ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
С определенной долей вероятности можно утверждать, что этот фактор и есть причина, интересующая аналитика.
Метод одного различия. Метод сводится к сопоставлению случая, когда интересующее событие наступает, со случаем, когда оно не наступает. В обоих случаях должны быть одни и те же условия, за исключением одного, которое в одном из случаев отсутствует. Иначе говоря, если в одних и тех же обстоятель ствах при наличии какого-то фактора событие наступает, а при его отсутствии исследуемое явление не происходит, то этот фактор и есть причина изучаемого явления.
Гипотетический метод. Началом объяснения причины события чаще всего становится гипотеза. Под гипотезой понимается неким образом обоснованное, но нуждающееся в более глубоком доказывании предположение о причине исследуемого аналитиком факта. Гипотеза представляет собой умозаключение, в котором есть неизвестные элементы. Создавая гипотезу, пользуются аналогией, индуктивным, дедуктивным методами. Часто при выяснении причины исследуемых событий аналитик прибегает к аналогии.
На основе описанных методов построен базовый инструментарий аналитика — набор основных (часто используемых) приемов анализа неструктурированной информации. Некоторые из этих приемов приведены ниже.
Приемы анализа
Построение последовательности событий. Все поступающие данные выстраиваются по времени описываемых событий. После чего определяется, что за чем следует, какой факт какое событие предопределяет, что чему сопутствует и т. п. Это один из наиболее простых и достаточно эффективных способов. При построении цепочки событий, особенно если аналогично рассматриваются и параллельные происшествия, многое становится понятно.
Выявление связей. Определение всего, что так или иначе связано с изучаемым объектом или событием. Такие связи могут быть явными и неявными. К явным относятся прямо установленные, такие, как учредитель — учрежденный, продавец — покупатель, родственники и т. п. К неявным относятся те связи, которые нельзя доказать фактами, но которые могут существовать. Например, один юридический адрес у нескольких организаций может указывать на то, что они созданы одной юридической конторой, а на основе этого можно предположить и более значимую связь, которая безусловно требует дополнительной проверки. Неявные связи не могут рассматриваться как факты, но они указывают на то, в каком направлении нужно вести поиск. А это уже задание оперативникам.
Выявление силы связей. Все контакты (связи) между объектами сортируются в зависимости от того, между кем они воз-
ствах при наличии какого-то фактора событие наступает, а при его отсутствии исследуемое явление не происходит, то этот фактор и есть причина изучаемого явления.
Гипотетический метод. Началом объяснения причины события чаще всего становится гипотеза. Под гипотезой понимается неким образом обоснованное, но нуждающееся в более глубоком доказывании предположение о причине исследуемого аналитиком факта. Гипотеза представляет собой умозаключение, в котором есть неизвестные элементы. Создавая гипотезу, пользуются аналогией, индуктивным, дедуктивным методами. Часто при выяснении причины исследуемых событий аналитик прибегает к аналогии.
На основе описанных методов построен базовый инструментарий аналитика — набор основных (часто используемых) приемов анализа неструктурированной информации. Некоторые из этих приемов приведены ниже.
Приемы анализа
Построение последовательности событий. Все поступающие данные выстраиваются по времени описываемых событий. После чего определяется, что за чем следует, какой факт какое событие предопределяет, что чему сопутствует и т. п. Это один из наиболее простых и достаточно эффективных способов. При построении цепочки событий, особенно если аналогично рассматриваются и параллельные происшествия, многое становится понятно.
Выявление связей. Определение всего, что так или иначе связано с изучаемым объектом или событием. Такие связи могут быть явными и неявными. К явным относятся прямо установленные, такие, как учредитель — учрежденный, продавец — покупатель, родственники и т. п. К неявным относятся те связи, которые нельзя доказать фактами, но которые могут существовать. Например, один юридический адрес у нескольких организаций может указывать на то, что они созданы одной юридической конторой, а на основе этого можно предположить и более значимую связь, которая безусловно требует дополнительной проверки. Неявные связи не могут рассматриваться как факты, но они указывают на то, в каком направлении нужно вести поиск. А это уже задание оперативникам.
Выявление силы связей. Все контакты (связи) между объектами сортируются в зависимости от того, между кем они воз никают. Затем оцениваются по частоте возникновения либо по продолжительности действия. На основе данных о силе связей строятся гипотезы и вырабатываются рекомендации для дальнейшего поиска. Таким образом хорошо анализировать детализацию телефонных контактов. Если есть такая детализация за определенный период, можно определить, с каким абонентом у исследуемого наиболее тесные контакты, с кем осуществляются контакты в нерабочее время, с кем — в рабочее. Если такую статистику сравнить со статистикой одного из контактеров исследуемого лица, то можно выявить еще и их общие контакты, и их плотность.
Резюмирование текста. Исследуемый текст читается три раза. При первом прочтении выделяются слова, несущие основную смысловую нагрузку, — ключевые слова. Это могут быть имена, названия, даты, профессиональные выражения и т. п. При втором прочтении внимание концентрируется на ключевых словах, при этом выделяются короткие, не содержащие ничего лишнего словообразования (словосочетания), отражающие основные мысли исследуемого текста. При третьем прочтении внимание обращается только на выделенные словообразования и на их основе строятся простые, краткие предложения. После чего делается вывод об основном смысле изучаемого текста.
