ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
— другие высказывания или публикации того же автора (издания, темы, оценка);
— соавторы и оппоненты по другим выступлениям (если есть);
— другие публикации в данном СМИ на заданную и близкие темы (авторы, цель, содержание, эмоциональная окраска, оценка);
— общее отношение автора и источника к данной теме;
— публикации, сходные по цели, смыслу, содержанию (СМИ, авторы);
— реакция на публикацию, источники, содержание, эмоциональная окраска (комментарии, контрвыпады, критика и т. п.).
Установление фактографической составляющей текста, его тематики. Данный шаг также необходим для понимания корреляции полученной информации" с тематикой исследования, а потому выполняется в рамках настоящего этапа. Вначале из текста выделяют:
компоненты, которые могут быть отнесены к разряду фактов (например, подтверждены иными источниками);
компоненты, которые потенциально могут быть отнесены к разряду фактов;
компоненты, которые не могут быть отнесены к разряду фактов.
Далее определяется, каким образом можно подтвердить или опровергнуть потенциальные факты.
При этом нельзя забывать об искажениях, вносимых в текст:
непреднамеренные логические ошибки;
некорректное построение грамматических конструкций;
преднамеренное искажение;
эмоциональные искажения.
Поэтому важно выявить в тексте наличие причинно-следственных связей.
Также анализируется полнота и непротиворечивость аргументации. Вначале текст нужно привести в формализованный вид. Иными словами, его нужно пересказать сухим языком, удалив любые образования и надстройки (эмоциональные, психологические, рекламно-пропагандистские, ненормативную лексику, сленг и т. п.). Очень похоже на резюмирование. Далее аргументы выстраиваются в соответствии с правилами логики и выявляются искажения (отсутствие аргументации, ложная аргументация, неполная аргументация и т. п.).
Помимо этого устанавливаются эмоциональная составляющая текста и системы оценочных суждений. Текст анализируется на наличие слов, терминов, словообразований, способных воздействовать на эмоциональное состояние потребителя сообщения. Это позволяет в сочетании с анализом специфики лексики источника выявить систему ценностей источника и определить поведенческие особенности этого источника. Второй составляющей данного этапа является фильтрация оценочных суждений источника.
Устанавливается цель генерации текста. Данный этап возможен, если установлен потребитель текста. Тогда анализируется его модель окружающего мира и сравнивается с предлагаемой моделью в тексте сообщения. Если модели совпадают или отличаются незначительно — это обычное общение. Если модели различаются значительно, источник преследует цель побуждения потребителя к неким действиям. Если в модели окружающего мира потребителя никак не отражена описываемая источником область (потребитель ничего не знает об этом), налицо формирование модели (представления), а вот с какой целью — с этим необходимо разбираться отдельно.
Параллельно этому этапу происходит и оценка сведений (вне контекста):
эмоциональная напряженность и окраска текста;
стиль сообщения;
совпадение стиля с другими текстами того же автора;
заимствования (откуда);
внутренняя непротиворечивость сведений;
— непротиворечивость сведений по отношению к известным данным.
Использование приведенного метода требует определенного опыта. При недостатке ресурсов использовать его следует эпизодически — по отношению к конкретным проектам, а в некоторых ситуациях — к конкретным группам сообщений.
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
Первичный анализ информации уже начат на этапе ее оценки и даже раньше — на этапе ее получения. Присвоение определенных атрибутов конкретной информации уже ведет к структурированию данных и как следствие к их анализу.
Процесс собственно анализа информации состоит из нижеописанных этапов.
Реферирование (резюмирование) информации
Данный этап особенно полезен в случае большого объема информации из разных источников (СМИ, оперустановки и т. п.) и при необходимости дальнейшего цитирования. Он заключается в выборе из всего массива информации ключевых моментов и их фиксировании. Если были выполнены все предыдущие этапы, то реферирование уже сделано. Умение быстро составить качественный реферат — достаточно непростое свойство. В настоящее время появились программы, берущие на себя данную функцию. Но полноценное реферирование программы пока не могут осуществить.
