ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— другие высказывания или публикации того же автора (издания, темы, оценка);

— соавторы и оппоненты по другим выступлениям (если есть);

— другие публикации в данном СМИ на заданную и близ­кие темы (авторы, цель, содержание, эмоциональная окраска, оценка);

— общее отношение автора и источника к данной теме;

— публикации, сходные по цели, смыслу, содержанию (СМИ, авторы);

— реакция на публикацию, источники, содержание, эмоциональная окраска (комментарии, контрвыпады, критика и т. п.).

Установление фактографической составляющей текста, его тематики. Данный шаг также необходим для понимания кор­реляции полученной информации" с тематикой исследования, а потому выполняется в рамках настоящего этапа. Вначале из текста выделяют:

  • компоненты, которые могут быть отнесены к разряду фактов (например, подтверждены иными источниками);

  • компоненты, которые потенциально могут быть отнесе­ны к разряду фактов;

  • компоненты, которые не могут быть отнесены к разряду фактов.

Далее определяется, каким образом можно подтвердить или опровергнуть потенциальные факты.

При этом нельзя забывать об искажениях, вносимых в текст:

  • непреднамеренные логические ошибки;

  • некорректное построение грамматических конструк­ций;

  • преднамеренное искажение;

  • эмоциональные искажения.

Поэтому важно выявить в тексте наличие причинно-след­ственных связей.

Также анализируется полнота и непротиворечивость аргу­ментации. Вначале текст нужно привести в формализованный вид. Иными словами, его нужно пересказать сухим языком, удалив любые образования и надстройки (эмоциональные, психологические, рекламно-пропагандистские, ненорматив­ную лексику, сленг и т. п.). Очень похоже на резюмирование. Далее аргументы выстраиваются в соответствии с правилами логики и выявляются искажения (отсутствие аргументации, ложная аргументация, неполная аргументация и т. п.).

Помимо этого устанавливаются эмоциональная составля­ющая текста и системы оценочных суждений. Текст анализи­руется на наличие слов, терминов, словообразований, способ­ных воздействовать на эмоциональное состояние потребителя сообщения. Это позволяет в сочетании с анализом специфики лексики источника выявить систему ценностей источника и определить поведенческие особенности этого источника. Вто­рой составляющей данного этапа является фильтрация оце­ночных суждений источника.


Устанавливается цель генерации текста. Данный этап воз­можен, если установлен потребитель текста. Тогда анализиру­ется его модель окружающего мира и сравнивается с предлага­емой моделью в тексте сообщения. Если модели совпадают или отличаются незначительно — это обычное общение. Если модели различаются значительно, источник преследует цель побуждения потребителя к неким действиям. Если в модели окружающего мира потребителя никак не отражена описывае­мая источником область (потребитель ничего не знает об этом), налицо формирование модели (представления), а вот с какой целью — с этим необходимо разбираться отдельно.

Параллельно этому этапу происходит и оценка сведений (вне контекста):

  • эмоциональная напряженность и окраска текста;

  • стиль сообщения;

  • совпадение стиля с другими текстами того же автора;

  • заимствования (откуда);

  • внутренняя непротиворечивость сведений;

— непротиворечивость сведений по отношению к извест­ным данным.

Использование приведенного метода требует определен­ного опыта. При недостатке ресурсов использовать его следует эпизодически — по отношению к конкретным проектам, а в некоторых ситуациях — к конкретным группам сообщений.

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Первичный анализ информации уже начат на этапе ее оценки и даже раньше — на этапе ее получения. Присвоение определенных атрибутов конкретной информации уже ведет к структурированию данных и как следствие к их анализу.

Процесс собственно анализа информации состоит из ни­жеописанных этапов.


Реферирование (резюмирование) информации

Данный этап особенно полезен в случае большого объема информации из разных источников (СМИ, оперустановки и т. п.) и при необходимости дальнейшего цитирования. Он за­ключается в выборе из всего массива информации ключевых моментов и их фиксировании. Если были выполнены все пре­дыдущие этапы, то реферирование уже сделано. Умение быст­ро составить качественный реферат — достаточно непростое свойство. В настоящее время появились программы, берущие на себя данную функцию. Но полноценное реферирование программы пока не могут осуществить.

