ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С определенной долей вероятности можно утверждать, что этот фактор и есть причина, интересующая аналитика.

Метод одного различия. Метод сводится к сопоставлению случая, когда интересующее событие наступает, со случаем, когда оно не наступает. В обоих случаях должны быть одни и те же условия, за исключением одного, которое в одном из случа­ев отсутствует. Иначе говоря, если в одних и тех же обстоятель ствах при наличии какого-то фактора событие наступает, а при его отсутствии исследуемое явление не происходит, то этот фактор и есть причина изучаемого явления.

Гипотетический метод. Началом объяснения причины со­бытия чаще всего становится гипотеза. Под гипотезой понима­ется неким образом обоснованное, но нуждающееся в более глубоком доказывании предположение о причине исследуемо­го аналитиком факта. Гипотеза представляет собой умозаклю­чение, в котором есть неизвестные элементы. Создавая гипо­тезу, пользуются аналогией, индуктивным, дедуктивным мето­дами. Часто при выяснении причины исследуемых событий аналитик прибегает к аналогии.

На основе описанных методов построен базовый инстру­ментарий аналитика — набор основных (часто используемых) приемов анализа неструктурированной информации. Некото­рые из этих приемов приведены ниже.


Приемы анализа

Построение последовательности событий. Все поступаю­щие данные выстраиваются по времени описываемых собы­тий. После чего определяется, что за чем следует, какой факт какое событие предопределяет, что чему сопутствует и т. п. Это один из наиболее простых и достаточно эффективных спосо­бов. При построении цепочки событий, особенно если анало­гично рассматриваются и параллельные происшествия, мно­гое становится понятно.

Выявление связей. Определение всего, что так или иначе связано с изучаемым объектом или событием. Такие связи мо­гут быть явными и неявными. К явным относятся прямо уста­новленные, такие, как учредитель — учрежденный, прода­вец — покупатель, родственники и т. п. К неявным относятся те связи, которые нельзя доказать фактами, но которые могут существовать. Например, один юридический адрес у несколь­ких организаций может указывать на то, что они созданы од­ной юридической конторой, а на основе этого можно предпо­ложить и более значимую связь, которая безусловно требует дополнительной проверки. Неявные связи не могут рассмат­риваться как факты, но они указывают на то, в каком направ­лении нужно вести поиск. А это уже задание оперативникам.

Выявление силы связей. Все контакты (связи) между объек­тами сортируются в зависимости от того, между кем они воз-

ствах при наличии какого-то фактора событие наступает, а при его отсутствии исследуемое явление не происходит, то этот фактор и есть причина изучаемого явления.

Гипотетический метод. Началом объяснения причины со­бытия чаще всего становится гипотеза. Под гипотезой понима­ется неким образом обоснованное, но нуждающееся в более глубоком доказывании предположение о причине исследуемо­го аналитиком факта. Гипотеза представляет собой умозаклю­чение, в котором есть неизвестные элементы. Создавая гипо­тезу, пользуются аналогией, индуктивным, дедуктивным мето­дами. Часто при выяснении причины исследуемых событий аналитик прибегает к аналогии.

На основе описанных методов построен базовый инстру­ментарий аналитика — набор основных (часто используемых) приемов анализа неструктурированной информации. Некото­рые из этих приемов приведены ниже.

Приемы анализа

Построение последовательности событий. Все поступаю­щие данные выстраиваются по времени описываемых собы­тий. После чего определяется, что за чем следует, какой факт какое событие предопределяет, что чему сопутствует и т. п. Это один из наиболее простых и достаточно эффективных спосо­бов. При построении цепочки событий, особенно если анало­гично рассматриваются и параллельные происшествия, мно­гое становится понятно.


Выявление связей. Определение всего, что так или иначе связано с изучаемым объектом или событием. Такие связи мо­гут быть явными и неявными. К явным относятся прямо уста­новленные, такие, как учредитель — учрежденный, прода­вец — покупатель, родственники и т. п. К неявным относятся те связи, которые нельзя доказать фактами, но которые могут существовать. Например, один юридический адрес у несколь­ких организаций может указывать на то, что они созданы од­ной юридической конторой, а на основе этого можно предпо­ложить и более значимую связь, которая безусловно требует дополнительной проверки. Неявные связи не могут рассмат­риваться как факты, но они указывают на то, в каком направ­лении нужно вести поиск. А это уже задание оперативникам.

Выявление силы связей. Все контакты (связи) между объек­тами сортируются в зависимости от того, между кем они воз никают. Затем оцениваются по частоте возникновения либо по продолжительности действия. На основе данных о силе связей строятся гипотезы и вырабатываются рекомендации для даль­нейшего поиска. Таким образом хорошо анализировать дета­лизацию телефонных контактов. Если есть такая детализация за определенный период, можно определить, с каким абонен­том у исследуемого наиболее тесные контакты, с кем осущест­вляются контакты в нерабочее время, с кем — в рабочее. Если такую статистику сравнить со статистикой одного из контакте­ров исследуемого лица, то можно выявить еще и их общие кон­такты, и их плотность.

Резюмирование текста. Исследуемый текст читается три ра­за. При первом прочтении выделяются слова, несущие основ­ную смысловую нагрузку, — ключевые слова. Это могут быть имена, названия, даты, профессиональные выражения и т. п. При втором прочтении внимание концентрируется на ключе­вых словах, при этом выделяются короткие, не содержащие ни­чего лишнего словообразования (словосочетания), отражающие основные мысли исследуемого текста. При третьем прочтении внимание обращается только на выделенные словообразования и на их основе строятся простые, краткие предложения. После чего делается вывод об основном смысле изучаемого текста.

Есть иной способ резюмирования — текст делится на за­конченные блоки (например, абзацы) и содержание этих бло­ков пересказывается в одном предложении.

