ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
Необходимость создания подразделения, занимающегося конкурентной разведкой (КР), диктуется потребностью в получении руководством компании информации, которую не могут дать традиционные подразделения. Поэтому главная цель КР — своевременное обеспечение руководства достоверными и полными сведениями о конкурентной ситуации вокруг компании. Такая постановка вопроса объясняет и то, какими технологиями пользуются специалисты КР, и в чем главное отличие КР от иных подразделений, например от отдела маркетинга. Детализация главной цели КР: _
сбор, накопление и анализ информации о силах, способных влиять на компанию;
прогнозирование изменения этих сил и выработка рекомендаций по ослаблению угроз и использованию возможностей компании;
информационное обеспечение стратегических решений руководства компании;
— организация работы с информацией компании. Основные задачи КЕ1
определение информационных потребностей компании;
определение мест нахождения необходимой информации (как вне компании, так и внутри нее);
разработка способов получения необходимой информации и их реализация;
оценка, накопление и анализ собранной информации;
прогнозирование развития событий на контролируемых участках;
выработка рекомендаций;
— информационное обеспечение разовых мероприятий. Стандартные работы в КР
1) в области определения информационных потребностей компании:
— изучение имеющейся в компании информации;
выявление информации, необходимой для принятия решений;
выявление информации о силах, влияющих на компанию;
определение недостающей информации;
2) в области определения мест нахождения необходимой информации:
определение, где находится искомая информация;
определение, кто имеет к ней доступ;
выявление работ, проводимых с этой информацией;
определение путей перемещения искомой информации;
3) в области разработки способов получения необходимой информации и их реализации:
определение подходов к людям, владеющим искомой информацией;
определение способов получения доступа к искомой информации;
реализация выработанных решений по получению информации;
4) в области оценки, накопления и анализа информации:
определение достоверности, своевременности и актуальности информации;
создание системы хранения информации;
изучение информации, ее структуризация, стыковка и взаимоувязка;
составление представления о предмете интереса по косвенным признакам;
5) в области прогнозирования событий на контролируемых участках:
— определение тенденций в развитии ситуации;
определение воздействия внешних факторов на развитие событий;
выработка мнения о дальнейшем развитии ситуации;
6) в области выработки рекомендаций:
выявление сходных событий;
выявление закономерностей в развитии этих событий;
определение степени влияния внешних факторов на развитие событий;
выработка мнения по необходимым шагам;
7) в области информационного обеспечения разовых мероприятий:
определение необходимой информации по конкретному вопросу и мест ее нахождения;
определение способов доступа к ней и их реализация;
структуризация собранной информации и составление отчета.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Полезная информация может оказаться в самых неожиданных местах. До начала работ по ее сбору нужно иметь представление о том, где и какая информация может находиться. Эти знания — одна из составляющих бесценного опыта специалиста по КР.
Виды источников информации;.
люди;
документы;
публикации;
иные носители информации;
продукция;
— промышленные и производственные отходы. Наиболее часто используются:
открытые СМИ — в них можно почерпнуть информацию о событиях на рынке и вокруг его основных игроков, об их истории, о сотрудниках, отчеты (в том числе судебные), особый интерес представляют местные издания и издания для внутреннего пользования;
Интернет можно рассматривать как совокупность большинства источников;
справочники — они содержат информацию о предприятиях, продукции, особый интерес представляют внутренние
телефонные справочники — по ним можно получить информацию о структуре предприятия, о его сотрудниках;
базы данных — самая разнообразная информация от справочной до конфиденциальной;
выставки, конференции, симпозиумы — это и подробная информация о продукции и используемых технологиях, и возможность познакомиться с сотрудниками конкурента и провести скрытый оперативный опрос;
патенты и патентная информация — данные о новшествах и планах их использования;
собственно продукция конкурентов — ее тщательное изучение позволяет выявить сильные и слабые стороны, сравнить со своей продукцией, наметить пути совершенствования;
собственные сотрудники — они обладают массой полезных данных, однако эти данные фрагментированны и разрозненны;
сотрудники конкурентов — посредством оперативного опроса или агентурной работы от них можно получать самую актуальную информацию;
эксперты в данной отрасли — они постоянно наблюдают за отраслью, общаются с ведущими участниками рынка и имеют много полезной информации.
Виды разведки
Условно К.Р можно разделить на три основных вида:
агентурная;
аналитическая;
техническая.
Агентурная разведка подразумевает работу с людьми. Ее основа — это собственно агентура, то есть люди внутри структуры оппонента, поставляющие необходимые сведения. Но к агентурному способу получения информации необходимо отнести и оперативный опрос — как открытый, так и скрытный.
Аналитическая разведка основывается на исследовании открытой информации и построении выводов и прогнозов на основе косвенных данных и различных признаков.
Техническая разведка — не что иное, как получение необходимых данных посредством использования технических средств.
Условность деления состоит в том, что все эти виды тесно переплетаются, а разница заключается лишь в преобладании того или иного признака. Технические средства используют люди, при этом оценивая косвенные признаки и оперативно корректируя свою работу. Поэтому провести четкую границу непросто.