Сопоставление информации

Данный этап имеет важное значение для последующего хранения и использования материала и осуществляется в два приема:

  • систематизация сведений — разбивка всего массива ин­формации на блоки по какому-то признаку;

  • собственно сопоставление — поверхностный анализ с целью выявления явных и возможных связей с объектом из­учения и с иными «кусочками» информации.

При использовании компьютерного анализа такие связи можно выявлять по датам, по действующим лицам, по месту свершения события, по названиям, по сферам интересов и т. д.

Синтез данных

Эта процедура наиболее важная в обработке информации, она означает логическое объединение элементов информации, внешне не обладающих связями, в систему единой направлен­ности. Здесь упор делается на выдвижение обоснованной ги­потезы. На этом этапе работы с информацией решаются следу­ющие задачи:

  • установление связей между разрозненными элементами и укладывание их в единую логическую схему (например, мо­дель поведения);

  • формулирование на основе полученных моделей гипо­тезы;

  • определение потребностей в недостающих сведениях и постановка задачи по их нахождению.

Наиболее используемые варианты синтеза:

— описание;

  • причинно-следственный анализ;

  • гипотетический метод.

Описание и его методы

Описание производится в рамках той задачи, которую ана­литик ставит перед собой. Описание служит лишь умозритель­ному познанию, показу различных сторон изучаемого объекта или события. С помощью описания информация приводится к такому виду, который позволяет использовать ее в качестве ма­териала для объяснения происходящего. Описание — это не более чем модель описываемого предмета. Описывать собы­тие — значит отвечать на вопросы о его качественных и коли­чественных сторонах. Эти вопросы формулируются очень про­сто: какой, какое, какая, сколько и т. д. Поэтому описание от­личается от простой констатации фактов, которая лишь отвечает на вопросы: что, где, когда. При простой констатации фактов сотрудник показывает наличие или отсутствие некоего события. А при описании он обращает внимание на свойства явления или объекта. Главное при описании заключается в ха­рактеристике объекта интереса, то есть в выяснении качеств, а особый интерес при этом проявляется к качествам, свойствен­ным только этому объекту либо узкому кругу объектов. Иными словами, тому, что выделяет его из общей массы подобных. Аналитик прежде всего должен обнаружить те особенные ка­чества явления, которые дают наиболее полное представление об исследуемой стороне этого предмета. Чем детальнее, пра­вильнее в этом смысле описание, тем больше сведений дает оно о том, что описывается.



Методы описания

Группировка данных. Этот метод заключается в упорядочи­вании данных по определенным признакам. Группировка по­зволяет связать разрозненные факты в единую систему, соот­ветствующую тому или иному предположению, рабочей гипо­тезе и т. п. Группировка может производиться по разным признакам — в зависимости от задачи, поставленной автором. Например, по датам, по месту происшествия, по связи с неким объектом.

Типологизация данных. Типологизация — это поиск устой­чивых сочетаний свойств исследуемых ситуаций, процессов, событий, феноменов. Например, признаки, характеризующие какую-то группу людей в зависимости от их отношения к рели­гии, места в системе управления обществом, взаимоотноше­ний с силовыми структурами, социального статуса и других от­личительных свойств.

Причинно-следственный анализ и его методы. Причинная зависимость — это связь явлений, одно из которых порождает другое. Первое явление называется причиной, а второе — следствием. Во времени причина всегда предшествует след­ствию. Но причинно-следственную связь нельзя сводить к простой последовательности событий. Из того, например, что самолет взлетает после того, как в него загружают багаж, не следует, что факт появления багажа на борту есть причина по­лета воздушного судна.

Логические методы причинно-следственного анализа

Метод исключения. Суть этого метода заключается в том, что, анализируя сложный комплекс причинно-следственных отношений, можно обнаружить непосредственную причину путем исключения всех предполагаемых обстоятельств (реаль­но не влияющих, хотя и присутствующих), способных вызвать сходные события, кроме одного фактора, который после тща­тельной проверки и принимается за причину изучаемого явле­ния.

Метод сходства. Использование метода сходства обуслов­лено тем, что интересующие события, причину которых ана­литик хочет установить, возникают в самых разных обстоя­тельствах, но при этом всегда при наличии одного и того же фактора. Сущность этого метода сводится к следующему: если наблюдаемое событие возникает в различных обстоятельствах, но при наличии одного общего фактора, то этот фактор и есть причина происходящего. Используя данный метод, можно из­учить разные условия возникновения одного и того же собы­тия и вычислить из них один и тот же общий фактор, вызыва­ющий это явление.