Анализ сценариев. В данном случае, основываясь на сущес­твующем положении дел и тенденциях; аналитик пытается на­рисовать картину развития ситуации. Наиболее распространен способ, при котором рассматриваются три варианта развития событий: пессимистический, реалистический и оптимистиче­ский сценарии. Перед тем как начать рисовать сценарии, нуж­но тщательно изучить силы, влияющие на исследуемый объект (или ситуацию), — что за силы могут влиять, посредством чего происходит влияние, с какой активностью происходит влия­ние; устанавливаются причинно-следственные связи самой процедуры влияния. В процессе описания сценариев полезно иметь перед глазами список этих сил. Обычно написание сце­нариев начинается с вопроса типа «если объект X почувствует, что его компания теряет рынок, что он предпримет?».


Комплексный инструмент анализа. С самого первого шага анализа необходимо четко представлять конечную цель. Эта цель формулируется в виде вопроса, ответ на который и есть то, что необходимо получить. Например, «как поведет себя господин X в такой-то ситуации?», или «какого уровня может достичь в своем развитии предприятие Ч?», или более призем­ленное «какие силы могут противодействовать при покупке бизнеса Л и как их нейтрализовать?» И чем четче сформулиро­ван вопрос, тем точнее и дешевле будет ответ.

После того как сформулирована основная цель, нужно оп­ределить подцели, без которых нельзя ответить на основной вопрос. Определив подцели, можно спускаться на следующий уровень до тех пор, пока не будут достигнуты элементарные вопросы, ответы на которые можно получить простыми дей­ствиями. Таким образом формируются группы вопросов со своим главным вопросом, а из групп главных вопросов форми­руется основной вопрос, ответ на который и нужен.

Если взять уже озвученный вопрос — «какого уровня мо­жет достичь в своем развитии предприятие Ч?», то для ответа на него нужно выяснить следующее:

  • текущее состояние предприятия;

  • возможности и преимущества предприятия;

  • угрозы и слабости предприятия;

  • намерения сил, влияющих на предприятие.

Далее надо выяснить, что нужно для ответа на эти вопросы. Каково текущее состояние предприятия (описание состоя­ния объекта в настоящий момент):

  • руководство (топ-менеджмент);

  • владельцы (учредители, акционеры);

  • создаваемый продукт (продукция или услуга);

  • краткая история объекта;

  • имущество (земля, здания и сооружения, станки и обо­рудование, нереализованная продукция, незаконченное про­изводство, сырье и материалы, ценные бумаги и обязательства и т. д. и т. п.);

  • партнеры (поставщики, клиенты и т. п.);

— показатели (финансовые, производственные и т. п.). Каковы возможности и преимущества (описание всех ре­ сурсов предприятия и его преимуществ).

Возможности:

— административные возможности (лобби, связь с влас­тью, зависимость власти от предприятия, возможность влиять на решения властных структур и т. п.);

  • экономические возможности (возможности по наращи­ванию объемов производства, по переориентации производ­ства, по повышению качества, по снижению цены, по привле­чению инвестиций и получению кредитов и т. п.);

  • криминальные возможности (возможность использо­вать криминал, зависимость от криминала, заинтересован­ность криминала в предприятии, планы криминала по отно­шению к предприятию и т. п.);

  • научно-технические возможности (взаимодействие с НИИ, модернизация технологий, вложения в науку, иное уча­стие в научной деятельности);

  • рыночные возможности (сильная конкурентная пози­ция, рост спроса, рыночная власть производителя, отсутствие товаров-заменителей).


Преимущества:

  • продукция (высокое качество, низкая себестоимость);

  • ценообразование (четко выработанная цена);

  • продвижение (сильная реклама, лобби в среде основных потребителей);

  • сервис/персонал (высокий профессионализм персона­ла, развитие сотрудников, социальные профаммы, сервисная поддержка, торговые марки и позиционирование);

  • инжиниринг и разработка новых продуктов (модерниза­ция оборудования, совершенствование технологий, повыше­ние качества);

  • сбыт и маркетинг (непрерывный мониторинг рынка, стимулирование сбыта);

  • менеджмент (низкие расходы на управление, мобильная структура, единая координация, быстрое прохождение управ­ляющих сигналов).

Каковы уфозы и слабости (описание слабых сторон бизне­са и существующих угроз). Угрозы:

  • административные (лобби конкурентов, недовольство власти, зависимость предприятия от власти, конфликты с вла­стью);

  • экономические (перегруженность оборудования, невоз­можность переориентации производства, невозможность по­вышения качества и снижения цены, трудности привлечения инвестиций и получения кредитов);

  • криминальные (давление криминала, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в предприятии, планы криминала по отношению к предприятию, конфликты с криминалом);

  • научно-технические (отсутствие взаимодействия с НИИ, нет модернизации технологий);

  • рыночные (интенсивность конкуренции, угроза появле­ния новых конкурентов, потребности покупателей на рынке, рыночная власть покупателей, дистрибьютеров, поставщиков, давление со стороны товаров-заменителей).

Слабости:

  • продукция (низкое качество, высокая себестоимость, моральное устаревание, невостребованность);

  • ценообразование (необоснованная цена);

  • продвижение (слабая реклама, отсутствие лобби);

  • сервис/персонал (низкий профессионализм, притесне­ние сотрудников, отсутствие социальных программ, программ сервисной поддержки);

  • торговые марки и позиционирование;

  • инжиниринг и разработка новых продуктов;

  • сбыт и маркетинг (рынок не изучается, сбыт не стимули­руется);

  • менеджмент (высокие расходы на управление, непово­ротливость структуры, отсутствие единой координации, долгое прохождение управляющих сигналов).