Исходя из видов КР, можно назвать наиболее используемые способы доступа к информации:
- добровольное сотрудничество;
принудительное сотрудничество;
выведывание;
сбор и аналитическая обработка;
наблюдение (в том числе фото, видео);
проникновение в места хранения и кража, копирование либо налаживание канала передачи данных;
подключение к каналам передачи информации (в том числе перехват).
Стратегические потребности (все, что может оказать дол-госрочное влияние на деятельность компании);
изменение объемов потребления;
изменение технологий производства данных продуктов;
изменение объемов вылова и производства;
изменение вкусов потребителей;
изменение покупательной способности потребителей;
изменения у конкурентов;
изменения в таможенной и налоговой политике государства;
изменения во взаимоотношениях РФ и экспортеров;
изменения конъюнктуры фондовых рынков;
изменения на рынке сопутствующих и смежных товаров.
Стратегические базы наблюдения (за чем нужно наблю-дать);
— сырье и технологии;
технологии производства данных продуктов;
технологии производства холодильников; — окружение компании;
— торговые сети;
— производители сырья;
— природные катаклизмы и экологическая обстановка;
— конъюнктура фондовых рынков;
взаимоотношения РФ со странами — экспортерами продукции и сырья для ее производства;
таможенная и налоговая политика РФ;
действующие лица;
действующие конкуренты и все, что с ними связано;
— потенциальные конкуренты и все, что с ними связано. Список источников информации;
на основании собранных данных делается вывод о мес-концентрации интересующей информации;
специализированные периодические издания;
комитет по лицензированию;
— специализированные сайты и т. п.
Далее по каждому источнику принимается решение о способе получения информации. Все эти данные собираются посредством бесед с руководством компании и ее персоналом.
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т. п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую информацию затруднительно, процесс ее выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется ее первичная оценка. Критерии такой оценки должны быть немного занижены для исключения потери важной информации, но только немного — иначе поток превратится в неконтролируемый. Результатом оценки информации должен стать вывод о ее важности, точности, значимости.
ВАЖНОСТЬ информации — наличие.связи с проблемой и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с информационными потребностями и ответить на вопрос, сможет ли она помочь чем-то сейчас или в ближайшем будущем.
ТОЧНОСТЬ информации — это ее достоверность, определяемая по следующим параметрам: .
наличие подтверждения из других источников;
стыковка с другой информацией;
знание источника и его мотивов;
— авторитет или длительная положительная история работы с источником.
ЗНАЧИМОСТЬ информации — понимание самой информации, ее полнота, своевременность и достаточность для принятия решения.
- В процессе работы с информацией (на любом этапе) возможно возникновение ситуации, когда для понимания происходящего не хватает данных. В этом случае можно воспользоваться приемом восстановления информации. Суть его в том, что любому событию что-то предшествует — какая-то подготовка, какие-то события — и везде остается след. Какие-то процессы сопутствуют основному событию, что-то становится следствием этого события. Нужно уметь восстанавливать последовательность событий и выявлять места, где может остаться информация о событии. Но начинать нужно с обработки уже имеющейся информации. При этом важным является процесс аттестации источника информации, который описан ниже.
Установление источника, получателя, их пространственных и временных координат. Данный шаг выполняется в рамках первичной оценки информации при условии достаточности сил и средств; он особенно актуален для сообщений СМИ и слухов. Его результатом может стать понимание важности информации, внешне никак не связанной с объектом интереса. Если источник информации, получатель и их пространственные и временные координаты нельзя прямо установить из содержания, то используются следующие приемы. Для установления источника:
определение специфики лексикона источника;
анализ распределения служебных терминов;
определение частоты употребления слов и сопоставление с аналогичными показателями известных источников;
сопоставление с аналогичными характеристиками профессиональных, социальных, этнических и т. п. групп.
Ценный результат дает сопоставление статистического анализа с:
—профессиональными эталонами — для определения профессиональной принадлежности;
образовательными эталонами — для установления уровня образования;
авторскими эталонами (статьи СМИ) — для определения авторства, для определения того, что статья писалась под диктовку, для определения подложного авторства.
Для установления временного интервала исследуются все имеющиеся в сообщении указания на его принадлежность к некоторому временному интервалу, отраженному в ссылках на те события, даты которых известны или могут быть установлены.
Для установления получателя определяется, кому может быть интересна данная информация, кто читает данный источник (если это СМИ) и т. д.
На основании собранных данных каждой вновь поступаю- щей порции сведений присваиваются определенные атрибуты: — кто или что является первоначальным источником информации (другими словами, абсолютный источник данной информации);
кто предал огласке информацию (СМИ, автор);
когда впервые информация предана огласке (задержка обнародования от времени события);
— когда опубликована полученная информация;
— статус публикации (редакционная или оплаченная — рекламная и т. п., — если оплаченная, то кем);
— кому выгодна, а кому нет и почему;
— однотипные публикации в других СМ И.
Также собирается комментирующая информация: