили Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы.
С принятием Протокола N 14перечень оснований объявления жалобы неприемлемой дополнен указанием на незначительный вред, который понес заявитель в результате допущенных в его отношении нарушений конвенционных прав. Данное правило действует, "если только принцип уважения к правам человека, как они определены вКонвенциии Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что не может быть отказано на этом основании в рассмотрении любого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом" (п. "b" п. 3 ст. 35Конвенции).
Правила подачи жалобы. Порядок подачи жалобы, требования, которым должна отвечать жалоба, определеныРегламентомЕвропейского суда по правам человека <1>.
--------------------------------
<1>РегламентЕСПЧ был принят 4 ноября 1998 г. В настоящее время действует редакция с поправками, принятыми 2 апреля 2012 г. на пленарном заседании Европейского суда. Новая редакция Регламента вступила в силу 1 сентября 2012 г. Все дополнительные тексты и изменения размещаются для всеобщего доступа на веб-сайте Европейского суда (www.echr.coe.int).
Жалобы, представляемые на основании ст. 34Конвенции, подаются набланках, предоставляемых Секретариатом, если иное не будет предусмотрено решением Председателя соответствующей Секции.
Датой подачи жалобы по общему правилу считается дата первого сообщения, полученного от заявителя, с изложением, даже кратким, предмета жалобы при условии, что заполненный должным образом бланк заявления был подан без нарушения сроков, установленных Судом. Тем не менее Суд вправе при наличии уважительных причин принять решение о том, чтобы датой подачи жалобы считать иную дату.
Если заявитель направляет свою жалобу в виде письма, то оно должно содержать, по крайней мере в краткой форме, суть жалобы. Выполнение этого требования важно с точки зрения соблюдения правила шести месяцев, установленного п. 1 ст. 35Конвенции.
В том случае, если жалоба составлена не на официальном формуляре, Секретариат Суда может попросить заявителя представить надлежащим образом заполненный формуляр. Последний должен быть направлен в течение восьми недель с даты письма Секретариата Суда, в котором содержится требование заполнить и вернуть формуляр.
Несоблюдение требований о сроках имеет значение для определения даты подачи жалобы и, таким образом, может повлиять на вывод о соблюдении заявителем установленного Конвенциейшестимесячного срока.
Заявители могут направить жалобу посредством факсимильной связи. Однако в течение восьми недель со дня письма Секретариата они должны отправить подписанный ими оригинал жалобы в Секретариат Суда по почте. Если в течение шести месяцев после соответствующей просьбы заявитель не отошлет в Секретариат Суда надлежащим образом заполненный формуляр жалобы, дело уничтожается.
Жалоба должна содержатьданные о заявителе; его представителе; краткое изложение фактов, краткое изложение нарушенийКонвенции, имевших место, по мнению заявителя, и соответствующих доводов; указание на соблюдение требований приемлемости жалобы; предмет жалобы. К жалобе прилагаются копии соответствующих документов, связанных с предметом жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке. После того как будет решен вопрос о приемлемости жалобы, состязательные бумаги должны подаваться на одном из официальных языков Суда - французском или английском. Председатель Суда может разрешить и в дальнейшем использовать официальный язык одного из государств - участниковКонвенциии после того, как жалоба была объявлена приемлемой.