Сопоставление информации
Данный этап имеет важное значение для последующего хранения и использования материала и осуществляется в два приема:
систематизация сведений — разбивка всего массива информации на блоки по какому-то признаку;
собственно сопоставление — поверхностный анализ с целью выявления явных и возможных связей с объектом изучения и с иными «кусочками» информации.
При использовании компьютерного анализа такие связи можно выявлять по датам, по действующим лицам, по месту свершения события, по названиям, по сферам интересов и т. д.
Синтез данных
Эта процедура наиболее важная в обработке информации, она означает логическое объединение элементов информации, внешне не обладающих связями, в систему единой направленности. Здесь упор делается на выдвижение обоснованной гипотезы. На этом этапе работы с информацией решаются следующие задачи:
установление связей между разрозненными элементами и укладывание их в единую логическую схему (например, модель поведения);
формулирование на основе полученных моделей гипотезы;
определение потребностей в недостающих сведениях и постановка задачи по их нахождению.
Наиболее используемые варианты синтеза:
— описание;
причинно-следственный анализ;
гипотетический метод.
Описание и его методы
Описание производится в рамках той задачи, которую аналитик ставит перед собой. Описание служит лишь умозрительному познанию, показу различных сторон изучаемого объекта или события. С помощью описания информация приводится к такому виду, который позволяет использовать ее в качестве материала для объяснения происходящего. Описание — это не более чем модель описываемого предмета. Описывать событие — значит отвечать на вопросы о его качественных и количественных сторонах. Эти вопросы формулируются очень просто: какой, какое, какая, сколько и т. д. Поэтому описание отличается от простой констатации фактов, которая лишь отвечает на вопросы: что, где, когда. При простой констатации фактов сотрудник показывает наличие или отсутствие некоего события. А при описании он обращает внимание на свойства явления или объекта. Главное при описании заключается в характеристике объекта интереса, то есть в выяснении качеств, а особый интерес при этом проявляется к качествам, свойственным только этому объекту либо узкому кругу объектов. Иными словами, тому, что выделяет его из общей массы подобных. Аналитик прежде всего должен обнаружить те особенные качества явления, которые дают наиболее полное представление об исследуемой стороне этого предмета. Чем детальнее, правильнее в этом смысле описание, тем больше сведений дает оно о том, что описывается.
Методы описания
Группировка данных. Этот метод заключается в упорядочивании данных по определенным признакам. Группировка позволяет связать разрозненные факты в единую систему, соответствующую тому или иному предположению, рабочей гипотезе и т. п. Группировка может производиться по разным признакам — в зависимости от задачи, поставленной автором. Например, по датам, по месту происшествия, по связи с неким объектом.
Типологизация данных. Типологизация — это поиск устойчивых сочетаний свойств исследуемых ситуаций, процессов, событий, феноменов. Например, признаки, характеризующие какую-то группу людей в зависимости от их отношения к религии, места в системе управления обществом, взаимоотношений с силовыми структурами, социального статуса и других отличительных свойств.
Причинно-следственный анализ и его методы. Причинная зависимость — это связь явлений, одно из которых порождает другое. Первое явление называется причиной, а второе — следствием. Во времени причина всегда предшествует следствию. Но причинно-следственную связь нельзя сводить к простой последовательности событий. Из того, например, что самолет взлетает после того, как в него загружают багаж, не следует, что факт появления багажа на борту есть причина полета воздушного судна.
Логические методы причинно-следственного анализа
Метод исключения. Суть этого метода заключается в том, что, анализируя сложный комплекс причинно-следственных отношений, можно обнаружить непосредственную причину путем исключения всех предполагаемых обстоятельств (реально не влияющих, хотя и присутствующих), способных вызвать сходные события, кроме одного фактора, который после тщательной проверки и принимается за причину изучаемого явления.
Метод сходства. Использование метода сходства обусловлено тем, что интересующие события, причину которых аналитик хочет установить, возникают в самых разных обстоятельствах, но при этом всегда при наличии одного и того же фактора. Сущность этого метода сводится к следующему: если наблюдаемое событие возникает в различных обстоятельствах, но при наличии одного общего фактора, то этот фактор и есть причина происходящего. Используя данный метод, можно изучить разные условия возникновения одного и того же события и вычислить из них один и тот же общий фактор, вызывающий это явление.