Есть иной способ резюмирования — текст делится на законченные блоки (например, абзацы) и содержание этих блоков пересказывается в одном предложении.
Анализ сценариев. В данном случае, основываясь на существующем положении дел и тенденциях; аналитик пытается нарисовать картину развития ситуации. Наиболее распространен способ, при котором рассматриваются три варианта развития событий: пессимистический, реалистический и оптимистический сценарии. Перед тем как начать рисовать сценарии, нужно тщательно изучить силы, влияющие на исследуемый объект (или ситуацию), — что за силы могут влиять, посредством чего происходит влияние, с какой активностью происходит влияние; устанавливаются причинно-следственные связи самой процедуры влияния. В процессе описания сценариев полезно иметь перед глазами список этих сил. Обычно написание сценариев начинается с вопроса типа «если объект X почувствует, что его компания теряет рынок, что он предпримет?».
Комплексный инструмент анализа. С самого первого шага анализа необходимо четко представлять конечную цель. Эта цель формулируется в виде вопроса, ответ на который и есть то, что необходимо получить. Например, «как поведет себя господин X в такой-то ситуации?», или «какого уровня может достичь в своем развитии предприятие Ч?», или более приземленное «какие силы могут противодействовать при покупке бизнеса Л и как их нейтрализовать?» И чем четче сформулирован вопрос, тем точнее и дешевле будет ответ.
После того как сформулирована основная цель, нужно определить подцели, без которых нельзя ответить на основной вопрос. Определив подцели, можно спускаться на следующий уровень до тех пор, пока не будут достигнуты элементарные вопросы, ответы на которые можно получить простыми действиями. Таким образом формируются группы вопросов со своим главным вопросом, а из групп главных вопросов формируется основной вопрос, ответ на который и нужен.
Если взять уже озвученный вопрос — «какого уровня может достичь в своем развитии предприятие Ч?», то для ответа на него нужно выяснить следующее:
текущее состояние предприятия;
возможности и преимущества предприятия;
угрозы и слабости предприятия;
намерения сил, влияющих на предприятие.
Далее надо выяснить, что нужно для ответа на эти вопросы. Каково текущее состояние предприятия (описание состояния объекта в настоящий момент):
руководство (топ-менеджмент);
владельцы (учредители, акционеры);
создаваемый продукт (продукция или услуга);
краткая история объекта;
имущество (земля, здания и сооружения, станки и оборудование, нереализованная продукция, незаконченное производство, сырье и материалы, ценные бумаги и обязательства и т. д. и т. п.);
партнеры (поставщики, клиенты и т. п.);
— показатели (финансовые, производственные и т. п.). Каковы возможности и преимущества (описание всех ре сурсов предприятия и его преимуществ).
Возможности:
— административные возможности (лобби, связь с властью, зависимость власти от предприятия, возможность влиять на решения властных структур и т. п.);
экономические возможности (возможности по наращиванию объемов производства, по переориентации производства, по повышению качества, по снижению цены, по привлечению инвестиций и получению кредитов и т. п.);
криминальные возможности (возможность использовать криминал, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в предприятии, планы криминала по отношению к предприятию и т. п.);
научно-технические возможности (взаимодействие с НИИ, модернизация технологий, вложения в науку, иное участие в научной деятельности);
рыночные возможности (сильная конкурентная позиция, рост спроса, рыночная власть производителя, отсутствие товаров-заменителей).
Преимущества:
продукция (высокое качество, низкая себестоимость);
ценообразование (четко выработанная цена);
продвижение (сильная реклама, лобби в среде основных потребителей);
сервис/персонал (высокий профессионализм персонала, развитие сотрудников, социальные профаммы, сервисная поддержка, торговые марки и позиционирование);
инжиниринг и разработка новых продуктов (модернизация оборудования, совершенствование технологий, повышение качества);
сбыт и маркетинг (непрерывный мониторинг рынка, стимулирование сбыта);
менеджмент (низкие расходы на управление, мобильная структура, единая координация, быстрое прохождение управляющих сигналов).
Каковы уфозы и слабости (описание слабых сторон бизнеса и существующих угроз). Угрозы:
административные (лобби конкурентов, недовольство власти, зависимость предприятия от власти, конфликты с властью);
экономические (перегруженность оборудования, невозможность переориентации производства, невозможность повышения качества и снижения цены, трудности привлечения инвестиций и получения кредитов);
криминальные (давление криминала, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в предприятии, планы криминала по отношению к предприятию, конфликты с криминалом);
научно-технические (отсутствие взаимодействия с НИИ, нет модернизации технологий);
рыночные (интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, потребности покупателей на рынке, рыночная власть покупателей, дистрибьютеров, поставщиков, давление со стороны товаров-заменителей).
Слабости:
продукция (низкое качество, высокая себестоимость, моральное устаревание, невостребованность);
ценообразование (необоснованная цена);
продвижение (слабая реклама, отсутствие лобби);
сервис/персонал (низкий профессионализм, притеснение сотрудников, отсутствие социальных программ, программ сервисной поддержки);
торговые марки и позиционирование;
инжиниринг и разработка новых продуктов;
сбыт и маркетинг (рынок не изучается, сбыт не стимулируется);
менеджмент (высокие расходы на управление, неповоротливость структуры, отсутствие единой координации, долгое прохождение управляющих сигналов).